Это может случиться и с Израилем
Originally posted by
tiomkinat
Родезия || Африка, независимость и «правление большинства» Так называемая «деколонизация Африки» с точки зрения родезийцев являлась ничем иным, как обрушением порядка и воцарением хаоса. С позиций дня сегодняшнего легче легкого объявлять родезийцев «дремучими пещерными расистами», не уделявшими внимания «забитым неграм» и «державшими африканцев на положении плантационных рабов». Заявлять такое - значит, в сущности, расписаться в полном незнании и непонимании вопроса. Если же отринуть идеологические штампы и глянуть на тогдашнюю ситуацию в Африке с точки зрения родезийцев, то картина будет далека от идиллической.
Наибольшее раздражение у родезийцев вызывал термин «правление большинства» (majority rule) - и соответственно британская политика NIBMAR (No independence before majority rule - «Никакой независимости до правления большинства»), направленная не столько на Африку в целом, сколько на Родезию. Использование оборотов типа «правление большинства»/«правление меньшинства» на самом деле было всего лишь пропагандистским приемом, рассчитанным как на полуграмотных африканцев, так и на общественное мнение Запада (в этом случае вводились дополнительные штампы типа «демократии» и «тирании»).
Вся политика британского премьер Гарольда Вильсона, в отношении Родезии по существу была построена (если пользоваться клерикальной терминологией) на «Непогрешимости догмата о правлении большинства». Этот термин в буквальном смысле навяз в зубах - любой британский политик (за редчайшим исключением), говоря о Родезии, едва ли не в обязательном порядке повторял мантру о majority rule и т.д. Один родезийский журналист ядовито заметил, что в устах Вильсона ««правление большинства» превращается ладно бы в «землю обетованную» - просто в земное воплощение рая, Нирваны и Валгаллы вместе взятых».
Родезийцы смотрели на британские требования немедленного введения правления большинства с плохо скрываемым удивлением и неприязнью. Тем более что правительство Великобритании старательно пропускало мимо ушей логичные вопросы родезийцев. Как, в частности, то, что собственно в самой Великобритании правление большинства появилось по историческим меркам совсем недавно. Британия - а вслед за ней и половина мира - во весь голос обвиняла Родезию «расистским государством» на том основании, что в Родезии право голоса было не всеобщим и большую часть из тех, кто этим правом обладал, составляли белые. Тот факт, что любой черный родезиец отвечавший определенным требованиям мог голосовать (и голосовал), в Англии игнорировался. Равно как и то, что требования к тем, кто желал осуществить это право, никоим образом не были основаны на расовом принципе.
В какой-то степени Родезия просто следовала примеру Великобритании - та в свое время осуществляла переход от норм выборочного голосования (к тому же по-британски чрезвычайно жестких) к всеобщему избирательному праву. К моменту принятия Закона о представительстве 1832 года (Парламентской реформе 1832 года) парламент в Великобритании существовал уже несколько столетий. Однако в сельских избирательных округах право голоса было только у мужчин, обладавших полной земельной собственностью с доходом не менее 40 шиллингов в год. Закон 1832 года, по существу, немного расширил категории тех, кто мог голосовать - опять же, речь шла только о мужчинах: а) долговременных арендаторов (копигольдеров и лизгольдеров) собственности с годовым доходом не менее 10 фунтов стерлингов; либо б) лизгольдеров со сроком аренды не менее 20 лет; либо в) временных владельцев собственности с годовым доходом не менее 50 ф.ст. Это напрямую касалось увеличения количества голосов в Британии и Уэльсе - с 435 тысяч до 652 тысяч. Такое расширение избирательного права затронуло средний класс (среднюю и нижнюю страты), но не затронуло, скажем, ремесленников и кустарей.
В 1870 году был принят закон Форстера - Закон о начальном образовании, касавшийся образования детей. Как сейчас заявляется англичанами, «причинами принятия этого законодательного акта стала насущная необходимость для Великобритании быть лидером в мировом производстве». (Хотя обязательным начальное образование стало только спустя 6 лет).
Закон о представительстве 1884 года еще более расширил категории лиц, получавших право голоса - теперь голосовать могли все домовладельцы или наниматели помещений с минимальной стоимостью 10 ф.ст. в год (теперь под это право подпадали и ремесленники). Два этих закона - о представительстве и об образовании - дали интересный результат. На выборах 1886 года (проходивших уже в соответствии с законом 1884 года) из 2416272 проголосовавших, только 38547 (1,6%) были неграмотными. Иначе говоря, те, кто имели на тот момент право голоса в Великобритании, подпадали под определенные имущественные и образовательные требования.
