Обама объявил о намерении начать военные действия в Сирии. США вынуждены провести военную операцию в Сирии. Об этом заявил президент США Барак Обама в своём выступлении. Обама намерен получить разрешение у Конгресса США для начала военной операции. По его словам, США готовы начать военные действия в Сирии без санкции ООН. Президент США уверен, что ситуация, в которой власти Сирии якобы применили химическое оружие, может перенестись и в соседние с Сирией страны - Израиль, Ирак, Ливан, и другие.
ИА REX: Война объявлена. Что должна делать Россия?
Владимир Беляминов, политолог:
Я считаю, что в данной ситуации Россия должна полагаться на свое мнение и четкость видения процесса, оперируя информацией из своих источников. Однако наблюдая развитие событий с Сирией по косовскому и иракскому сценарию с заявлением о применении оружия массового поражения без четких доказательств, без резолюции ООН и выводов мирового сообщества, России следует четко определиться, чью сторону в сирийском вопросе она будет поддерживать. Решение вопроса отношений между США и Россией со стороны последней не должно происходить в запале страстей, понимая, что Сирия, к сожалению, попала между жерновов и все попытки США ущемить эту страну, являются косвенными действиями против стран, поддерживающими режим Ассада. Как известно, Россия и Китай, являющиеся визави США во всех мировых порядках, поддержали официально избранную сирийскую власть вразрез мнению администрации Белого Дома. Если военная интервенция США в Сирию будет начата, то Россия не должна стоять в стороне и выступить по все тому же действию США - миротворцем в регионе, направив свои войска для стабилизации ситуации. Как она будет стабилизироваться, покажет время, однако в Сирии сегодня разыгрывается серьезная карта нового мирового порядка.
Леонид Савин, политолог, главный редактор информационно-аналитического издания «Геополитика»:
То, что США начнут активные действия против Сирии было очевидно. Использовать боевиков и террористов в качестве пятой колонны не получилось, Турция тоже получила по зубам, поэтому была задействована провокация с применением химического оружия. Такой грубый сценарий был использован по причине того, что у Обамы не осталось времени, т.к. основная цель - это не Сирия, а Россия. Для Обамы важно начать военную компанию до Олимпиады в Сочи, чтобы хаос на Ближнем Востоке максимально расширился и перекинулся на Северный Кавказ. Расчет вполне логичный - если Россия открыто выступит на стороне Сирии, то Запад и остальные сателлиты Вашингтона будут обвинять Кремль в поддержке "тирана", если же Москва попытается тихо отсидеться в стороне - то на Кавказе будут активизированы террористические действия, и вместе с ударом по имиджу России как государства, которое не способно защитить своего давнего союзника, мы получим не меньше проблем.
Когда начнутся бомбардировки Сирии по сценарию Сербии и Ливии, США полагают, что Иран, Хизбалла и другие партнеры Сирии могут ответить на эту агрессию. Это будет поводом подтолкнуть к действиям на своей стороне Израиль, Саудовскую Аравию, а потом и страны НАТО, которые отказались пока участвовать в этой военной кампании.
Оптимальным разрешением ситуации в военном плане был бы консолидированный удар по группам ВМС США, находящихся в Средиземном море и Персидском заливе. Однако он должен быть точным и достаточно быстрым. Но в этом также есть риск, что Вашингтон обыграет это как нападение на их страну, как уже неоднократно делал (напомню, что вступление в конфликт во Вьетнаме был спровоцирован ложной атакой на военный корабль США).
С другой стороны, если Обама начнет военные действия без объявления войны, это выставит США в свете нарушителя норм международного права. Необходимо будет поднять вопрос в ООН об исключении этого государства из Совета Безопасности, подать соответствующие иски в Международный уголовный суд и другие инстанции. Более того, военных США можно будет считать террористами, так как Jus ad Bellum формально не будет действовать (хотя США наверняка будут кричать о гуманитарном праве). Тогда возникает вопрос - как другие страны будут относиться к акту государственного терроризма? Будут ли "мочить в сортире" согласно высказыванию Владимира Путина или молча наблюдать за происходящим - от этого в какой-то мере зависит будущее мироустройство.
Александр Тимофеев, политолог-востоковед, руководитель аналитического отдела газеты "Служу Отечеству":
Обама запросил согласия Конгресса США для атаки на Сирию, но получить может оказаться непросто - среди конгрессменов и сенаторов есть немало противников, причем как среди республиканцев, так и среди демократов. Даже эксперты такой известной своей внешнеполитической агрессивностью структуры как Heritage Foundation считают нанесение ракетных ударов ошибкой.
