От Ивана Калиты до (включая) Василия II и при Василии III об отношении власти к евреям сказать нечего. А царю Фёдору I Ивановичу, Борису Годунову, Фёдору II Борисовичу Годунову, Василию IV Ивановичу Шуйскому, Петру II Алекеевичу, Ивану V, Ивану VI Антоновичу,Анне Леопольдовне , Петру III , видимо, было не до евреев.
Иван III
Иван III Васильевич (22 января 1440 - 27 октября 1505) - великий князь Московский с 1462 по 1505 год, государь всея Руси. Отличала природная осторожность, свойственная зрелым умам. В стране был введен новый герб - двуглавый орел - и новый титул великого князя. В эпоху Ивана III зарождаются идеи, которые составят официальную идеологию Русского государства.
Собиратель Руси Иван III Васильевич сначала довольно приветливо относился к евреям. Им было разрешено “торговлю чинить” и беспрепятственно ездить по Московии. “ Во Пскове, в Новгороде и Москве шныряли евреи-суконники, извозчики, толмачи, сектаторы и послы.... В авангарде, из-под общипанного малахая и засаленного тулупа торчала, как флюгер, остроконечная бородка и развевались пейсики, опушенные морозом”.
Но, княжение Ивана III стало злополучным для евреев Руси. При нём, на излёте правления, восторжествовали воинствующая нетерпимость и решительное неприятие евреев. Словами “жид”, ”жидовин” стали называть “совратителей душевных”, испытывая перед ними суеверный страх. Именно при Иване Великом запылали “костры очищения” - аутодафе, в которых сожгли заживо десятки так называемых “жидовствующих” - отступников от Христовой веры.
Иван IV
Ива́н IV Васи́льевич (25 августа 1530, село Коломенское под Москвой - 18 (28) марта 1584, Москва) - государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый венчанный царь всея Руси. Старший сын великого князя московского Василия III и Елены Глинской. Номинально Иван стал правителем в три года. После восстания в Москве 1547 года правил с участием круга приближённых лиц - «Избранной Рады». При нём начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 года. Проведены реформы военной службы, судебной системы, государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (губная, земская и другие реформы). Были покорены Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, присоединены Башкирия, часть земель Ногайской Орды. Таким образом, при Иване IV прирост территории Русского государства составил почти 100 %, с 2,8 млн км² до 5,4 млн км², к завершению его царствования Россия стала размером больше всей остальной Европы.
Но главный “подвиг “ царя Ивана IV (Грозного )- это решительная борьба против евреев (которых, кстати, в России тогда практически не было) и их “пагубного влияния “. Иван Васильевич “праведный воитель “, оградивший Русскую Землю от кровавых проделок “лютых жидов”. Иван IV слывёт первым и, пожалуй, самым отчаянным царём -“жидоборцем” в истории России. Существует характерная икона царя с весьма патетическим зачином: “О, Великий кормчий Святой Руси, бесов во плоти жидов изгнавый...”. И не случайно, что его будущий преемник по части юдофобии император Александр III, распорядится писать иконы с Грозного монарха, и таковых существует добрая дюжина.
Именно при Грозном антисемитская политика обрела воиствующе-непримиримый характер. Во времена Ивана III и Василия III, границы Руси для иноземных еврейских купцов ещё не были закрыты. Примечателен договор между княжеством Московским и Польско-Литовским государством, заключенный в 1503 году и распространявшийся также и на евреев: “А твоим купцам из всех твоих земель во все наши земли приехать со всяким и торговати на всякий товар, а приехати им и отъехати добровольно, безо всяких зацепок”.
“Как ни был он жесток и неистов, однако же не преследовал и не ненавидел никого, кроме жидов, которые не хотели креститься и исповедовать Христа: их он либо сжигал живьём, либо вешал и бросал в воду. Потому что обыкновенно говорил, что никакой царь, князь или король не должен доверять этим людям или щадить тех, которые предали и убили Спасителя. Монарх запретил всякое пребывание евреев в Московии и тщательнейшим образом следил за соблюдением этого запрета «В свои государства жидам никак ездити не велети, занеже в своих государства лиха никакого видети не хотим» “.