В целом же всеобщее право голоса - для мужчин - в Великобритании появилось только в 1918 году, с принятием соответствующего закона. Что касается женщин, то до 1918 года они вообще права голоса не имели (да и тогда право голосовать появилось только у тех женщин, которым исполнилось более 30 лет и чей имущественный ценз (собственность) не мог быть ниже 5 ф.ст. в год).
Таким образом, всеобщее избирательное право для мужчин в Англии и Уэльсе было введено спустя почти полвека после принятия закона о всеобщем начальном образовании. (Женщины в целом получили право голоса только в 1928 году).
О том, какое значение в Великобритании придавали качеству голоса, говорит то, что выпускник университета обладал двумя голосами - равно как и тот, в чьей собственности находилось недвижимое имущество, используемое для получения прибыли с годовым доходом не менее 10 ф.ст. Соответственно, скажем, если число тех, кто имел право голоса в среднем в каком-нибудь сельском выборном округе составляло 50 тысяч - и выбирали они одного члена парламента - то Лондон с его 11 тысячами голосовавших давал парламенту аж двух депутатов сразу. Такие «двойные голоса» были отменены только в 1948 году.
А теперь вернемся к Африке. В справочнике Atlas of African Affairs (1962) писалось: «По крайней мере, 7 из 10 человек не умеют читать и писать. В ряде стран тропической Африки уровень неграмотности еще выше. Начальное образование растет довольно быстрыми темпами, но понадобятся многие годы, чтобы победить неграмотность среди взрослого населения».
Так что с точки зрения тогдашних родезийцев, о чем могла в принципе идти речь: если человек не умеет читать или писать, то как он намерен узнать, что происходит в его стране и за ее пределами - не говоря уже о том, чтобы ей управлять? Согласно социологическому исследованию Кимбла, по состоянию на 1957-1959 гг. количество экземпляров газет на 1000 человек в ряде стран Африки было следующим: Эфиопия - менее 1, Уганда - 1, Танганьика - 2, Судан - 3, Кения - 5, Замбия - 8. В Родезии этот показатель составлял 21.
Родезийцы опирались на здравый смысл: право голоса может быть предоставлено только тому человеку, который взял на себя труд подтвердить, что он достаточно грамотен, чтобы этим правом разумно распоряжаться. Стоит отметить, что если бы данная политика применялась хотя бы в половине африканских стран, то, возможно, той кровавой бани, которая сотрясала континент с начала 1960-х годов, удалось бы во многом избежать.
Когда главы стран, входивших в Британское содружество, заявили по итогам конференции в совместном коммюнике от 14 сентября 1966 года, что «принцип «один человек - один голос» является фундаментальным для демократии», то с точки зрения родезийцев они лукавили - это если выражаться предельно деликатно. Менее сдержанные на язык родезийцы просто считали данное заявление «демагогией, основанной на этическом безумии» (слепой убежденности в том, что т.н. «добрые принципы» и «общечеловеческие ценности» всегда и везде универсальны, вне зависимости от обстоятельств и стран, в которых они применяются). Огромная часть населения Африки на тот момент находилась на примитивном уровне развития - их образ жизни был, пожалуй, сравним с тем, как жили британские племена в 1 веке до н.э. Тем не менее, Великобритания (как и другие страны, в частности африканские - на тот момент в Содружество входило 9 стран Черного континента) публично заявляла, что такое родоплеменное общество моментально выиграет от мгновенного введения довольно сложного политического механизма - который, напомним, в самой Великобритании появился только спустя полвека, да и то частично, после введения всеобщего образования.
Надо отменить, что не все британские политики были ревностными проповедниками догмы NIBMAR. Барон Реджинальд Паже, депутат парламента, в своей речи от 21 апреля 1966 года заявлял: «Дать право голоса африканцам, находящимся на нынешнем уровне бедности и неграмотности - не значит помочь им. Наоборот, это превратит их в жертв - потому что тут же появится какой-нибудь лидер бандитского склада, который начнет эту неграмотность вкупе с правом голоса использовать в своих корыстных целях. Ответственное правительство не может сбросить с себя часть ответственности за страну и переложить ее на плечи тех, кто еще не достиг уровня, на котором он способен принимать настоящие политические решения. Британия находится в долгу перед Родезией и людьми, ее населяющими - и наша задача состоит в том, чтобы всемерно способствовать образованию и просвещению. Говоря словами Сесила Родса, «все цивилизованные люди, вне зависимости от расы и цвета кожи, равны меж собой»».
Лорд Гридли (барон Арнольд Гридли) также выступал против скорейшего и насильственного введения всеобщего голосовательного права в Родезии: «За введением практики «один человек - один голос» немедленно последует хаос, который отразится на 4 миллионах африканцев. Это что - по-христиански? Мирные и ни в чем не повинные африканцы погибнут от резни. Это что - по-христиански? Будут убивать детей и женщин. Во имя разума - это что, защита их прав?»
