Заходит на ФГС одна дама. Лицо её вроде, как знакомо. Почти всех своих пациентов помню внешне, поэтому спрашиваю: у нас бывали?
- Да, была пару лет назад.
Вбиваю её фамилию в свой комп. Точно - была ровно два года назад. Раскрываю файл и начинаю читать: полип желудка, неуточнённый, такой-то формы, такого-то размера, такой-то морфологии. Наблюдалась дважды, с интервалом в десять дней. Биопсия по техническим причинам не производилась.
Спрашиваю: Вы после меня куда-нибудь обращались?
- А что я должна была сделать?
- Ну, как же, мной же ведь предлагалось удаление полипа через эндоскоп? С биопсией материала?
- Да.
- И Вы ничего не сделали?
Дама начинает нести нечто бессвязное про то, что ходила к кому-то, что ей сказали не париться, что потом обращалась ещё к кому-то, что ей там тоже порекомендовали не убирать, что после этого она и думать забыла... Короче, не сильно взволновалась. И не подсуетилась.
- Я Вам наверняка говорил, что минимум раз в полгода надо наблюдаться у эндоскописта.
- Да, говорили.
- И? Где-нибудь ещё осматривались?
- Я ничего не делала...
Ну, ладно. Берем на ФГС, смотрим. На месте полипа немаленькая (>4 см) шаровидная тубулярная опухоль на средней ножке. По эндоскопическим признакам выглядит, как доброкачественная, возможно аденома. Хотя аденокарциному исключить тоже нельзя. Отщипываем несколько фрагментов для биопсии.
После процедуры исследования говорю пациентке:
- Теперь придётся Вам идти к хирургам-онкологам. Советоваться по поводу оперативного удаления. Независимо от того, какая опухоль - доброкачественная или нет. Нужны, конечно ещё некоторые доообследования перед операцией. Убрали бы полип вовремя, не разросся бы он до опухоли.
- Это Вы, доктор, вовремя мне не сказали!
Ого... Вообще-то у вашего автора нет привычки утаивать от пациента, что с ним происходит, и что надо делать. Всегда тщательно расписываю дальнейшие действия. А тут такое обвинение. Тем более, не совпадающее с предыдущим диалогом. Что это? Желание переложить ответственность за происходящее на чужие плечи?