Царь Михаил Фёдорович
Михаил Фёдорович Романов (12 [22] июля 1596, Москва - 13 [23] июля 1645, Москва) - первый русский царь из династии Романовых. Правил с 27 марта (6 апреля) 1613 года, был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613 года. Род Романовых принадлежит к числу древних семей московского боярства. Михаил Фёдорович родился в 1596 году в семье боярина Фёдора Никитича Романова (впоследствии патриарха Филарета) и его жены Ксении Ивановны, урождённой Шестовой. Приходился двоюродным племянником Фёдору Ивановичу, последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей. Ключевую роль в воцарении Михаила сыграло великорусское казачество, вольности которого царь и его потомки впоследствии поддерживали всеми возможными способами.
Пленные евреи появились после окончания Русско-польской (Смоленской) войны 1632-1634 гг., Эта кратковременная война оказалась неудачной для России и не сняла имевшихся противоречий с соседней Польшей, что привело к новому, уже длительному, военному противостоянию между двумя странами в 1654-1667 гг. Уже в ходе боев за утраченные смоленские земли в России оказалось определенное количество военнопленных из Великого княжества Литовского - «иманых во языцех», - среди которых находились и польско-литовские евреи, составлявшие у себя на родине одну из крупнейших в мире еврейских религиозных общин.
Находившиеся там евреи представляли собой корпорацию с особым юридическим статусом и традиционным образом жизни. Отношения польской иудейской общины с различными государственными органами и шляхтой строились на весьма сложной и запутанной системе соглашений, определявших права и обязанности евреев и создававших легальную базу их хозяйственной и общинной деятельности. Местные евреи пользовались свободой вероисповедания и правом создания автономных общин, им разрешалось заниматься экономической деятельностью, а также селиться в большинстве регионов страны.
Русско-польская война 1632-1634 гг нарушила их сложившийся уклад в Польско-Литовском государстве, а ряд евреев оказались в русском плену. Причем это были пленники двоякого рода: одни считались государевыми; другие, захваченные частными лицами, поступали в зависимость к последним, или к тем, кому их продавали, и в домах которых они впоследствии оседали. В Москве всех «государевых полоняников» (пленных поляков, литовцев, «немцев» - выходцев из Западной Европы, евреев и др.) приводили в Разрядный приказ1, откуда уже рассылали с целью «устроить в службу» по разным внутренним городам, поволжским и сибирским, или отправляли служить во дворы городских жителей.
Несмотря на то, что большинство осевших в Русском царстве евреев
крестились и постепенно растворились в окружающем населении ( крещение означало получение весьма обширных льгот и свободы, с полным уравниванием в правах с православным населением) некоторая часть осталась в лоне иудаизма.
Алексей Михайлович
Алексей Михайлович Тишайший (9 (19) марта 1629], Москва - 29 января (8 февраля) 1676, Москва) - второй русский царь из династии Романовых (14 (24) июля 1645 - 29 января (8 февраля) 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии.
Казацкое восстание на Украине в 1648 года привело к вмешательству Москвы в польские дела. Уже в июне 1648 года, после первых вспышек украинского восстания, извещали царя, что казаки избивают «поляков и жидов»; Царь послал приказ не допускать «всяких литовских людей и жидов (беглецов из Польши) в царскую сторону и отсылать их от застав (Московской границы) назад» (5 июня 1649 года). В 1654 году сам царь отправился на войну с поляками. Евреи также рассматривались как враги. Царь по ходатайству местного православного населения отдал приказ: «А жидом в Могилеве не быти и жития никакова не имети» (15 сентября 1654 года). Осенью 1654 года под Смоленском "добровольно" крестились в «православную християнскую» веру и евреи польско-литовской «салдатцкой службы», оставшись «на вечной царской службе»
В августе 1655 года казацко-московское воинство устроило избиение поляков и евреев в Вильне. Приняв власть над Украиной, Алексей Михайлович подтвердил запрет евреям жить в этом городе, введённый в 1619 году.
Царь Фёдор Алексеевич
Царь Фёдор Алексеевич(30 мая [9 июня] 1661, Москва - 27 апреля [7 мая] 1682, Москва) - Государь, Царь и Великий Князь всея Руси с 1676 года, из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской, старший брат царей Ивана V (родной) и Петра I (единокровный) и родной младший брат царевны Софьи.
