В 1981 году Красногорский механический завод начал выпуск малоформатного зеркального фотоаппарата с зеркалом постоянного визирования под названием "Зенит-ЕТ". Это был улучшенный вариант модели "Зенит-Е", к которому прикрутили невращающуюся головку выдержек, фокусировочный экран с микрорастром и другие усовершенствования.
Фотоаппарат "Зенит-ЕТ" имел встроенное экспонометрическое устройство, автоспуск, курковый взвод затвора. В фотоаппарате могли применяться сменные объективы с присоединительной резьбой M42x1 и рабочим расстоянием 45, 5 мм. "Зенит-ЕТ" мог быть использован для репродукционных работ с применением удлинительных колец, съемки мелких предметов крупным планом с малых расстояний (макросъемка) и съемки с микроскопом (микросъемка).
Фотоаппарат выпускается в двух вариантах: с объективом "Гелиос-44-2" - 2/58 мм, с объективом "Индустар-50-2" - 3,5/50 мм.
Фотоаппарат выгодно отличался от предшествующих моделей следующими достоинствами:
- невращающийся диск выдержек;
- обратная перемотка пленки с помощью рулетки при зафиксированном отключении механизма затвора от механизма транспортирования пленки;
- линза Френеля обеспечивает равномерную яркость изображения объекта съемки в видоискателе, а микропирамиды в центре поля повышают точность наводки изображения на резкость;
- синхронизация затвора с лампой-вспышкой; возможность пользоваться лампами-вспышками с кабельным и бескабельным соединением;
- зарядка фотоаппарата пленкой -- кассетная с упрощенной заправкой конца пленки на принимающую катушку.
Фотоаппарат "Зенит-ЕТ" выпускался с 1982 года до середины 1990-х годов. Общее количество выпущенных экземпляров превышает 3 000 000 (!) штук, а вместе с предшественником "Зенит-Е" - 8 000 000 (!) штук, что является абсолютным рекордом для однообъективных зеркальных фотоаппаратов. Компании Canon и Nikon, как говорится, нервно курят в сторонке.
Розничная цена «Зенита-Е» в 1980 г. с объективом «Гелиос-44-2» была 100 рублей,с олимпийской символикой 110 рублей, с объективом «Индустар-50-2» - 77 рублей. "Зенит-ЕТ" стоил примерно столько же.
Мне же "Зенит-ЕТ", который вы видите на фото, достался абсолютно бесплатно. В середине 1990-х годов, когда в стране стали массово появляться первые фотолаборатории по проявке плёнок и печати фотографий, я снимал "Зенитом" практически одни портреты друзей и родственников. Тогда мне казалось, что тратить дорогую плёнку на какие-то там пейзажи с макро глупо и расточительно.
Помню, что на день рождения я даже получил в подарок немецкую вспышку Unomat, с которой "Зенит" стал выглядеть весьма взросло и солидно. Но потом была приобретена плёночная мыльница, не помню какой марки, и тяжеленный "Зенит" с его ручным автофокусом, зумом "ногами" и прочими механическими чудесами был помещён в шкаф, где и провёл последние лет 12, если не больше.
Так и лежал бы "Зенит" в тёмном и пыльном шкафу, если бы в последнее время я не стал натыкаться в Интернете на статьи маститых (и не очень) фотографов, которые успешно скрещивали современные японские фотоаппараты и старые советские объективы. Как оказалось, это совсем не сложно - достаточно лишь приобрести соответствующее переходное кольцо с советского стандарта на какой-нибудь Canon/Nikon/Sony/Pentax/Olimpus и вуаля - вспоминайте давно забытые ощущения.
Не устоял перед таким соблазном и я. В магазине "Фотоплюс" (здесь могла бы быть ваша реклама) за 1 200 рублей был куплен переходник фирмы "Поиск". При всём уважении к данной фирме такую цену за металлическое колечко с резьбой считаю неразумно завышенной. Однако деваться некуда - и указанное колечко успешно было вставлено между родным православным объективом и буржуйской басурманской тушкой.
Что из этого получилось - можно посмотреть на приложенных ниже снимках. Снимать связкой Canon-Гелиос, кстати, то ещё мучение. Автофокуса здесь нет в принципе, диафрагма выставляется на самом объективе, а фокусное расстояние в 58 мм совершенно непригодно для съёмки городских пейзажей.
Но вот макро получаются вроде ничего. Например, вот кадр с рябиной, которая горит в саду костром ясным.
Вот белый цветок с неизвестным мне названием.
А также неизвестные красные метёлки.
Пейзажи же можно щёлкать лишь на закрытой диафрагме, но выбирать более-менее приемлемую композицию очень трудно - всё-таки 58 мм есть 58 мм.
Съёмка велась вечером при закатном солнце. На ISO 200 полным-полно шумов.
Действительно, пейзажи - не конёк Гелиоса-44-2.
Его конёк - портреты. Хорошая светосила и т.н. мягкий рисунок позволяют получать весьма неплохие кадры. А какое изумительное у него бокэ...
Однако в силу ряда причин я не буду выкладывать в ЖЖ портреты снятых Гелиосом людей. Поэтому держите кота. Тоже портрет, в некотором роде.
Таким образом, опыт использования старого советского объектива на новой японской тушке можно считать положительным. Конечно, звёзд с неба Гелиос не хватает, но снимает уверенно. Хотя, конечно, эксплуатировать Гелиос-44-2 вместо Canon EF 50 f/1.8 II - это извращение. Но, с другой стороны, а почему бы и нет?
П.С. Недавно у камрада
indifound видел
хороший пост о сравнении двух фотоппаратов - старого "Зенит-Е" и современного Canon EOS 550D.