Есть такой современный российский писатель-фантаст Андрей Мартьянов, известный в ЖЖ, как
gunter_spb. Читаю его давно, но восторгов по поводу его творчества и человеческих качеств не испытываю. Ибо примитивен, быдловат, играет в «Танчики» и вообще запутинец. Однако пишет Мартьянов легко, хорошим литературным языком и постоянно открыт для общения и обратной связи. Также стоит отметить, что автор не страдает копирастией головного мозга и все свои книги преспокойно выкладывает в Интернет для свободного скачивания.
Пару лет назад я прочитал его трилогию «Наследник» - понравились идея, язык, чувство юмора и отличное знание истории. Не понравились уже упомянутые примитивизм и быдлячество, а также скомканный конец и нелогичные сюжетные линии.
Сегодня закончил читать последнюю книгу Мартьянова, написанную им совместно с некой Еленой Хаецкой - «Der Architekt» (часть 1 - «Без иллюзий»). Это роман в популярном ныне жанре альтернативной истории (но без попаданца) о том, что было бы, если б Гитлер был убит в конце 1942 года, а место рейхсканцлера занял бы рейхсминистр вооружений и военного производства Альберт Шпеер.
Для тех, кто не знает, Альберт Шпеер был личным архитектором Гитлера, проектировал здания Рейхсканцелярии и других нацистских учреждений, разработал Генеральный план реконструкции Берлина. В ходе Второй Мировой войны был назначен рейхсминистром вооружений и военного производства, где показал выдающиеся организаторские способности, умудрившись добиться значительного роста военного производства в ходе бесконечных бомбардировок союзников и при тотальном дефиците ресурсов. Резко выделялся из гитлеровского окружения умом, проницательностью и умением адекватно оценивать окружающую действительность. На Нюрнбергском процессе единственный из подсудимых признал свою вину, был приговорён к двадцати годам лишения свободы, которые честно отсидел с 1946 по 1966 годы. Написал несколько книг, одна из которых, мемуары «Воспоминания», была переведена на многие языки и до сих пор пользуется успехом. Скончался 1 сентября 1981 года в отеле Park Court в Лондоне от кровоизлияния в мозг во время встречи с любовницей (в возрасте 76 лет!).
Первая часть «Der Architekt» охватывает начало-середину 1942 года, когда Шпеер неожиданно получает приглашение занять пост министра и при погружении в работу обнаруживает, что Третий Рейх - это государство абсолютного тотального бардака. Невозможный и необъяснимый бардак пронизывает все сферы жизни Германии - экономикой руководит лётчик-наркоман Геринг, партией - жулик и прохиндей Борман, а руководитель всего этого цирка Гитлер живёт в собственном придуманном мире и ничего не желает знать о проблемах, которые испытывает Третий Рей в ходе масштабной мировой войны.
Единственное «светлое» пятно во всей этой компании - начальник РСХА Рейнхард Гейдрих. Умный, жестокий, волевой человек, который давно уже понял, в какую пропасть катится страна под руководством бывшего ефрейтора и не желающий с этим мириться.
В реальной истории Гейдрих погиб в результате покушения английских диверсантов в мае 1942 года, у Мартьянова же Гейдрих, благодаря случайности, избегает смерти, организует заговор против фюрера и приводит в действие свой план под названием (сюрприз!) операция «Валькирия». В ходе реализации этого плана Гитлер гибнет в авиакатастрофе над белорусскими болотами, а Шпеер становится канцлером. На этом первая часть книги и заканчивается.
Повествование в книге ведётся, в основном, от первого лица (от имени Альберта Шпеера) и практически полностью повторяет его мемуары. В принципе это логично - зачем придумывать что-то за Шпеера, если сам Шпеер уже давным-давно всё опубликовал. Однако хватает и придуманных монологов-диалогов типа совещания заговорщиков у Гейдриха или беседы Шпеера с Геббельсом в опере. Написано довольно правдоподобно, со знанием дела, тут Мартьянову можно поставить твёрдую пятёрку. Примерно треть книги занимают псевдомемуары брата Альберта Шпеера - Эрнста Шпеера, служившего танкистом и пропавшего без вести в конце 1942 года под Сталинградом. Кстати, Мартьянов упорно называет Эрнста младшим братом Альберта, хотя в примечании указывает, что Эрнст родился в 1903, а Альберт - в 1905 году. То есть не Эрнст, а Альберт был младшим братом. Или это опечатка? Сам рассказ Эрнста написан тоже неплохо, но по стилю изложения подозрительно напоминает воспоминания немецкого танкового аса Отто Кариуса «Тигры в грязи» - тут и восхваление отцов-командиров, и подробные описания солдатского быта, и рассуждения о неполноценности русских и прочих унтерменшей.
Однако есть в книге вот какой забавный момент. В ходе её написания и сопутствующего изучения материала Мартьянов признавался, насколько его поразил хаос, творящийся в государственной машине Третьего рейха. Весь этот хаос он постарался отобразить в книге словами и мыслями её героев и отображение получилось весьма и весьма достоверным. Тут тебе и отсутствие зимней одежды для Вермахта в России, и фатальная ошибка конструкторов танка «Тигр», забывших о соблюдении габаритов, и откровенный саботаж Борманом приказов фюрера. А забавно то, что про все эти чудеса я читал четырнадцать лет назад в книге «Самоубийство» за авторством нелюбимого Мартьяновым и прочими охранителями Виктора Суворова!
Специально открыл «Самоубийство» - один к одному. Суворов очень активно цитирует Шпеера, по полочкам разбирает систему творящегося в Рейхе бардака, со смаком и шокирующими примерами описывает вопиющее дилетанство гитлеровской верхушки. Создалось такое впечатление, что первая часть мартьяновского «Der Architekt» - это художественный пересказ Суворова с добавлением альтернативно-исторических сюжетных линий. Не скажу, что это плохо, но как-то неожиданно. Насколько я знаю, до сих пор ещё никто не перекладывал суворовские исторические изыскания в художественное произведение (разве что опосредованно Акунин в своём «Шпионском романе»). Может быть, когда-нибудь дождёмся художественного «Ледокола»? Там есть глава, написанная в жанре альтернативной истории о нападении СССР на Германию 3 июля 1941 года, из которой вполне можно сделать отличный роман а-ля «Вариант БИС» Анисимова.
А «Der Architekt» почитайте - годная книга. Последняя глава про комиссара Шмулевича так вообще шедевр.