При Федоре Алексеевиче возник прообраз будущей "черты оседлости"- запрет еврейским купцам из Смоленска, единственного крупного принадлежавшего России города со значительным еврейским населением, приезжать в Москву.
У Федора Алексеевича служил выкрест лекарь Данила Жидовин из Бреслау, который вместе с сыном был убит после смерти царя Федора взбунтовавшимися стрельцами.
. Пётр I
Пётр I Алексеевич (30 мая [9 июня] 1672 года - 28 января [8 февраля] 1725 года) - последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). Представитель династии Романовых. Был провозглашён царём в 10-летнем возрасте при регентше Софье Алексеевне, стал править самостоятельно с 1689 года. Формальным соправителем Петра был его брат Иван (до своей смерти в 1696 году).
У Петра президентом Коммерц-коллегии 1725 - 1727 был выкрест Пётр Павлович Шафиров (1669, Смоленск, Русское царство - 1 марта 1739, Санкт-Петербург, Российская империя) - второй по рангу после Гаврилы Головкина дипломат петровского времени, барон (1710-1723, с 1726), вице-канцлер. Кавалер ордена св. Андрея Первозванного (1719). В 1701-1722 годах фактически руководил российской почтой. В 1723 году приговорён к смертной казни по обвинению в злоупотреблениях, но после смерти Петра I смог вернуться к дипломатической деятельности.
Происходил из семьи польских евреев Шафировых, поселившихся в Смоленске и, наряду с Аршеневскими и Веселовскими, перешедших в православие после взятия города русскими в 1654 году.
Происхождение Шафирова пытались использовать против него враги; например, Г. Г. Скорняков-Писарев писал про его брата Михаила: «Михайла Шафиров не иноземец, но жидовской природы, холопа боярского, прозванием Шаюшки, сын, а отец Шаюшкин был в Орше у школьника шафором, то есть кучером, которого родственник и ныне обретается в Орше, жид Зелман».
Отец Петра Шафирова Павел Филиппович Шафиров (до крещения - Шая Сапсаев; 1648-1706). Петр Первый евреев не жаловал, но за все время его царствования нет сведений о притеснениях, не было издано ни одного закона, их ограничивающих. В то же время немногие выкресты, знающие, толковые и энергичные люди, занимали при нем важные посты.
Екатерина I
Екатерина I (Марта Самуиловна Скавронская, в браке Крузе; после принятия православия Екатерина Алексеевна Михайлова; 5 [15] апреля 1684 - 6 [17] мая 1727, Санкт-Петербург) - императрица всероссийская с 1721 года (как супруга царствующего императора), с 1725 года как правящая государыня; вторая жена Петра I, мать императрицы Елизаветы Петровны.
Став императрицей, Екатерина I, вдова Петра Первого, передала бразды правления Верховному Тайному Совету, а фактически - своему старому дружку А.Д.Меншикову. Екатерина I вернула его из ссылки к государственной деятельности. Её можно было бы упрекнуть в очередном антисемитском указе о высылке евреев из России, только она своих указов не читала. Указ был принят по настоянию А.Д.Меншикова, выдающегося юдофоба и недруга Шафирова. Подписала указ уже больная Екатерина и через 10 дней скончалась.
Анна Ивановна
Анна Ивановна; 28 января [7 февраля] 1693 - 17 [28] октября 1740[2]) - в 1730-1740 годах - императрица Всероссийская из династии Романовых.
Племянница Петра Первого: четвёртая дочь брата Петра I Ивана от его брака с Прасковьей Салтыковой. 31 октября (11 ноября) 1710 года была выдана замуж за герцога Курляндского Фридриха Кеттлера. После смерти Петра II (внука Петра Великого) была приглашена в 1730 году на российский престол Верховным тайным советом как монарх с ограниченными (в пользу аристократов - «верховников») полномочиями. При поддержке дворян восстановила абсолютизм, распустив Верховный тайный совет. Время её правления позднее получило название «бироновщина» по имени её фаворита Эрнста Бирона.
Некоторые считают, что ту эпоху следовало бы именовать не Бироновщина, а Липмановщина, поскольку среди лиц, приближенных к фавориту, находился влиятельный еврей-банкир Леви Липман.
