Оригинал взят у
shakko_kitsune в
Императрица Александра Федоровна и ссаные тапкиПовесила я в
прошлом своем посте про найденный в Америке альбом пушкинских времен портрет супруги Николая I, мимоходом заметив, что лицо у нее тут как обычно, как будто кошки в тапки написали.
Однако несколько комментариев и вообще моя глобальная обеспокоенность этим вопросом потребовала более тщательного изучения данной темы.
Действительно ли у данной императрицы на всех портретах такое лицо, будто кошки ей в тапки нассали?
Для тщательного изучения данной темы я привлекла такого эксперта в вопросах изящных искусств, как достопочтенная
eregwen.
И, потратив на исследования немалое время, силы, а также с трудом сохраняя спокойствие, мы с ней можем теперь совершенно ответственно заявить:
НЕТ!
Портреты императрицы Александры Фёдоровны совершенно четко делятся на две категории:
1. кошки в тапки нассали
2. кошки в тапки накакали.
Предлагаем вам ознакомиться с результатами экспертного распределения по группам и высказать свое мнение.
1-я группа изобразительных памятников
1. Худ. Молинари. 1817
2. Карусель в Гатчине. Худ. О. Верне
3. Предполагаемый портрет. Худ. К. Робертсон (?)
4. Худ. А. Брюллов. В неоготическом интерьере.
Что мне нравится, так это стоицизм, с которым она явно принимает это свое состояние
5. Худ. П. Соколов
6. 1840-е. Худ. Кристина Робертсон
7. Ранний, 1821 года - но уже видно, что намечается. Миниатюра Беннера
8. Опять Робертсон
9. Худ. А. Брюллов. 1837
самый приличный из имеющихся
10. Худ. Кугельген
тут внезапность еще во взгляде
11. Опять А. Брюллов
12. Даже в ее детском портрете
13. Худ. Дж. Доу
он был известный царедворец, поэтому максимально сглажено. Но нас-то теперь не обманешь!
14. В белом платье, Романовская галерея, худ. Робертсон
Такая во взгляде у нее тут ласковая укоризна к поганым котярам.
15.
16. В русском платье, с оригинала Ф. Крюгера
тут нервно сглатывает
17.
и
2-я группа изобразительных памятников
18.
1852. Худ. Кристина Робертсон
19.
В белом платье, 1856. Худ. Винтергальтер.
20. Тронный портрет. Худ. Т. Нефф
21. Худ. Ф. Крюгер
22. В амазонке. Худ. Ф. Крюгер
23. Худ. П. Соколов
24. Вот опять в русском платье, но уже другая стадия
25.
26. Даже вот в этом нечетком рисунке Михая Зичи видно это выражение!
Это был короткий ликбез "как отличать Александру Федоровну от других российских императриц".
Напомним, что к 34 годам бедная женщина родила 7 раз, и врачи наконец запретили мужу с ней супружеские отношения, опасаясь за ее жизнь.
Он нашел утешение у Варвары Нелидовой и прочих.
А. И. Соколова писала: «Больших и особенно знаменательных увлечений за императором Николаем I, как известно, не водилось. Единственная серьёзная, вошедшая в историю связь его была с Варварой Аркадьевной Нелидовой, одной из любимых фрейлин Александры Федоровны. Но эта связь не могла быть поставлена в укор ни самому императору, ни без ума любившей его Нелидовой. В нем она оправдывалась вконец пошатнувшимся здоровьем императрицы, которую государь обожал, но которую берег и нежил. Как экзотический цветок. Нелидова искупала свою вину тем, что любила государя всеми силами своей души, не считаясь ни с его величием, ни с его могуществом, а любя в нем человека. Императрице связь эта была хорошо известна… Она, если так можно выразиться, была санкционирована ею». В 1842 году графиня Нессельроде писала сыну: «Государь с каждым днем все больше занят Нелидовой. Ходит к ней по нескольку раз в день. Он и на балу старается все время быть близ нее. Бедная императрица все это видит и переносит с достоинством, но как она должна страдать.
Связь императора с Нелидовой (портретов которой не сохранилось) продолжалась много лет и, в отличие от прочих его романов, не афишировалась. Когда Николай умирал, императрица, не отходившая от постели мужа, спросила, не желает ли он проститься с некоторыми близкими людьми, назвав среди них и Варвару. Умирающий с благодарностью пожал руку жены: «Нет, дорогая, я не должен больше ее видеть, ты ей скажешь, что прошу ее меня простить». А. И. Соколова пишет: «…когда император Николай Павлович скончался, то императрица, призвав к себе Нелидову, нежно обняла, крепко поцеловала и, сняв с руки браслет с портретом государя, сама надела его на руку Варвары Аркадьевны. Кроме того, императрица назначила один час в течение дня, в который, во все время пребывания тела императора во дворце, в комнату, где он покоился, не допускался никто, кроме Нелидовой, чтобы дать ей, таким образом, свободно помолиться у дорогого ей праха».
Так что, в общем, жалко ее, бедную, этот "экзотический цветок"...