Ночная административная реформа Януковича: эксперты объяснили необходимость непопулярных мер

Dec 13, 2010 20:24

Основным событием политической жизни Украины на прошедшей неделе стал старт административной реформы. О необходимости ее проведения украинские политики говорили давно. И вот, в ночь на 10 декабря на официальном сайте президента Украины Виктора Януковича был опубликован подписанный им указ «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти».

Что стоит за реорганизацией управляющей вертикали? На этот вопрос Сергею Сибирякову отвечали эксперты.

О необходимости проведения такой реформы украинские политики говорили давно. И вот в ночь на пятницу 10 декабря на официальном сайте президента Украины Виктора Януковича был опубликован подписанный им указ «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти».


Указом, в частности, предусмотрено существенное укрупнение некоторых органов исполнительной власти и сокращение численности госслужащих.

Государственные служащие всех рангов пребывают в шоке - такого новогоднего подарка не ожидали. Они грустно шутят, что теперь есть все предпосылки не только выполнить, а и перевыполнить и программу «оранжевого» экс-президента В. А. Ющенко «10 шагов навстречу людям на 2005 - 2009 гг.» и предвыборную программу действующего президента «Украина - для людей» - выйдут в люди, станут «людьми», пополнив ряды безработных.

В высших эшелонах власти уже на лицо серьезные перераспределения полномочий большинства высоких чиновников.

Премьер-министр Украины Николай Азаров на брифинге 10 декабря 2010 г. заявил, что основная цель административной реформы - повышение эффективности управления государством. Реформа обеспечит экономию государственных средств и предусматривает на следующем этапе реформирование местных администраций. Заместитель главы администрации президента Ирина Акимова в прямом эфире на телешоу Савика Шустера во время обсуждения прогнозных результатов реформы отметила, что по предварительным оценкам экономия бюджетных средств от сокращения бюрократического аппарата и уменьшение коррупции может составить 1 млдр. грн.

Сергей Сибиряков: Чем вызвана столь оперативная реорганизация системы центральных органов исполнительной власти?

Владимир Коробов - директор Центра исследований южно-украинского пограничья, кандидат социологических наук, профессор (Херсон): Партия регионов стремительно теряет популярность, снижаются ее электоральный рейтинг и рейтинг доверия со стороны населения. Нужны решительные и популярные меры для того, чтобы остановить этот процесс. Сталин отстреливал чиновничество, затем все свелось к «перетрахиванию» (Лукашенко). Начинать жесткие меры с органов управления - правильный ход, но делается все не очень элегантно.

Виктор Глеба - архитектор, член президентского совета Национального союза архитекторов (Киев): Реорганизация системы центральных органов исполнительной власти вызвана бардаком в стране, необходимостью реформ бюрократии, а также переделом власти между олигархическими кланами.

Юрий Бликов - сценарист, кинорежиссер, психолог (Одесса): Необходимость в реорганизации разросшейся бюрократической машины назрела давно, но серьезным толчком служит жесткое требование главного кредитора Украины - МВФ. Янукович - и это совершенно очевидно - хочет изменить отношение к Украине международных партнеров, поднять ее имидж, избавиться от репутации ненадежного, нестабильного захолустья. Ради этого он готов терять личный рейтинг, идти на непопулярные реформы, проявлять жесткость по отношению к соратникам. В целом, стратегически - это правильно, поскольку позволяет в перспективе удержать Украину в качестве самостоятельного игрока, а не «подкладываться» под Россию или западных конкурентов России.

Владимир Беляминов - политолог, эксперт по финансовому и экономическому маркетингу (Харьков): Оперативность назрела уже лишь потому, что промедление смерти подобно. Что такое армия чиновников-госаппаратчиков? Это болото, непроглядная тьма, трясина, которая стала разрастаться в последние годы особенно сильно.