Ее камер-юнкер и сердечный друг Эрнст Иоганн Бирон свел знакомство с финансовым воротилой, некрещеным евреем Леви Липманом. Он был придворным евреем герцога Голштейн - Готторпского Карла Фридриха - отпрыска шведских королей. Без придворных евреев не обходился тогда ни один европейский венценосец. При этом евреи-финансисты Вены, Гамбурга и Франкфурта были тесно связаны с банкирами и агентами Амстердама, Гааги, Лондона, Парижа, Венеции, Рима, Варшавы и т.д.
Анна нередко наезжала из Митавы, и свела знакомство еще с двумя приметными выкрестами. Шафиров, дипломат, сумевший в очень трудной ситуации заключить необходимый для России мирный договор с Турцией и ставший одним из самых знатных лиц в империи. Ян Лакоста ,«португальский жид» любимый шут Петра дошутился до того, что был обвинен в «преступной связи» с вице-канцлером Шафировым и в 1723 году сослан . Шафирова и Лакосту вернула из ссылки вступившая на престол Екатерина I. Шафирову были возвращены регалии и часть конфискованного имущества, в 1725-1727 годы он (хотя и был понижен в чине) занимал пост президента Коммерц-коллегии. Монархиня распорядилась назвать именем Лакосты фонтан в Летнем саду и на нем фонтане установить каменную скульптуру любимого шута в натуральную величину. И еще один еврей снискал милость Анны - в 1731 году на русскую службу определяется потомок португальских марранов, доктор Антонио Санчес.
Есть мнение, что Анна испытывала к евреям стойкую неприязнь. Однако подтверждений этому не находится, хотя воспитанная в догматах святого предания, эта цесаревна, казалось бы, не могла не испытывать брезгливый страх перед басурманами, а уж тем более - перед «врагами Христовыми», об изуверстве и каверзах коих только и вещали святые отцы церкви. Но для некрещеного еврея Леви Липмана при императрице Анне, казалось, наступил звездный час. Императрица была снедаема противоречивыми чувствами: ее религиозный антисемитизм утишила благодарность к Леви за его прежние услуги, а нетерпимость к басурманам разбилась о неукротимое стремление не отставать в роскоши от дворов Европы. Чаша весов склонилась в сторону «полезного» еврея Липмана.
Леви Липман, как и его европейские сотоварищи, ходатайствовал перед троном за своих единоверцев, и часто ему удавалось кое-что сделать. Несомненно, что еврейский вопрос был для Леви весьма чувствительным. В 1737 году произошло событие, крайне отягочившее положение всех евреев. Дело о «совращении отставного капитан-поручика Александра Артемьева сына Возницына в жидовскую веру откупщиком Борохом Лейбовым», возбужденному по доносу постылой жены Возницына, Елены Ивановны. Анне стал мерещиться тотальный еврейский заговор, к концу царствования Анны Иоанновны отношение ее к евреям стало настороженным и враждебным (хотя «дежурного еврея» Липмана она все еще терпела).
Елизавета
Елизаве́та Петро́вна (18 [29] декабря 1709, Коломенское - 25 декабря 1761 [5 января 1762], Санкт-Петербург) - императрица Всероссийская из династии Романовых с 25 ноября (6 декабря) 1741 года по 25 декабря 1761 (5 января 1762), младшая дочь Петра I и Екатерины I, рождённая за два года до их вступления в брак. Она руководила страной во время двух главных европейских конфликтов своего времени: Войны за австрийское наследство и Семилетней войны. За время её правления были обследованы и заселены земли Сибири.
Правление Елизаветы Петровны отмечено возрождением традиций и идеалов Петровского периода, восстановлением Правительствующего сената, учреждением Московского университета, постройкой грандиозных дворцов и роскошью при дворе, появлением первого банка в Российской Империи.
Взойдя на престол в 1741 году, Елизавета Петровна уже в 1742-м повелевает собрать и издать свод законов, по которым живет народ малороссийский. Оказалось, что в соответствии со всеми законами, хотя евреи и не пользовались правом постоянного жительства в стране, за исключением отдельных случаев, однако временное пребывание им не возбранялось.
Именным указом 13 декабря 1742 года императрица Елизавета потребовала высылки всех евреев как из великорусских, так и из малороссийских земель. Отныне право оставаться в России имели лишь евреи, принявшие крещение, но им был запрещен выезд (чтобы предотвратить возвращение в иудаизм).
