Доклад на защите кандидатской

Jun 03, 2010 17:17

Как и обещал, выкладываю свой вчерашнй доклад на защите диссертации. Вот.  Под катом - вступление к защите (ответ на вопрос почему я занялся этой темой) и выводы.

Подписыванием и отправкой монографий займусь в воскресенье. Количество желающих уже превосходит тираж, так что кому не хватит - вышлю в электронном виде. 
 

Перед тем как приступить собственно к докладу хочу дать ответ на, наверное, возникающий вопрос: «С чего вдруг Белых занялся этой темой?».
Во-первых, не «вдруг». Темой лагерной экономики я занимаюсь с 2002 года, когда вошел в состав Попечительского совета Музея истории политических репрессий и тоталитаризма «Пермь-36». Тогда я впервые ознакомился с материалами по строительству Вишерского бумажного комбината, с которого, можно сказать, началась история ГУЛАГа. Руководитель строительства Э.П. Берзин привлек к строительству, которое нельзя было осуществить силами свободных людей из-за невыносимых условий труда, заключенных. Рабочие, которые начинали стройку, покидали ее, несмотря на повышенную зарплату, повышенные пайки и другие льготы. Тогда Берзин запросил 2000 заключенных из Соловецкого лагеря особого назначения. Комбинат был построен, а заключенных с этого момента начали массово использовать для строительства различных объектов по всей стране. «Вклад» Э.П. Берзина в появление «лагерной экономики» не спас его самого от расстрела в 1938 году.  
Во-вторых, понимаю, что в рамках данной защиты рискую получить дополнительные «черные шары», но не могу не обозначить свою личную позицию. В дискуссии о сталинском периоде в истории советского государства у «сталинистов» есть, как им кажется, две неубиваемых теории, два неубиваемых тезиса. Что, несмотря на все многочисленные жертвы, несмотря на многочисленные репрессии, Иосиф Виссарионович был а) великим полководцем б) великим менеджером. Что касается «Сталина - великого полководца» этому посвящено особенно в последнее время, в преддверии 65-летия Победы много работ, много статей. А вот по поводу «великого менеджера Сталина» написано, к сожалению, не так много и я в рамках своей работы хотел обозначить и проанализировать один из небольших элементов менеджерской деятельности «великого руководителя», а именно функционирование системы исправительно-трудовых лагерей как одного из важнейших элементов экономического механизма того периода.
***
Основные выводы исследования:
1. Лагерную экономику (систему подневольного труда) в СССР 1930-х - 1950-х годов можно рассматривать как один из важнейших составляющих элементов сталинской социально-экономической модели, в которой политика, как правило, имела абсолютный приоритет над экономикой.
Массовые политические репрессии и чрезвычайно жесткая система уголовных наказаний, служившие источником постоянного увеличения лагерных «спецконтингентов», всегда были нацелены на решение политических задач, а с экономической точки зрения (не говоря уже о моральном аспекте) были ущербны.
2. В ходе форсированной индустриализации по решениям руководства страны началась масштабная колонизация малоосвоенных территорий Европейского Севера, Урала, Сибири, а также строительство множества промышленных гигантов в обжитых регионах страны. При этом широко применялся подневольный труд узников Гулага, так как на необходимую инфраструктуру для жизни вольнонаемных рабочих, как правило, средств не оставалось. Именно массовый неквалифицированный подневольный труд подопечных карательно-исполнительной системы стал для властей на определенном этапе «ударных» строек 1930-х годов самым удобным и востребованным, поскольку позволял вести строительство в любых условиях и при полном отсутствии начальной инфраструктуры.
Но установка на массовый неквалифицированный подневольный труд противоречила в дальнейшем освоению современной техники, и в послевоенный период ярко высветились нерентабельность и неконкурентоспособность этого труда в сравнении с трудом вольнонаемных работников при производстве однотипной продукции.
3. Неэффективность лагерно-хозяйственной деятельности ярко прослеживается на примере производительности подневольного труда, которая практически не увеличивалась в течение всего исследуемого периода (несмотря на механизацию части работ) - при постоянном росте себестоимости продукции.
4. Организация производства и использования подневольной рабочей силы в Советском Союзе 1930-х - 1940-х годов привела к формированию единого лагерно-хозяйственного комплекса, где все методы принуждения и стимулирования «спецконтингентов» были нацелены на выполнение планов производства «по валу». Вопросы исправления и перевоспитания правонарушителей стали вторичными. Более того, производственная направленность карательно-исполнительной системы в значительной мере обусловила образование латентного симбиоза уголовной верхушки и лагерных властей, а в конечном счете - предопределила серьезную криминальную мутацию всей этой системы.

Сталин, диссертация

Previous post Next post
Up