«Время искать и время терять; Время хранить и время бросать» (Коэлет, 3, 6). Государство Израиль находится в кризисе. Сионизм почил. Причем произошло это не из-за происков врагов, внешних или внутренних, а просто потому что он был создан как средство решения некой проблемы, не существующей в настоящее время. Эта проблема - антисемитизм западного мира, выражающийся в дискриминации евреев при формальном их равноправии. Для того чтобы убедиться, что именно эта проблема стала источником сионистской идеи, досточно ознакомиться с основополагающими трудами отцов-основателей. Например, с «Государством евреев» Т.Герцля и программной речью М.Нордау на 1-ом Сионистском конгрессе.
Со времени провозглашения Государства ситуация существенно изменилась.
Тогда "перемещённым" остаткам выжившим чудом в Катастрофе европейским евреям просто некуда было деваться - они были готовы грызть зубами Святую Землю, цепляться за неё ногтями, умирать за неё. (Кстати, большая часть ешува, пережившего с комфортом Вторую Мировую войну, вовсе не стремилась к созданию независимого еврейского государства - они уютно чувствовали себя под властью британской короны). Но поколения сменились. Теперь, если приложить некоторые усилия, можно поселиться в "приятном месте".
Тогда на Западе бушевал антисемитизм. Но поколения и экономическая ситуация сменились. Любой непредвзятый человек согласится, что в современном западном мире отсутствует дискриминация евреев, а в инцидентах участвуют, в основном, мусульманские иммигранты
.
Сионистское государство не может долго существовать без сионизма с постсионизмом. Что будет?
Упрощая ситуацию, можно говорить о 5 сценариях. Нулевой. Евреи покидают Страну Израиля. (Возможно остаются некоторые ультраортодоксальные общины).
Первый. «ДВА ГОСУДАРСТВА ДЛЯ ДВУХ НАРОДОВ» . Раздел территории между Иорданом и Средиземным морем на два государства: деидеологизированое (западного типа) израильское и арабское (мусульманское). Для функционирования конструкции арабское должно быть «бантустаном» израильского, по схеме, которую предлагали в свое время белые власти ЮАР. Шансы на реализацию высокие. Конструкция искусственная. Евреям жить в этой конструкции нецелесообразно и они постепенно покидают Страну Израиля. (Возможно остются некоторые ультраортодоксальные общины)
Второй. «Государство всех его граждан». По понятным причинам - мусульманское. Возможно, с сильными позициями еврейской элиты. Шансы на реализацию высокие. Нечто подобное в современной ЮАР. Евреи, не принадлежащие к этой элите, покидают Страну Израиля. (Возможно остются некоторые ультраортодоксальные общины).
Третий. Создание на территории Эрец Кнаан «еврейского государства». Решение проблемы арабского населения территории путем трансфера, в той или иной форме. Шансы на реализацию низкие.Авторы идеи сами признают, что не ясно понятие «еврейское», государственное и экономическое устройства. Маленькое "квазирелигиозное" государство. Некое новое издание Иудеи времен Второго Храма. Существование в арабском окружении такого образования при негативном отношении "мирового сообщества", полной экономической зависимости от внешних факторов и неидеологизированности светского населения, крайне проблематично. Светское еврейское население покидает Страну Израиля. Затем и значительная часть религиозного. (Возможно остются некоторые ультраортодоксальные общины).
Четверое. «Экзотическое». Содание крупного сильного Государства. Для подавляющего большинства представляется совершенно нереальным.