Войсковая канцелярия Малороссии выступила с прошением разрешить евреям приезд на ярмарки, мотивируя просьбу ссылками на громадные убытки казны и частных лиц в случае разрыва связей с еврейскими купцами. Аналогичное ходатайство представили Лифляндская губернская канцелярия и Рижский магистрат (вошли в состав России соответственно в 1721 и 1710 годах).
Сенат счел аргументы просителей весомыми и представил соответствующий доклад Елизавете. Но императрица была непоколебима и на докладе написала: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли». Последующие прошения остались без ответа. Указ на этот раз был скрупулезно выполнен, и тысячи евреев западных окраин России вынуждены были покинуть ее.
Екатерина II
Екатери́на II (Екатерина Алексеевна; урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская; 21 апреля [2 мая] 1729, Штеттин, Пруссия - 6 [17] ноября 1796, Зимний дворец, Санкт-Петербург, Российская империя) - императрица и Самодержица Всероссийская (1762-1796).
Дочь князя Ангальт-Цербстского, Екатерина взошла на престол в результате дворцового переворота против своего мужа - Петра III, вскоре погибшего при невыясненных обстоятельствах (возможно, он был убит). Она взошла на престол, следуя прецеденту, созданному Екатериной I, сменившей своего мужа Петра I в 1725 году.
Екатерина после раздела Польши получила "в наследство" ее значительное еврейское население.
Екатерина не захотела предоставить евреям права селиться в России, сомневаясь, что это найдёт понимание у общества. Исходя из этого, в манифесте 4 декабря 1762 года о дозволении иностранцам селиться в России она особо оговорила «кроме жидов». В 1773 году Дидро, будучи в Петербурге, обратился к Екатерине с вопросом касательно евреев, она ответила, что допущение евреев в России может угрожать русскому купечеству, в 1782 году императрица рассматривая прошение о поселении в Херсоне изгнанников с завоёванного испанцами острова Менорка, согласилась принять лишь греков и корсиканцев, но евреям отказала. Во время своего путешествия на юг империи в 1787 году Екатерина Великая приняла депутацию новороссийских евреев. Те подали петицию с просьбой отменить употребление в России оскорбительного для них слова «жид». Императрица согласилась, предписав впредь использовать только слово «еврей».
В царствование Екатерины II, для российских евреев была установлена так называемая «черта для постоянной оседлости». «Черта оседлости» была отменена указом Временного правительства лишь в апреле 1917 года.
Притеснения евреев в последние годы царствования Екатерины стали особенно сильными - евреи были обложены (высочайший указ 23 июня 1794 года) двойной, сравнительно с прочим населением, податью. Исключение было сделано для караимов (которые послали к ней депутацию, в которую вошёл Вениамин бен-Самуил Ага) с тем, чтобы в их общество не вступали евреи, известные под именем «раббинов».
Павел I
Павел I Петрович (20 сентября [1 октября] 1754, Санкт-Петербург - 12 [24] марта 1801, Санкт-Петербург[1]) - сын Екатерины II и Петра III, император Всероссийский с 6 (17) ноября 1796 года, 72-й великий магистр Мальтийского ордена с 29 ноября (10 декабря) 1798 года. Правнук Петра I.
Политика Павла по отношению к евреям отличалась некоторой терпимостью.
Павел разрешил хасидам открыто исполнять религиозные обряды и велел освободить из Петропавловской крепости Главу ХАБАДа. Он отрицательно относился к лживым попыткам обвинять евреев в ритуальных убийствах. Павел не согласился с предложением Державина не принимать показания свидетелей- евреев.
При Павле Первом началась подготовка к разработке положения о евреях.. Помещики сдавали в аренду евреям свои шинки, отдавали также на откуп винокурение, но 90 % дохода от продажи водки шёл им. В спаивании же крестьян обвиняли евреев.
Павлом Первым отклонялись предложения, ставящие всякие ограничения участия евреев в выборах местных органов. Во время его правления в ответ на жалобу евреев, что землевладельцы их притесняют, было дано указание не разрешать помещикам лично судить евреев. В свою очередь, помещики стали изгонять евреев из своих владений.