Загадка про пиратство в XVII веке, или Детектив длиной в 400 лет

Feb 08, 2021 22:23

А вот такая еще для вас загадка.

Во времена Шекспира полные тексты пьес были строго охраняемым объектом авторского права. Театры конкурировали друг с другом. Соответственно, пьесы из идущего репертуара не публиковались. Единственные полные экземпляры пьес хранились у суфлера (в то время он выполнял обязанности нынешних завлита и помрежа - в общем, очень важный в театре человек!).

Но конкуренты все равно находили способы красть тексты. Одним из самых популярных был - подкупить актера, слабо заинтересованного в финансовом успехе театра, какую-нибудь мелкую сошку, не державшую пая в труппе. И этот самый подкупленный актер надиктовывал конкурентам кассовую пьесу или переписывал ее по памяти.

Так вот, как-то подобная досадная история произошла со свежепоставленным "Гамлетом". Какой-то актер "слил" текст модной пьесы - но не конкурирующему театру, а издателям. А те его, соответственно, издали. Ну как "его". Тот неточный, местами нелепый вариант, который воспроизвел воришка. Он дошел до наших дней, там много откровенной ереси.

Пайщики труппы Бербеджа, конечно, страшно разозлились, причем два раза.


Ричард Бербедж, первый исполнитель роли Гамлета.

Первый раз - утечке. Второй - тому, что произошло с гениальным текстом при пересказе. И решили: раз уж беда случилась, то надо хотя бы издать нормальный вариант. Без глупых купюр, без отсебятин. И издали так называемое "второе кварто", которое и сейчас цитируют и анализируют шекспироведы и на основе которого "Гамлет" напечатан в большом, обстоятельном "первом фолио" - первом большом сборнике пьес Шекспира.

И уж кстати, - шекспироведы попутно решили восстановить справедливость и вычислить вора. И вычислили. Спустя четыреста лет!

А вы догадаетесь, как они это сделали?

Кто будет в игру, На сцене и за кулисами

Previous post Next post
Up