Надо учитывать, что многие в США вообще выступают против доктрины "Responsibility to Protect", считая ее неоправданно рискованной и позволяющей перенести всю ответственность за последствия с Организации Объединенных Наций на США. Многие американские политики по-прежнему считают, что Белый Дом должен продолжать политическое и экономическое давление при одновременной помощи сирийской оппозиции, чтобы вся сирийская проблема решалась внутри, а не извне. Главным аргументом против идеи Обамы является отсутствие у США жизненно важных национальных интересов в Сирии. Более того, прямое военное вмешательство США в сирийские дела играет на руку Аль-Каиде - именно ее боевики сражаются сейчас против Башара Асада. Поэтому в американском разведсообществе существует точка зрения, что Вашингтону надо стимулировать войну Аль-Каиды с Хезболлой, но не вмешиваться напрямую. Военное вмешательство Запада в данном случае возможно лишь тогда, когда обе стороны будут ослаблены, но при этом нужны не удары, а интервенция, которая должна быть осуществлена не одними США, а коалицией, чтобы привести к власти новое сирийское правительство (из числа руководства эмигрировавшей оппозиции).
Еще один немаловажный фактор - самостоятельная операция США против Сирии в условиях отсутствия поддержки со стороны партнеров по НАТО (в первую очередь, Великобритании) чревата усилением противоречий внутри Североатлантического альянса, ростом антиамериканских настроений в ЕС и арабском мире, а также возможным усилением антиамериканской и антиизраильской политики Ирана (тогда как в Европе и США рассчитывают, что Роухани будет более сговорчивым, чем Ахмадинежад).
Павел Шипилин, журналист:
Мир совершенно напрасно замер, ожидая откровений от президента США. Его
слова были адресованы не миру, а американской элите: «США готовы действовать в Сирии без одобрения Совета Безопасности ООН». Другими словами, Вашингтон официально провозгласил себя мировым жандармом. Провозгласил для внутреннего употребления. Американский истеблишмент хочет чувствовать себя сильным и очень трепетно относится ко всевозможным знакам уважения. Тем более, от собственного президента. Однако сделал Барак Обама вовсе не то, что сказал - он
отправил проект резолюции по Сирии в свой Конгресс. То есть, отбил бейсбольной битой мяч, не пожелал взять на себя ответственность за грядущее кровопролитие и весьма вероятные жертвы среди американцев. И это обстоятельство вселяет оптимизм. Так настоящие мировые жандармы не поступают. Они надвигают шляпу на лоб и цедят сквозь зубы, не вынимая изо рта сигарету: «Доброе слово и кольт лучше, чем просто доброе слово». Они благородные ковбои, которые никогда не промахиваются, стреляя от бедра.
Но Обама понимает, что война с Сирией вряд ли станет очередным виртуальным вестерном. Он, конечно, послушно повторяет байку про химическое оружие, в которую не верит и сам, но все же если и соберется воевать, то - «скоротечно». Это надо понимать так: сделать из себя мальчика для битья я не позволю. Имитация подготовки к войне с Сирией вдруг стала заметной. То есть, кто-то влиятельный (ок, пусть это будет ВПК), к ней явно подталкивает, политики возмущенно вскакивают из-за своих столов, нервно бегают перед важными посетителями по овальным и прямоугольным кабинетам, артистично стискивая кулаки, но в последний момент решают довериться процедуре. И вдруг выясняется, что, например, надежный британский парламент воевать не особо-то и хочет. Тот же самый политик еще больше нервничает, делая вид, что для него такой поворот - большая неожиданность. В итоге тем самым влиятельным лоббистам предъявить главе кабинета министров или, как в случае с Обамой, государства, в общем-то, нечего - все видели и слышали, насколько он искренне старался.
Разумеется, никто пока не знает, что решит конгресс США 9 сентября. Полагаю, в течение ближайшей недели будет большой торг и обработка депутатов - в том числе, банальными взятками. Но расклад непростой: своим решением переложить ответственность Обама так поднял ставки, что цена вопроса может оказаться неподъемной даже для запредельно богатых лоббистов. Честные американские конгрессмены стоят безумно дорого.
Неприятно только, что все эти внутрианглосаксонские терки касаются жизни вполне конкретных людей второго сорта - арабов, персов, пуштунов, курдов. И, между прочим, русских. Но так устроен современный мир - ничего не поделаешь. По крайней мере, пока.
