Разговор не про тех, кто плохо воспитан. Хотя и такие попадаются посреди приличного общества регулярно. Хамы, а также, что характерно, частенько и большие начальники тоже. Этакие баре. Но не про них сейчас.
Речь тут о других панибратах - кавказских.
Намедни захожу в один магазинчик, где-то на задворках, в частном секторе. Кошаку своему всякой мелочи прикупить. Обычно там пожилая дама сидит. А тут на стуле разлёгся великовозрастный балбес, лет под сорок. Увидев меня, вскочил и с радостной улыбкой стал трясти мне руку: Как дела, Арсюха?
Арсюха!
Перевалил ваш автор за полувековой возраст успешно. Да и мужчина, поздоровавшийся столь энергично, не то, что бы хороший знакомый, а так... шапочный... Знаем немного друг про друга. При редких встречах здороваемся. Иногда парой слов перекидываемся. А тут: Арсюха! Откуда взялось такое обращение? Чем обязан?
Корни этого явления кроются в традициях и обычаях кабардинцев, сиречь - черкесов. В черкесском языке нет слова, обозначающего обращение к другому человеку, кроме как "ты". То есть, кто бы ни был перед тобой, хоть сам ВВП, обращаясь по-кабардински (по-черкески), всегда говоришь этому человеку "ты". Обращаясь к начальнику, например по-русски, говоришь "Вы", но по-кабардински будет "ты". Ваш автор, будучи главврачом, неоднократно сталкивался с ситуацией, когда в кабинет заваливала какая-нибудь санитарочка, и по-кабардински говорила что-нибудь типа: "Арсен, подпиши мне заявление на отпуск". Естественно, что обращались только по имени, без отчества (которое, по-моему, только русскоязычные и поминают). Где-нибудь в Москве можно представить себе нечто подобное? Здесь же может спокойно подойти какой-нибудь уж совсем непрезентабельный тип, и заговорить так, как будто перед ним ровня.
Оттуда и проистекают проблемы с субординацией, которая воспринимается черкесами несколько своебразно. То есть да - почитание старших само по себе возведено в высокий ранг. Прожив энное количество лет и ничем себя не проявив в жизни, вполне можно оказаться в числе уважаемых аксакалов. В силу своего почтенного возраста. Поэтому при знакомстве или общении процедура выяснения "кому сколько лет" является чуть ли ни первым делом. С особой тщательностью это проявляется во время застолий. И будь хоть начальником всем сидящим за столом, но если окажешься младше остальных, то вполне вероятна ситуация, что будешь ухаживать за всеми, подливать им водочки и менять тарелки. Ибо только старший имеет непререкаемый авторитет. И если вздумаешь при этом проявить неуважение - покроешь себя позором.
Конечно, более чем столетнее пребывание русских в регионе внесло некоторые коррективы в повседневные традиции и обычаи черкесов. Особенно в последние десятилетия, когда размыв патриархальных традиций стал ещё активней. Традиционный регламент соблюдается всё менее тщательно. Появились начальники, требующие, чтобы подчинённые обращались к ним на "вы" и по-кабардински. Что звучит совсем нелепо, типа "Мы, Николай Второй". Зачатую кабардинцы, обращаясь к шефу на родном языке, добавляют к его имени и отчество, на русский лад.
Из-за серьёзного материального расслоения общества и постыдной склонности черкесов к чинопочитанию многие нюансы взаимоотношений тоже "русифицировались". Уважение к старшим уже не столь однозначно. Появилась дифференциация по цвету штанов по заслугам и/или богатству. Большими ниспровергателями авторитетов стала, как обычно, молодёжь, особенно радикальные мусульмане. Вполне естественно, что молодые люди подвергают сомнению устои общества, но последние банально и методично замещают традиции черкесов пришлыми арабскими обычаями. Представляя их, как непререкаемые исламские.
Хорошо ли это, или плохо - время рассудит. Черкесское общество, при всём своём ещё достаточно патриархальном укладе и общинности, изобилует относительным индивидуализмом её членом. Вообще, вопросы коллективного решения проблем для черкесов весьма проблематичны. Многое осуществляется только после долгих коллективных обсуждений. И не факт, что выбранный путь будет честно соблюдаться всеми участниками. Из-за этого, кстати, в своё время черкесы бездарно продули Кавказскую войну. Которую могли бы и выиграть, соберись они всеми силами, избрав центральную власть и учредив единоначалие. Но помешали традиции.
Так что же с "Арсюхой"? Поправишь панибрата - он обидится, но не перевоспитается. Приходится просто не обращать внимания...