Государство перестало выполнять свою главную функцию: обеспечивать экономическую безопасность страны, перераспределять ресурсы и заработанные всеобщие блага (ВВП) и поддерживать обороноспособность страны. Украина превратилась в квазигосударство, когда дорвавшиеся до государственных ресурсов и получившие свой «метр границы» сограждане-кумовья-друзья использовали силу госаппарата для личных целей. Полутеневые тендеры, бюджетные субвенции на нужные проекты и в нужные регионы, откаты, пропускание ресурсов через нужные фирмы, направление в сомнительные для государственной важности проекты - все это наша украинская реальность. Дальше так жить уже нельзя. Надо либо реформироваться, либо ставить крест на государственности и ликвидировать эту страну. Поэтому решено было реформироваться, иначе всему придет реальный и физический конец.

Алексей Семенихин - журналист (Киев): Реорганизация центральных органов исполнительной власти на самом деле имела очень простую подоплеку, а именно: борьба за власть. Фактически - административная реформа - вторая по счету значимая победа Сергея Левочкина (глава Администрации Президента). Операция, которую недоброжелатели уже окрестили «Хрустальной ночью», была проведена просто блестяще, поскольку все знали, что реформирование состоится, но никто, ни о чем не подозревал. Сам же Левочкин доказал, что является достойным преемником Медведчука. Ранее Сергей Левочкин провел конституционную реформу, и через Конституционный Суд вернул всю полноту власти в стране Президенту Януковичу. Теперь Левочкин перераспределил властные полномочия в министерствах, ограничив влияние практически всех своих конкурентов.

В частности, Юрий Бойко (который входит в сферу влияния Левочкина-Фирташа) получил Минуглепром. «Угольная тема» была одним из основных финансовых базисов народного депутата Юрия Иванющенко (которого знают под кличкой «Юра Енакиевский»), куда теперь ему будет путь закрыт. Фирташ на своём поле не даст работать никому, а сколько стоит рынок энергоносителей - можете догадаться.

«Первого после Бога», т.е. первого вице-премьера Андрея Клюева (который всегда играл свою игру и являлся самостоятельным центром влияния в Партии Регионов) сделали министром экономики и торговли. Если до «Хрустальной ночи» Клюев решал любые вопросы, ни за что не отвечал, а теперь По-факту командует конкретным министерством. И если завтра спросят за спад экономики, кто будет отвечать? Правильно, Клюев. Ко всем неприятностям у Клюева забрали сферу ТЭК и передали её в прямое подчинение министру Юрию Бойко. Как сказал один из депутатов Партии Регионов «у Клюева еще и полностью отобрали контроль над Тэк... а минэконом, внатуре - чисто поржать».

Далее, Левочкин поиздевался над своими давнишними конкурентами - группой Рината Ахметова и его другом Борисом Колесниковым. Уволенный с должности министра спорта Равиль Сафиуллин (теперь спортом и молодежью занимается Дмитрий Табачник) - открытый вызов президенту ФК «Шахтер». Формально «жирный кусок» в виде Минтранса, который получил себе министр инфраструктуры Борис Колесников, не столько дань вежливости, сколько иезуитская хитрость Левочкина. Который этим назначением столкнул лбами Колесникова с олигархом Василием Хмельницким, чей ставленник Константин Ефименко уже стал первым заместителем новообразованного министерства. Кроме того, Борис Колесников отвечает за ЕВРО-2012, следовательно, стоит предполагать, что денег на это ему не дадут и скажут, чтобы он финансировал все самостоятельно, выбивая деньги из своего министерства. Что в этом случае получается? Основным активом Минтранса является Укрзализныця, следовательно, дополнительные финансы можно получить исключительно за счет поднятия тарифа. Итак, поднять жд тариф по перевозкам зерна ему не дадут (поскольку АПК и зерно - тема Юры Енакиевского), пассажирские перевозки - точно нет (поскольку народ взбунтуется, ведь и так гайки закручивают по всем направлениям), а значит, остается только металлургия. Стоит ли говорить, что металлургия в Украине в основном представлена холдингом «Метинвест» Рината Ахметова? Ответ, полагаю, будет риторическим.

Юрий Юрьев - политконструктор (Одесса): Вероятно неведомыми для СМИ и народа кулуарными договоренностями с МВФ. Исполнители резко перемещаются, как в басне И.Крылова «Квартет».

Сергей Сибиряков: Не ожидает ли нас очередной Майдан выброшенных государством на улицу служащих?

Владимир Коробов: Да Бог с вами! Какой может быть майдан из уволенных чиновников?!

