Возобновила терапию. Рассказала об этом друзьям. Реакция, за редким исключением, предсказуемая: “Это тебе, просто (просто!!!) деньги некуда девать” и все в таком же духе. Вообще, как же все “просто”, когда речь заходит о психике. Просто забей, просто напейся, просто поговори с друзьями, просто сделай что-то невозможное, но нам более понятное.
Одного “кандидата в друзья” я на этом отрезке потеряла. То есть, исключила. Надеюсь, на этот раз навсегда. Ну, что простительно Юпитеру…
Кажется, сто раз разными словами, с разных сторон, разными “картинками” объясняла, что такое психотерапия и зачем она нужна. Однако, не донесла. Еще одну попытку спрячу под кат для тех, кому все еще непонятно, но интересно, тем не менее, почему я “просто” трачу деньги, не сплю несколько ночей перед сессией, пару дней хожу с красными от слез глазами после сессии.
Раньше, пожалуй, понегодую. Вот, вы - которые называете себя моими друзьями, принимая, тем не менее мои попытки спасать себя с агрессией, насмешками и демонстративным непониманием. Вас реально обманывает моя внешняя веселость? Мой оптимизм кажется вам настоящим? Вы же рядом, вы же видите мои глаза близко, вы же знаете мою историю, мою травму. Как же вы можете быть настолько невнимательными и безжалостными?
Или вы все видите? Просто (слово дня!) не хотите, чтобы я из этого выскочила? Вам комфортнее со мной - раненой? Вам проще воспринимать меня, как дуркующую от нефикделать и лишниеденьги, чем как человека, нуждающегося в помощи? Это так работает дружба? Это этих людей я должна удерживать рядом с собой, чтобы не получать упреков, что “всех разогнала, вот и одна”?
Насколько я успела понять из разных психологических источников, в корне такого агрессивного неприятия лежат два мотива: чувство вины, а-ля “мой друг страдает, а я не помогаю, что же я за друг”; обида: “как ты можешь страдать, если у тебя есть я?”
Пройдусь по обоим. Вряд ли травматик будет другом со своим палачом. Конечно, люди разные, бабы дуры, кто-то и терпит. Но такие “терпилы” чаще всего к психотерапевтам не обращаются. А если и обратятся, то очень скоро либо терпеть перестают (гады психотерапевты объясняют им, что их жизнь важна не менее, чем жизнь их мучителей, повышают самооценку и дают силы на спасение, что, конечно, неудобно для палачей), либо бросают терапию. Так что, если я хожу к ПТ, продолжая дружить с вами, значит, вы тут не при чем. И пусть вас лучше мучает вина за то, что вы, вместо поддержки, пинаете и так травмированного человека. В том, что было до вас, вы не можете быть виноваты. И как нет ничьей вины, что не все кругом стоматологи или хирурги-травматологи, так и не ваша вина, что не можете вы вылечить душевную травму. Оставьте это профессионалам. И если ваш друг говорит, что идет к психологу, посочувствуйте ему, пообещайте поддержку, обнимите его. Просто (!) кивните, в конце концов. Но не насмешка, не осуждение, не обвинение.
Гораздо больнее про “я же есть”. Точно? Вы у меня точно есть? Когда на меня накатывает, что “тоскливым эхом на полрайона”, я имею право ворваться в вашу жизнь со своими проблемами? Скажите мне, ага, “для чего, тогда, друзья”. Это красиво и пафосно звучит. Но со своим горем человек всегда остается один-на-один. И никого у меня не “есть”. Потому что я тоже хочу быть хорошим другом и не портить вашу жизнь своими травмами. Тем более, вы просто не понимаете, с чем имеете дело. Там все настолько не просто, что “даже не начинай!”. Когда вам станет обидно, что вы “есть”, а я страдаю, проведите инвентаризацию, насколько вы есть? И вы точно уверены, что выдаваемая вами порция “есть” достаточна, чтобы я чувствовала себя защищенной? И точно это вы есть у меня, а не я есть у вас?
И решите уже, виновато-обиженные мои, насколько я вам дорога. Поскольку, как бы ни была я одинока, но на пути спасения себя никому не позволю встать. И да: разгоняла и буду разгонять. Я точно знаю, что имею на это право. Это - моя жизнь.
Сессия была в воскресенье. И уже с ночи четверг/пятница я очень плохо спала. Снились очень тревожные сны. В основном, о невосполнимх потерях. В одном мама, зачем-то, выбросилась с балкона. В другой - у меня сгорели все вещи и любимые игрушки. Все в этом же ключе. Подсознание начало готовиться к боли. Потому что, да: психотерапия - это больно. И если я на это иду, значит, мне действительно надо. Как бы “просто” это вам ни казалось.