Про Гоголя

Apr 01, 2009 16:59

Николаю Васильевичу Гоголю исполнилось 200 лет.

Разрекламированный фильм Леонида Парфёнова «Птица-Гоголь», показанный вчера-позавчера по Первому каналу, занял достойное место в строю лучших парфёновских документалок, а также циклов «Намедни 1961-1991» и «Российская Империя». На протяжении двух длинных серий мы узнаём огромное количество интересных фактов из жизни Николая Гоголя - великого писателя и странного человека.

Как же так получилось, что родившийся в полтавской глуши болезненный мальчик стал всемирно известным литератором? У него не было ни богатых родителей, ни высоких покровителей, и его первые годы в Петербурге мало отличались от жизни героя «Шинели» Акакия Акакиевича - тупая одуряющая работа писаря в министерских кабинетах, драная одежонка, скверное жильё. Но Гоголь имел ТАЛАНТ и совершенно потрясающее ВООБРАЖЕНИЕ. В 23 (!) года он пишет «Вечера на хуторе близ Диканьки» - уникальное сочетание украинского фольклора, мистики и триллера. В 27 (!) лет Гоголь выдаёт «Ревизора» - пожалуй, самую знаменитую комедию русского театра на все времена, которая не утратила своей актуальности и сейчас - в годы всеобщей коррупции и воровства. Затем последовали рыцарский роман «Тарас Бульба», фарс «Нос», грустная история маленького человечка «Шинель» и вершина гоголевской прозы - «Мёртвые души».

Как свойственно многим людям «не от мира сего», Гоголь совершенно не был приспособлен к нормальному человеческому общежитию. Всю жизнь его преследовали огромные долги и постоянная бытовая неустроенность. Он никогда не был женат. Как подобает настоящему интеллигенту, Гоголь считал, что он выше мирской суеты и не считал зазорным просить денег у своего учителя Жуковского, а тот - у царской семьи. Но почему-то трудно упрекать Николая I в том, что он фактически содержал Пушкина и Гоголя, ибо масштаб этих фигур в русской литературе настолько огромен, что тратить на них государственные деньги - святая обязанность любого просвещенного монарха. И как смешно выглядят нынешние писатели, музыканты и кинематографисты, просящие выделить им, непонятым гениям, хоть немножечко из государственного бюджета. Эх, современная творческая интеллигенция… Мало среди вас достойных и совсем нет новых пушкиных и гоголей.

Но и сам Гоголь был ярко вспыхнувшей и быстро потухшей звездой. Последние годы его недолгой жизни сопровождались явными признаками сумасшествия - навязчивым мессианством, нескончаемыми бессмысленными путешествиями и жуткой чёрной тоской. Десять лет продолжалось написание второго тома «Мёртвых душ» и этот тяжелейший труд окончился печкой, в которой сгорели бесценные листы очередной «энциклопедии русской жизни». «Рукописи не горят», - говорил булгаковский Воланд, но Гоголь жил раньше Мастера и не имел собственной Маргариты… Мы никогда не узнаем, что хотел сказать Николай Васильевич в продолжении «Мёртвых душ», но с нами навсегда остались другие его книги, большие и малые, весёлые и грустные, радостные и ужасные, но все они являются великой литературой, написанной великим русским писателем.

Журналистика, Парфёнов, Литература, Гоголь

Previous post Next post
Up