Ответ на
загадку: да, в 60-е годы XVII века в английских театрах начали играть женщины, и для них в старых пьесах жестоко не хватало ролей.
Пьедестал почета занимают
dic_ta (догадалась самой первой),
loruta,
huli_tam и
t_grappa.
Считается, что в пьесах Шекспира количество женских ролей не превышает 4-х, потому что
именно столько было в труппе специально обученных мальчиков, способных исполнять женские роли.
Уличный спектакль во времена Шекспира. Слева на сцене - мальчик-актер, исполняющий роль женщины. Это, конечно, поздняя реконструкция, конец XIX века.
Вы можете ответить: как так-то? В некоторых пьесах можно насчитать до шести женщин, а еще есть какая-нибудь интермедия с богами и богинями... Вон в Макбете есть леди Макбет, леди Макдуф, три ведьмы, Геката...
Вся штука в том, что из этих шести-семи ролей минимум две исполнялись так называемыми комическими старухами. То есть взрослыми, даже немолодыми дядьками в женской одежде. Три ведьмы в "Макбете" или Кормилица в "Ромео и Джульетте" - это как раз комические старухи.
Денис Суханов в роли Мэг Фоллан в спектакле "Королева красоты" по пьесе М.МакДонаха, театр "Сатирикон"
Более того, это амплуа сохранялось даже при наличии женщин-актрис. Еще долгое время старух в комическом репертуаре играли мужчины. В труппе Мольера во Франции был замечательный актер Юбер - он, например, впервые в истории сыграл госпожу Пернель в "Тартюфе".
Ну а нежных и женственных дам с девицами играли те самые мальчики, boy players.
Актер и драматург елизаветинской эпохи Натан Филд, в ранней юности (примерно с 13 лет) прославленный женскими ролями.
Во время протектората Кромвеля театры в Англии были закрыты на 18 лет. И лишь реставрация монархии снова сделала театр а) легальным, б) общедоступным. Кроме того, Карл II привез из Франции новую моду: женщины-актрисы. Она идеально легла на желание британской аристократии сбросить с себя иго пуританизма и пуститься во все тяжкие. Так что в пьесах разворачивался праздник жизни (не всегда пристойный), а английскому зрителю наконец показали со сцены настоящих живых женщин.
Не сказать, что это было прямо внезапно - женщины уже начинали принимать участие в каких-то локальных театрализованных мероприятиях. Но все же Карл легализовал и ускорил процесс перехода женщин на профессиональную сцену.
Актриса Энн Брэйсгёрдл в роли "индейской царицы".
Но вот елизаветинские пьесы под это дело начали, как вы понимаете, слегка дописывать. Ибо, во-первых, женщины куда менее дефицитны, чем мальчики, способные талантливо изобразить противоположный пол, и театры тут же запаслись ими в избытке; а во-вторых - народу нравится, а значит, надо больше женщин! еще больше!
Вот отсюда-то и все те нововведения, которые я описала в загадке. И кстати, мальчик Ипполито - тоже женская роль)