Конец мая 1980-го, Нальчик. Лето ещё не наступило, но жара уже печёт немилосердно. На пятачке перед главным корпусом Кабардино-Балкарского университета в послеобеденное время настоящее вавилонское столпотворение - студенты разбегаются после занятий по своим делам. В гастрономе, тут же, кроме местного нарзана никаких прохладительных напитков, даже завалящего лимонада (совдепия, тотальный товарный дефицит). Поэтому возле бочки с квасом, припаркованной возле автобусной остановки, толчётся туева хуча народа.
Мы стоим в громадной очереди под палящим солнцем уже четверть часа. В этот момент подъезжает "скорая" РАФик, из которой выскакивает молоденькая симпатичная фельдшерица.
Она громко, на всю площадку, радостно объявляет: "Ой, как пить хочется!". С водительского сидения тип с ехидной ухмылкой, в том же тоне отвечает: "А я - ссать!". Народ полёг от незатейливой шутки. Ладно, раз "скорая", пропустили архаровцев вперёд.
Наше общежитите было неподалёку от университетского пятачка. Душными ночами мы с хлопцами брали с собой трёхлитровую банку и выходили к бочке с квасом. Её кран запирался крышкой с примитивным замком, который легко открывался похожим ключом. Мы набирали холявного кваса и шли обратно к себе. Стоил квас сущие копейки, но проделывали мы это, чтобы днём не торчать в лютейшей очереди. Один из нас порывался оставлять деньги, но мы его быстро обрубили: если бы кто заметил нашу шалость, замок точно бы заменили на более серьёзный.
А потом в городе приключился грандиознейший скандал. Не знаю как, но в бочке с квасом обнаружился труп молодой женщины. Да ещё и с сифилисом. Прямо-таки классика. Весь университет причащался из этой единственной бочки. Студенты и коллектив работников - все встали на уши. Нам объявили эту новость во время лекции. Кое-кто тут же проблевался, прямо на месте. Власти срочно организовали обследование студентов на реакцию Вассермана. Объявили по радио, что все горожане и гости столицы, которые пили квас из этой бочки, должны пройти обследование на сифилис.
Сейчас, вспоминая эту историю, думается, что вряд ли бледная трепонема смогла бы выдюжить в кислой среде кваса. И власти организовали обследование, скорее, для успокоения взбудораженной общественности. Конечно, это же ужасно: пить квас из бочки с трупом-сифилитиком. Паника была массовой. Студенты и, особенно студентки, расталкивали друг друга локтями, чтобы поскорее сдать кровь из вены. И смех, и грех...