Карпаты. Манявский скит.

Aug 23, 2013 18:25

В каких-то 115-ти километрах от Косова находится городок Манява.
Знаменит он своим мужским монастырём. Вот на него мы и поехали смотреть. А я сейчас ещё и тут покажу.

В выходные, говорят, не протолкнуться, столько людей приезжает. Поэтому - пятница.

1. Краткая историческая справка на входе.


2.


3.


4. При входе в скит Вас ожидает табличка "Фотосъёмка разрешена только с особого благословения".
Не нужно пугаться и паниковать. Достаточно зайти в храм и с улыбкой это благословение попросить, поблагодарить и снимать себе с чистой совестью и благословением :)


5. Внезапно небо начало затягиваться, как это принято говорить в драматических повествованиях "свинцовыми" тучами.
Что я могу сказать - не очень ту свинцовость повествования и драматизируют...
Эти тучи, кстати, ещё и вполне конкретным грохотом сопровождались.


6. Кстати, в пятницу в монастыре было настолько пусто, что даже не у кого было спросить хоть что-нибудь по поводу расположенных на территории объектов.
Поэтому я поступлю, как обычно - напрягу Гугл. А уже он мне любезно выдал полный расклад и исторически-художественную справку.
Только чуть ниже...


7. Вот так в Карпатах выглядит смена погоды. Я, памятуя о своём прошлогоднем опыте, поднапрягся, с секунды на секунду ожидая камней с неба.
Забегая вперёд и заканчивая на сегодня о погоде скажу - мы даже в Косов успели вернуться, в горы подняться и в дом зайти. И только потом НАЧАЛОСЬ.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.


24. Архитектурный монастырский комплекс зданий представляет ансамбль каменных и деревянных сооружений, огороженных высокой каменной стеной с башнями и бойницами - удачный синтез горного рельефа и фортификаций. Между склонами гор, покрытых вечнозелёной пихтой, с трёх сторон территория монастыря омывается речными водами. Когда-то это было место для молитвы, очищения, исповеди и причастия, а одновременно надёжное убежище во времена нападений крымских татар и турок. Монастырь имеет подземные сводчатые подвалы, с сокровенными выходами в горы и соединительными переходами между зданиями. (с) Вики.

Два склепа - единственный подвал, который я нашел по табличке "Усыпальница" на боковой дверце главного храма.


25.


26.


27.


28. Заглянул за приоткрытую дверцу, а там храм Петра и Павла.
Сейчас сижу и думаю - и сколько же я интересного пропустил из-за того, что некому было ни одного вопроса задать? :(


29.


30.


31.


32.


33. Что в Карпатах однозначно хорошо - бесплатная вода в неограниченных количествах.


34. Вполне фортификакационно выглядит, правда?


35. Чуть выше Манявского скита находится Блаженный камень. С него, собственно, всё тут и началось.
Кстати, мы к нему идём.


36.


37.


38.


39. О том, что мы пришли, свидетельствует небольшая часовенка.
Если бы не она, могли бы и промахнуться. А в гору там ещё идти и идти...


40.


41.


42. Ещё одна историческая справка.
И тут будет очень кстати историческая "врезка" от более красноречивого и подкованного посетителя этих мест.

[Манявский Скит - возрожденный Афон Прикарпатья]Начало
А началось все в 1606 г., когда пришел к гроту Иов Княгиницкий (1551-1621) - аскет-схимник, выходец из мелкой тисменицкой шляхты. Известно, что он 12 лет провел на Афоне, после чего вернулся в родные края, где и приобрел славу благочестивого набожного пустынника и даже получал приглашения от самого Константина Острожского, от которых отказывался. Именно в пещерном ските под Блаженным Камнем Иов и жил несколько лет в бдении и молитвах до закладки Скита Великого. Вместе с ним обитали там его несколько учеников. Они-то и стали в последствии первыми членами монастырской братии. Однако существует предание, будто место это было выбрано не случайно. Сказ повествует о двух иноках Киево-Печерской Лавры, отправившихся по свету искать воду, равную по весу воде из источника в Лавре, а следовательно, равной и по святости. И в том месте, где будет найдена такая святая вода, положено было основать монашеский скит. Правда, сегодня вряд ли кто проверял: действительно ли вода в источнике из-под Блаженного Камня может сравниться в весе с лаврской. Впрочем, легенда не всегда бывает плодом чистого пост-вымысла, да и место, наверно, не зря считается святым, поскольку поговаривают, будто здесь дважды являлась Пресвятая Дева Мария... К слову, вряд ли кто вспомнит, что Захар Беркут - герой повести Ивана Франко - три года учился врачеванию именно под Блаженным Камнем.

Слух о лесных монахах распространился по всему Прикарпатью. И к Блаженному Камню потянулись жаждавшие отреченного уединения монахи-скитальцы. Таким образом возникла целая монастырская община. Не хватало лишь одного - монастыря.

