В эти дни исполнилось 150 лет с начала «Великих реформ» Александра II. 19-го февраля 1861 в России было отменено крепостное право, затем прошли земская, городская, военная, образовательная, судебная реформы.
Реформы никогда не проводятся от хорошей жизни - не бывает такого, что какой-нибудь государственный деятель, ковыряясь в носу, от скуки решает что-нибудь попреобразовывать. Реформы всегда бывают болезненными и всегда негативно воспринимаются населением. По-другому не бывает.
Несколько лет назад увидел в книге Евгения Ясина "Приживется ли демократия в России" такой график:
D - время начала реформ, R - радикальные реформы, приводящее к более резкому падению уровня жизни, но и к более быстрому подъему, G - постепенные реформы, N- ситуация, какой бы она была в случае, если просто ничего не делать. S - статус-кво, но он может существовать только на бумаге. Так вот, проблема в том, что население, оценивая реформы, сравнивает их даже не с линией N, а с «мифическим» графиком S. Типа «как бы все хорошо было, если бы ничего не меняли». Но реформаторы, видя неизбежность линии N, вынуждены идти на реформы и в итоге сами платят за них большую цену. Иногда, как Александр II, они платят жизнью. Император, больше всех других сделавший для народа, был убит членами организации «Народная воля». Чаще те, кто решается на реформы - расплачиваются собственной популярностью и карьерой. Тэтчер закрывает угольные шахты, Обама проводит медицинскую реформу, Саркози повышает пенсионный возраст. Не нужно говорить, что стало с их рейтингами.
В обществе осознание того, что реформы были необходимы приходит далеко не сразу. Это сейчас реформы Александра II называют «великими». Это сейчас, смотря материалы по земской реформе (эта тема мне наиболее близка, потому что напрямую связана моей работой и моими задачами как губернатора) удивляешься насколько многое из того, что делалось тогда актуально сегодня.
Районные думы и администрации районов по сути повторяют структуру земств с земскими собраниями как представительной властью и земскими управами как исполнительной. Посмотрите на то, что входило компетенцию земств в XIX-м веке: «устройство путей сообщения», «изменение направления земских дорог», «разрешение на открытие торгов и базаров», «дела об открытии новых ярмарок», «участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии». Сегодня это вопросы местного значения: «дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения», «создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли», «организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования», «организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи» и т.д. Изменились слова, но суть осталась та же.
Земская реформа была направлена на поощрение местной инициативы, на то, чтобы люди на местах сами определяли ключевые проблемы и решали их за счет собственных ресурсов. Такие же цели ставим себе и мы, укрепляя местное самоуправление в Кировской области, увеличивая его финансовую базу, реализуя проект по поддержке местных инициатив и так далее.
Земства сыграли свою роль и в политическом развитии страны. В них зародился так называемый «земский либерализм», который считают отдельным направлением или этапом российской либеральной мысли. Его особая ценность в том, что приверженность к идеям свободы, парламентаризма, демократии не приносилась извне, не усваивалось и продвигалось исключительно на теоретическом уровне, а формировалась сама, на основе практической деятельности. То есть, люди были уверены, что демократия и либерализм это правильный путь не потому, что так написано в книгах, а потому что они в жизни, решая свои повседневные заботы, убеждаются в их необходимости и эффективности. Именно об этом и в этой логике я написал в своем докладе
«Семь меркантильных шагов к гражданскому обществу». Сегодня развитие и укрепление местного самоуправления - один из важнейших этапов в повышении гражданской активности и формировании гражданского общества.
Александр II начал реформы в экономически отсталой стране с неэффективной структурой госуправления и крепостным правом, ослабленной после Крымской войны . Сегодня на государственном уровне формулируются практически те же проблемы: вековая экономическая отсталость, вековая коррупция и патерналистские настроения.
Александр II в XIX-м веке выбрал путь преобразований, основанный на либеральных принципах, принципах расширения гражданских прав, принципах демократии. Убежден, такая же идеология должна лежать и в основе сегодняшних усилий по модернизации России.