Если глянуть на т.н. «правление большинства» - то, на чем настаивала Великобритания в отношении Родезии - то картина получалась довольно неприглядной. По состоянию на 1967 год - т.е. спустя два года после заявления премьер-министра Яна Дугласа Смита о Независимости Родезии - Великобритания даровала независимость 11 африканским государствам. А именно:
1. Гана. Независимость дарована 6 марта 1957 года. В январе 1964 страна провозглашена однопартийным государством. 24 февраля 1966 года, армия, под предводительством полковника Котоки, захватила власть в стране. Установлен военно-диктаторский режим во главе с генералом Анкрой.
2. Нигерия. Независимость дарована 1 октября 1960 года. 15 января 1966 года группа офицеров совершила военный переворот, премьер-министр Абубакар Тафава Балева был убит, власть взял генерал Иронси. 29 июля 1966 год произошел еще один военный переворот - генерал Иронси был убит, власть взял подполковник Говон. 30 мая 1967 года губернатор Восточного региона Нигерии подполковник Оджукву объявил территорию независимой Республикой Биафра. В отличие от Родезии, ООН не объявила Биафру «угрозой мировому миропорядку».
3. Сьерра-Леоне. Независимость дарована 27 апреля 1961 года. 21 марта 1967 года бригадный генерал Дэвид Лансана осуществил военный переворот. За одну неделю в стране сменилось пять правительств, последнее возглавил подполковник Джаксон-Смит.
4. Танзания (Танганьика и Занзибар) . Независимость Танганьике дарована 9 декабря 1961 года, Занзибар стал независимым 9 декабря 1963 года. 12 января 1964 года в ходе переворота султан Занзибара был смещен, 11 мая 1965 Занзибар провозглашен однопартийным государством. 25 апреля 1964 года Танганьика и Занзибар объединились в государство Танзания, 5 июля 1966 года Танзания стала однопартийным государством.
5. Уганда. Независимость дарована 9 октября 1962 года. 22 февраля 1966 года премьер-министр Милтон Оботе узурпировал верховную власть и арестовал членов правительства. После этого Оботе изменил конституцию, назначил себя президентом и изгнал из страны Кабаку Фредди, короля Буганды.
6. Кения. Независимость дарована 12 декабря 1963 года. 10 ноября 1964 года лидер оппозиции Реджинальд Нгала объявил о добровольном роспуске оппозиционной партии. Де-факто вся оппозиция в парламенте исчезла.
7. Малави (Ньясаленд) . Независимость дарована 6 июля 1964 года. В Малави существует только одна политическая партия - Конгресс Малави. Оппозиция находится в изгнании.
8. Замбия (Северная Родезия) . Независимость дарована 24 октября 1964 года. Правящая партия - Объединенная национальная независимая партия. С июля 1964 года в Замбии введено чрезвычайное положение.
(Относительное спокойствие было только в Гамбии, Ботсване и Лесото)
Кроме того, в Африке хватало диктатур: Эфиопия (несмотря на популярный в странах Запада образ Хайле Селассие как просвещенного монарха, правил он страной единолично и отнюдь не в бархатной перчатке) и Египет; и прочих однопартийных государств как-то: Алжир, ЦАР, Чад, Конго-Браззавиль, Дагомея, Берег Слоновой Кости, Мали, Мавритания, Сенегал и Тунис.
Равно хватало и переворотов:
1. Того. 13 января 1963 года президент Олимпио был убит восставшими унтер-офицерами. Президентом стал родственник Олимпио, Николас Груницкий.
2. Конго. Практически с момента получения независимости от Бельгии 30 июня 1960 года страна погрузилась в непрекращающийся хаос. 25 нобяря 1965 года генерал Жозеф Мобуту захватил власть и назначил себя президентом.
3. Дагомея. 29 ноября 1965 года генерал Сого захватил власть в стране.
4. Верхняя Вольта. 4 января 1966 года начальник штаба армии подполковник Сангуле Ланизана сместил президента, отменил конституцию и назначил себя главой государства.
5. ЦАР. 1 января 1966 года полковник Жан-Бедель Бокасса при помощи армии сместил президента Дако.
6. Конго-Браззавиль. 15 августа 1963 года в ходе переворота президент Юлу был смещен с поста. Главой государства стал Альфонс Массамбадеба.
7. Бурунди. 15 января 1965 года премьер Нгендамдумве был убит, страна погрузилась в состояние гражданской войны.
8. Алжир. 19 июня 1965 года президент Бен Бела был убит в ходе военного переворота. К власти пришел Хуари Бумедьен.
(Танганьика, Уганда и Кения избежали военных переворотов только с помощью прямого военного вмешательства Великобритании).
Часть II - Родезия || Африка, независимость и «правление большинства» - II