Обитель пустынных стрцев
Раньше других сооружений на месте нынешнего Скита в 1611 г. возникла малая деревянная церковь. Все росписи в ней выполнил сам первый игумен Иов Княгиницкий. До сегодняшнего дня она, к сожалению, не сохранилась. Осознавали ли строители Скита, что усилием их творческой мысли и таланта возникает маленький архитектурный шедевр большого Прикарпатья?

Размеры ущелья обусловили миниатюрность всего ансамбля. Мы уже вскользь упоминали о том, что в длину территория Скита достигает приблизительно 60-70 м, а в ширину и того меньше: в самом широком месте - 25-30 м. И все же здесь сумела уместиться колоколенка (мы через ее воротную арку входили), - невысокое трехъярусное сооружение. Сегодня на ее втором ярусе размещается весьма занимательная экспозиция старых фотографий Скита. По чрезвычайно узким сходам мы поднимаемся на третий ярус и попадаем в действующую звонницу - помещение под самым куполом, где на строгом сплетении массивных балок хранится голос Скита - его колокола. К колоколам этим до недавнего времени каждый мог прикоснуться и прислушаться к их то заливистому перезвону, то басовитому бормотанию... Колокола настоящие. Всего их было 16. Но, к сожалению, два самых больших колокола, весившие по 600,5 кг каждый, не сохранились, как не сохранилась и отдельная предназначенная для этих великанов дубовая звонница.

Каменное помещение трапезной и длинный деревянный сруб келейной расположены по периметру крепостных стен, оставляя в центре двора место для Воздвиженской церкви, от первозданного облика которой сегодня сохранился лишь фундамент.

Башня-сокровищница (от какого ее предназначения произошло это название - не известно) занимает почетное место самого высокого и солидного строения: "рост" - 27.7 метра, толщина стен - 2 метра. Она, как и колоколенка, вмещает несколько ярусов. Посетитель, привыкший к яркому дневному свету, нырнув в ее недра сквозь проход в каменной толще, оказывается в прохладном полумраке. По мере того, как глаза привыкают к освещению, начинают обретать зримые формы внушительная надгробная плита из черного мрамора в центре помещения с полустертыми старославянскими буквицами и каменная фигура сурового монаха с посохом над ней. Кто это?.. С замиранием приближаемся к плите и в неровном свете свечей установленных тут же канделябров, по мере сил чтем: "... Престави ся... схимонахъ Иовъ,.. Єеросхимонахъ ТеодосЄй...". Перед нами надгробие с общей могилы дух первых игуменов Скита - Иова и Теодосия. А сверху на нас грозно взирает сам основатель...

Если вы боитесь высоты, то преодолеть подъем на верхние ярусы Башни-сокровищницы вам будет нелегко, поскольку в одном месте приходится продвигаться вдоль периметра стен по ступеням шириной всего в 30-40 см без перил. Но мы, набравшись мужества, побеждаем коварное место и нас ждет награда: в художественных экспозициях верхних ярусов мы обнаруживаем интересный макет в стеклянном саркофаге. Так вот какой ты была, знаменитая Воздвиженская церковь!

Воздвиженская церковь
Она была построена в 1619 г. по образцу межигорской церкви в Киеве и стала доминантой всего скитского архитектурного ансамбля. С этой церковью связан расцвет самобытной малярной и иконописной школы монастыря. Еще одна школа - хорового "осьмигласного пения" - зародилась в стенах этого храма. Развивал ее побратим Иова Княгиницкого - Дмитрий, третий игумен Скита. Первые два игумена были похоронены в каменном основании церкви справа от входа под одной надгробной плитой. Именно это надгробие и хранится на первом ярусе Башни-сокровищницы.

Манявскому Скиту суждено было стать одним из немногочисленных православных монастырей на землях воинствующего католицизма Западной Короны. Более того: монастырю удалось заполучить ставропигиальную привилегию (право на автономное самоуправление) в 1620 г., а вместе с ней - постепенное упрочение своих позиций: в 1628 г. на Киевском Соборе Скит был наделен званием главенствующего монастыря. Таким образом, в его ведении оказались 7 филиальных монастырей в Молдавии и Галичине. Монашеский совет считался духовным трибуналом при избрании митрополитов на Львовскую кафедру. Монастырские международные связи протянулись в Польшу, Россию, Молдавию...

Так же, как и десятки лет ранее пещерный монастырь под Блаженным Камнем, Манявский Скит с каждым годом приобретал все большую известность. Более того: определяя его значение для Украины, Скит всерьез сравнивали с Афонским монастырем...

В период бурной деятельности Богдана Хмельницкого, монахи Скита соблюдали подчеркнутый нейтралитет: "кто лучше, тому Боже помоги". За такую принципиальную позицию Скит удостоился благодарственной грамоты от польского короля Яна Казимира - с одной стороны, и охранной грамоты от Хмельницкого - с другой.