Борис Рожин, публицист:
Некоторое время назад я уже указывал, что при текущей дислокации американских авианосцев, одними эсминцами и авиацией наземного базирования США по Сирии не ударят. Сегодня вот предположения оправдались - из района Персидского залива в Красное море спешно гонят АУГ во главе с "Нимицем", наращивая таким образом силы для непосредственного удара по объектам в Сирии. В итоге, уже через пару-тройку дней США только с моря могут рассчитывать запустить по Сирии до 400 ракет типа "Томогавк". И это не считая авиации. Вторая авианосная группа в регионе по-прежнему действует с оглядкой на Иран, болтаясь то в Персидском заливе, то в Индийском океане, так как не до конца ясно, как Тегеран отреагирует на ограниченный удар по Сирии - проглотит или закусит удила. В Тегеране по-прежнему грозят большой войной, но США делают вид, что это просто риторика.
До сих пор так же не ясно, что США имеют ввиду под "ограниченным ударом" - 2-3 дня ударов по узкому списку целей или же массирования атака призванная за короткий период, вписанный в рамки "ограниченного удара", полностью дезорганизовать военную инфраструктуру Сирии. Ограниченность по срокам отнюдь не означает ограниченность в средствах. А с учетом уже имеющихся в Средиземном море кораблей + АУГ "Нимица" + авиация наземного базирования на базах НАТО в Европе, Турции и в Персидском заливе, даже кратковременный удар может оказаться весьма серьезным, особенно если американцы смогут обеспечить комбинированные действия своих ударных сил с силами сирийских мятежников. На данный момент, трудности США скорее политического, нежели военного характера. Ударная группировка для удара по Сирии, так или иначе, будет смонтирована в ближайшие дни, так что тут скорее вопрос в силе удара и списке участников. Сирия вполне логично использует предоставленную отсрочку для подготовки к удару. Пока продолжается наступление на мятежников, уязвимые части армейской структуры пытаются рассредоточить и по возможности скрыть от американских средств наблюдения и разведки. Но с учетом технического превосходства США и данных предоставляемых мятежниками, потери конечно неизбежны. Главная трудность сирийцев, состоит в том, что ударить могут сразу со многих направлений и одинаково хорошо прикрыть все не получиться, особенно с учетом того, что контролируемая территория страны похожа на слоенный пирог,
В общем. тут остается только ждать неизбежного. После сделанных американцами заявлений, если они отступят, это будет означать полную потерю лица и катастрофический удар по имиджу всесильного мирового гегемона. Поэтому, так или иначе, удар будет нанесен.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Пусть Обама сначала получит разрешение от Конгресса. Ведь не исключено, что Конгресс его дисквалифицирует. Оружие-то химическое у арабских стран было от союзников США, например Франции. И Франция, например, предоставила химоружие для штурма Мекки, в интересах царствующей династии Саудов, ни с кем не советуясь, причём - частной военной компании наёмников. Так что химоружие вполне может быть и французским, и запущенным боевиками, поскольку в городских боях силы могут смешиваться, и сомнительно, чтобы Асад давал санкцию на применение.
Что делать России? Во-первых, доставить Сирии ещё больше GPS-спуферов, чтобы отводить управляемые "Навстар" вооружения с курсов. Во-вторых, подумать о задымлении зон подхода ракет противника, чтобы они не могли ориентироваться по ландшафту. В-третьих, вступить в переговоры с Израилем и Турцией, чтобы обеспечить их нейтралитет или же - показать миру их статус агрессоров, а заодно и определиться на многие годы вперёд, нужны ли этим странам деньги из России. Ну и, конечно же, резко крепить обороноспособность, а то вдруг Обаме взбредёт что-то типа: "Шахиды украли СКАД - это Кремль виноват", ведь логика этого североафриканского афроамериканца с арабским именем именно так и винит Асада, не утруждаясь доказать свои слова.
Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):
России выгодно, чтобы США там завязли. Чем больше там Америка завязнет, тем нужней будет Россия, чтобы оттуда выпутаться. Любые резкие шаги лишь выведут Россию из большой игры, как случилось во время арабо-израильского конфликта, когда СССР разорвал отношения с Израилем, и тем самым оказался на одной стороне конфликта. А это лишает рычагов влияния на другую сторону. Россия до сих пор не может добиться чего-то большего, чем роли свадебного генерала. Единственно, что Россия могла бы сделать чувствительного - это закрыть базу снабжения НАТО в Ульяновске и постараться затруднить другие пути снабжения американских сил в Афганистане, но вряд ли будут это делать, пока президент Путин рассматривает Афганистан, как США рассматривают Сирию. Мао Дзедун сформулировала эту стратегию "сидя на горе наблюдать за схваткой двух тигров".