Виктор Глеба: Нет, не ожидает. Им есть чего есть. Половину из них пристроят на других должностях. Но вопрос действительно серьезный. Бунт чиновников - это
угроза безопасности страны.

Юрий Бликов: Не думаю. Уже «майдан лавочников» показал, что далеко не большая часть украинцев поддерживают такие акции. Чиновников же, оставшихся без работы, вряд ли вообще кто-то поддержит. Единственное, на что они могут рассчитывать - это послужить «пушечным мясом» для оппозиции, да и то только в том случае, если оппозиция раскачается на очередной «креатифчег».

Владимир Беляминов: Не ожидает, потому что вся эта показательная чистка -это сообщающиеся сосуды. Человек, проработавший в одной системе, становится ее частью, обрастает связями и уж свое теплое место где-то да найдет. Да, будут те, кто окажется выброшенным из нее, те, кто минимально защищен и стоит внизу иерархии жестких чиновничьих пирамид.

Под оптимизацию попадут, уверен, прежде всего, чиновники низшего ранга, молодые работники и те, кто не включен в систему как ее часть. Останется много блатных, знакомых, друзей-родных, которым уцелевшие подыщут хорошие места жизни. Кто-то пострадает, но на Майдан не пойдет. Смысл? Надо выживать, а не майдановать, поэтому будут искать свое место в жизни, может быть многие перепрофилируются. В свое время подобное пережил украинский банковский сектор, когда в конце 2008-го начале 2009 г. банки резко начали оптимизировать административные затраты и увольнять персонал. Реальные специалисты, остались в системе, многие, попавшие под оптимизацию, перешли работать в другие банки. Временщики, кто пришел работать без понятия куда идет, выпали из обоймы. Произошел искусственно-естественный отсев. Как мы видим, банковская система работает, сотрудники на майданы не ходили, а искали возможность найти себе применение, как я уже сказал, и переквалифицировались в том числе. Так же будет и с госслужащими.

Алексей Семенихин: Фактически, увольнять по-живому не будут. Поскольку бюрократический аппарат, это целая система, которая выживает при любых переменах, и себя в обиду не даст. Трансформируется, модернизируется, мигрирует. Из министерства - в агентство, из госкомитета - в службу или инспекцию. Максимум что сократят - это некомплект.

Юрий Юрьев: Служащие это как раз те, кто способен из Ходынок делать революции... Поэтому госслужащих власть выбрасывать не спешит, даже в ущерб бюджету. А для создания толковых полугосударственных корпораций, как в России, у власти не хватает экспортных товаров и положительного внешнеторгового баланса.

Сергей Сибиряков: Способна ли украинская власть таким образом уменьшить коррупцию?

Владимир Коробов: Нет, не способна, ни так, не иначе. Коррупция это и есть украинская власть, самоубийственного поведения не ждите.

Виктор Глеба: НЕТ, власть ведь на коррупции держится - это сук, на котором они сидят. Сокращение численности не уменьшит проблем страны, возможно,
упростится система получения незаконных землеотводов и согласование
преступного строительства.

Юрий Бликов: Нет, конечно. Собственно никто такой задачи и не ставит. Коррупция не зависит ни от количества министерств, ни от количества министров. Коррупция зависит только от возможности чиновников вклиниваться в процессы управления, товарооборота и финансирования, создавая преференции либо помехи участникам процесса, с целью получения мзды.

Владимир Беляминов: Думаю, что это реальные попытки сделать хоть что-то. Идеальным было бы не лечить пораженное гнилью дерево госуправления, а посадить новое, либо же, вырубить со временем старое, которое сегодня пытаются реструктуризировать, но взращивая новое, которое потом заменит ненужное. Старую систему надо в корне менять, идеально - даже начиная по всем этажам пирамиды госуправления. Кто сегодня работает в госаппарате, это уже люди сложившейся формации и традиций, пусть и резко, но это уже потерянное поколение украинских чиновников. Они не смогут работать по-новому, просто затаятся и будут пытаться проживать по-другому.

Алексей Семенихин: Коррупцию нельзя победить, её можно только возглавить. Посудите сами, после переназначения - что, случится чудо, чиновники осознают, что взятки брать нельзя и тут же перестанут их брать? Разумеется, нет. Как брали, так и будут брать.