Казалось, на монастырь сыплются блага, словно из Рога Изобилия! Но...

Год 1676-й оказался для Манявского Скита черным. Гремела война между Польшей и Турцией. Монахи заняли привычную позицию нейтралитета. Но турки грамот давать не стали: в сентябре они выжгли Скит до тла. Тогда погиб не только значительный архив документов на многие владения монастыря и библиотека. Сгорела и Воздвиженская церковь, а вместе с ней, следует думать, и останки захороненных там Иова и Теодосия (вот почему их надгробная плита хранится теперь в Башне), а также гетмана Ивана Выговского (!). Сохранились сведения, что Выговский был похоронен в Манявском ските, но его могила до сих пор не найдена. Возможно, потому что и ее уже нет?

После перенесенного разорения монастырь долгие годы с трудом восстанавливался. Все постройки были отреставрированы. Восстановили и Воздвиженскую церковь. Росписью ее наново занялся Иов Кондзелевич. В 1698-1705 гг. он создал для нее новый иконостас - жемчужину украинской живописи. Возродились и монастырские промыслы: бортничество, солеварение, бондарство, приносившие неплохую прибыль. Постепенно Скит вновь занимал былые позиции. В этом процессе его обитатели не гнушались, среди прочих, и подношений знаменитого ватажка опрышков Олексы Довбуша.

Однако потрясение 1676 года оказалось, к несчастью, не самым страшным фактом в биографии маленькой скитской твердыни.

Самое страшное
Не успел Манявский Скит полностью обновиться после реставрации 1781 года, как события 1785 года сделали ее бессмысленной. Процветание православного монастыря не осталось незамеченным униатской церковью, и именно благодаря ее десятилетним ходатайствам к австрийскому двору, в середине 80-х годов XVII ст. Франц Иосиф II издал указ о закрытии Скита...

Скит закрыли, монахов разогнали, а все, что было ценного - за столетия растащили. Монастырь опустел. Человеческое надругательство и время не пощадили его - часть построек разобрали на стройматериалы, а то, что осталось, превратилось в руины. Пришла в упадок и водяная мельница, стоявшая при монахах на их озере рядом с тропкой на Блаженный Камень. Воздвиженскую церковь разобрали и продали в г. Надворную, а в 1914 г. она сгорела. Великолепный иконостас ее был продан сперва в Богородчаны, затем - в Вену, Варшаву, и лишь в ХХ ст. вернулся на Украину. Теперь это произведение искусства скитских мастеров хранится во Львовском национальном художественном музее.

Забвение длилось без малого два столетия. Все это время лишь частичные остатки каменных сооружений Башни, колокольни да небольшого фрагмента стены, продуваемые всеми ветрами, напоминали о былом могуществе Манявского Скита - несправедливо поверженного Афона украинских земель.

Возрождение

Возвращение из небытия - процесс длительный и нелегкий. В течение целого десятилетия работала на развалинах экспедиция львовских реставраторов. Усилиями специалистов и местных жителей приобрели былой облик все постройки монастыря. Все, кроме Воздвиженской церкви. В деревянной келейной разместились экспозиции, посвященные быту монахов, медицине и церковной утвари. В трапезной проходили выставки художественных мастеров Прикарпатья. Манявский Скит вновь зажил полной жизнью. Правда, туристической... И все это время Воздвиженская церковь просуществовала лишь в качестве фундамента, который использовался приезжими как место отдыха, или служил своеобразной эстрадой для выступления народных коллективов во время фестивалей. Церкви довелось ждать еще двадцать с лишним лет, пока о ней вспомнят. И это произошло.

В 2001 г. Манявский Скит было решено возродить в его первоначальном статусе. Это и послужило поводом для возведения на месте былой Воздвиженской церкви деревянного Кресто-Воздвиженского Собора. Пройдет еще немного времени, и Скит снова станет, как прежде, мужским монастырем, и как прежде каждое утро и каждый вечер над здешними лесами будет разливаться неторопливый колокольный перезвон...




43. Честное слово - оторопь благоговейная берёт, когда начинаю задумываться об истории этих мест...
Вот он - камень. И вот он - грот.
Испил водицы из святого источника. Умылся. Подумал о хорошем под сенью грота...
Пора и честь знать.


44.


Почти всё. В пятницу вечером дождь как зарядил, так мы всю субботу под крышей и просидели.
В воскресенье готовились меня провожать и просто гуляли по окрестностям. Считали червей в грибах...
А в понедельничное утро я уже выехал на Киев.
Но по дороге я заехал ещё в один монастырь. Гошевский.
Скоро и его покажу.
Засим - надолго не прощаюсь :)

Карпаты, фото, Манявский скит, 2013

Previous post Next post
Up