Михаил Ошеров, политолог (Израиль):
Не ждать решения конгресса США, который соберется через неделю. Максимально эффективно использовать это время. Объявить Сирию зоной особых российских интересов. Максимально наращивать военно-морскую группировку в Средиземном и особенно в Красном море. Интенсифицировать уничтожение боевиков в Сирии, поставки оружия сирийскому правительству. Объявить о поддержке правительства Сирии в полном объеме ВСЕМИ возможными способами и средствами. Немедленно поставить в Сирию все системы вооружения, которые можно быстро поставить и развернуть, в том числе с российскими операторами. Действовать жестко, агрессивно и на опережение. Объявить все возможные санкции против Турции, Иордании, Саудовской Аравии, Катара и Израиля и всех других стран антисирийской коалиции. Продолжать поставлять гуманитарную помощь сирийскому народу и другим народам региона, в том числе сирийским палестинцам. Демонстративно провести переговоры со всеми палестинскими и курдскими организациями. Оказать всемерную помощь народам Йемена и Судана. Предъявить в ООН доказательства химической войны. развязанной в Сирии сирийскими бандитами. Кстати, если США пойдут на бойкот Олимпиады, - плюнуть и забыть, - Сирия во сто крат важнее.
Андрей Давыдов, журналист:
Похоже, Обама размывает ситуацию, подвесив ее в положение «ни мира, ни войны». С одной стороны, это разумно, ибо сдерживает консолидацию России и Ирана, которая в конечном итоге может и не состояться. С другой стороны, президент США попал в цугцванг, когда любой активный ход ухудшает позицию. Но это еще нужно было понять. Будь на его месте лихой Маккейн, ракеты бы уже летели в цель, эскалация конфликта стремительно нарастала, а Россия и Иран заключали военный союз. Однако предоставленную отсрочку Москве нужно использовать плодотворно. В дипломатической активности ведомства Лаврова можно не сомневаться, однако нужно также максимально укрепить ПВО Сирии (ракеты «земля-море», как заявил Дамаск, у него уже есть). Если что-то еще так и не поставлено, немедленно доставить, а может, даже и что-нибудь покруче. Башар Асад уж заявил, что агрессоров ждет неприятный сюрприз, но можно удивить их еще больше. И наверняка потребуются еще военспецы - для того, чтобы сирийцы микроскопом гвозди не забивали.
Дмитрий Сычёв, публицист и историк:
Мерное тиканье часового механизма успокаивает нервную систему. Начальник штаба вооруженных сил Ирана генерал Хасан Фирузабади подчеркнул, что любое военное нападение на Сирию заставит запылать регион, США, Израиль и их западных союзников и создаст угрозу хаоса и нестабильности на долгие годы. Иранский генерал заявил, что риторика США и возможная атака против Сирии может привести к большим проблемам для других держав, региональных союзников Израиля и Вашингтона, сообщает Fars. Он подчеркнул, что военное вмешательство США в Сирии будет стоить России Кавказа, передвинув рубежи обороны Кремля к Москве. "Страны региона, поддерживающие эту жестокую войну, понесут серьезные потери", - сказал он. Фирузабади подчеркнул, что по Израилю будут также нанесены ответные удары.
По предположениям некоторых наблюдателей, в задачу нашей Средиземноморской эскадры входит контроль над воздушным пространством над Сирией и передача ПВО данных о приближающихся целях. С севера наверняка ударят. Эрдоган аж с поводка срывается, рвётся на войну впереди всех. Как бы не просчитался… Ударят и с юга, из Иордании. Ударят с моря. Ударят с воздуха. Все эти байки про «совещание с конгрессменами» и "ограниченный удар"… Раз уж Обама объявил о войне, то он с кем надо уже посовещался. Всё, что с этого момента говорит любой американский политик, следует считать специальной военной пропагандой, направленной на введение противника в заблуждение. После речи Обамы нет смысла ждать, пока американцы ударят. А чего ждать-то? В таких делах лучше быть живым параноиком, чем наивным покойником. Всё равно никто уже никогда не поверит, что «Сирия первой напала на США». По-моему, имея дело с хищниками, соблюдать джентльменские правила не только глупо, но и опасно. Так что действовать лучше бы по отмашке военных, а не политиков. Представляю, что творится сейчас в нашем Генштабе…
Источник