Юрий Юрьев: Существующая система власти не способна её уменьшить, даже если каждого судью обложить, как Зварыча. Борьба с коррупцией должна идти на местах, через суд присяжных, когда присяжные решают, насколько достоверен факт коррупции. И если они убеждены, что перед ними коррупционер, то сидеть ему или платить обратно... Только так и побеждается коррупция в масштабах стран.

Сергей Сибиряков: Не является ли эта оптимизация пиар-акцией для повышения рейтинга власти, пошатнувшегося в результате невыполнения предвыборных обещаний (статус русского языка, социальные (изменения) обещания...)?

Владимир Коробов: Традиционно меры по ротации или сокращению чиновничества вызывают у населения одобрение.

Виктор Глеба: «Пиар во время кризисной чумы». Рейтинг власти зависит от пенсий, зарплат, уровня безработицы и стоимости потребительской корзины.
Тарифы на коммунальные услуги и цены на рынках пошатнули позиции
партии. Скажу как профессиональный чиновник - «оптимизация»
заключается не в количественных показателях численности чиновников, а
в качестве функций и необходимых регуляторных актов на 1 чиновника. У
нас в стране нет горизонтальных связей. Решение принимаются
по вертикали и спускаются сверху.

Правовое поле также пирамидально-вертикальное (Конституция, Законы, подзаконные акты). Исполнитель на местах занимается рефлексией на поручения и указания руководителей и получает обычно пинки под зад в разных позах в
кабинетах этих самых начальников. Аналитика (статистика, свот-анализ,
планирование развития, управление изменениями) на уровне отделов и
управлений не проводится - исполнителей мало (кругом одни
начальники).

Сокращение коснулось больших чиновников, но при этом
уволят, прежде всего, принципиальных профессионалов.

Ситуация сложная. Мало кто понимает конечную цель и задачи Президента
и его администрации, поэтому пиар-то и нужен, но до того как... а не
после того...

Юрий Бликов: Нет, скорее это антипиар. Подобная акция могла бы быть пиар-акцией, если бы проходила на фоне ощутимого экономического подъема, роста жизненного уровня населения. А сейчас любое резкое движение руководства страны, любая акция, не имеющая популистской подоплеки, будет воспринята в штыки и служить «топливом» для деятельности критиканов из оппозиции.

Пиар - сокращенное «Паблик рилэйшинз (public relations) - это связь с общественностью. Общественности Украины сейчас, по большому счету, безразлично количество министерств и министров, слишком много демагогии прозвучало за последние пять лет из высокопоставленных ртов. Единственное, что может сейчас хоть как-то восстановить связь с общественностью - это мероприятия, непосредственно и быстро меняющие положение основной массы населения. Совершенно очевидно, что админреформа в высших эшелонах к таким мероприятиям не относится.

Владимир Беляминов: Частично можно считать пиар-акцией такой «ночной приказ» от 10.12.2010 г. Народ же, как считает: во всем виновато количество, а не качество. Чего ждет? Разгона армии бездельников-коррупционеров. Как заявляет нынешняя власть, вся суть административной реформы сводится и к обновлению системы власти, и снижению расходов на ее содержание. Это интересная ремарка, ведь у нас чиновников считают дармоедами, а если сказать народу, что вот этот еще и экономический эффект, то месседж будет понят правильно. Но я бы не был столь категоричным в пиар-составляющей административной реформы от Януковича, поскольку надо уже реально реформировать общество, а взаимодействие власти и народа всегда лежит в плоскости Public Relations, только не в том понимании «пиар как шоу», а пиар как конструктивный диалог, где все его субъекты полноправные участники. Власть осознает, что управление без правильных подходов взаимодействия с населением будет неэффективным, поэтому, система государственной политики выстраивается верно. По крайней мере, я вижу попытки и желание это делать.

Алексей Семенихин: Ничуть. Это обычная борьба за власть.
Юрий Юрьев: Именно новым типом грациозных и бесполезных реверансов перед народом это и является. Есть даже забавные моменты, например переброска Тигипко вице-премьером по социальной политике в стиле: «Свои излияния сам и вычищай».

политика, Украина, Шустер, Янукович

Previous post Next post
Up