Политтехнологическая кухня по-украински

Sep 03, 2010 15:46

Что ждать избирателям Украины от черных политтехнологов?

Осень встречает нас очередными выборами. Кампания по выборам местных органов власти стартовала 31 августа, а сами выборы состоятся 31 октября. Что на этот раз приготовили политтехнологи для украинских избирателей рассказывает политолог, эксперт ИА REX Сергей Сибиряков.

Василий Стоякин в статье «Черные», «белые» и «серые» политические технологии«, опубликованной в газете «День», предлагает считать «черными» те политические технологии, применение которых прямо связано с нарушением действующего законодательства. К таким технологиям он относит как откровенно криминальные (покушения на соперников, подкуп членов избирательных комиссий и т.п.), так и невинные на первый взгляд технологии, которые предусматривают запрещенные законом действия («подарки» избирателям, агитация со стороны должностных лиц и т.п.).


«Серыми» технологиями по предложенной классификации можно отнести такие, которые не предполагают прямого нарушения закона, но вступают в противоречие с нормами общественной морали и принятыми способами ведения избирательной кампании. Например, присутствие на митинге, проводимом каким-либо политиком, группы противников этого политика с транспарантами, листовками и другими материалами оппозиционного содержания. С одной стороны, такого рода деятельность не является нарушением закона (если, конечно, материалы не содержат клеветы в адрес политика, а сами его противники не нарушают общественного порядка), с другой - общественность обычно осуждает подобного рода деятельность, считая ее несоблюдением политиками неписаных правил публичных отношений.

К «белым» технологиям, соответственно, можно отнести те, которые входят в неофициальный «реестр» «разрешенных» и основаны на действиях и принципах, не противоречащих закону. Это самые простые и естественные технологии: расклейка информационных листовок, встречи с избирателями и т.п.

Итак, набирает обороты новая предвыборная гонка, а, значит, своего рода очередные состязания политтехнологов и их технологий. Целью всех политтехнологов являются как манипулирования мнениями избирателей, побуждающее их изменить отношение к определенному политику (к своему боссу - ОЧЕНЬ положительное, к оппоненту - отрицательное) или политической партии, так и скрытое манипулирование оппонентом, вынуждающее его предпринимать шаги, негативно влияющие на его имидж.

Серьезная борьба порождает жесткие правила. На войне как на войне, а потому интересно поразмышлять, чем нас будут «удивлять» в этой кампании, а также вспомнить основные приемы черного пиара и черных политических технологий, примененных в предыдущих кампаниях. А в предыдущих компаниях использовались:

1. «Подложные материалы», иными словами агитационные материалы, распространяемые командой кандидата от имени оппонента.

Технологические этапы этой политтехнологии:

- изъятие материалов из штабов политика-кандидата с помощью псевдоволонтеров. Происходит это так - приходят в штаб кандидата якобы «добровольцы», предлагающие свои услуги (чаще всего, понятно, за определенное вознаграждение) в распространении агитационных материалов. После получения таких материалов «добровольцы» относят их к оппоненту - проще говоря - заказчику. Тот использует их, прямо скажем, не по назначению (на свое усмотрение). Например, такие материалы могут быть разосланы по адресам избирателей наложенным платежом. Или еще пример - полученные таким способом агитационные материалы политика-конкурента расклеиваются на стекла автомобилей и витрины магазинов, кафе, ресторанов, банков с применением плохо смывающихся клеев;

- ночные звонки, организованные избирательным штабом кандидата предлагающие проголосовать за оппонента;

- проведение «заборной агитации» типа простодушных призывов «Геи за Пилипишина» или «Евреи за Арсения»;

- рассылка по почте якобы от имени оппонента псевдопятисотгривневых бумажек с портретом оппонента;

Если команде политика-кандидата не удалось получить настоящие агитационные материалы оппонента (или получено их в недостаточном количестве), то можно сделать их самим. С использованием настоящих предвыборных агитационных материалов оппонента, дизайна, макетов его листовок, командой политика-кандидата готовится текст, максимально приближенный к реальной программе оппонента, но содержащий пункты (обязательства), раздражающие избирателей. К примеру, в таких пунктах (обязательствах) предусматривается:

- рассылка школьникам презервативов;

- листовки с предложением пожертвовать кандидату (оппоненту) деньги на ведение его предвыборной кампании;

- приглашение на встречу кандидата (оппонента), о которой сам он не догадывается;

- раздача от его имени испорченных продуктов;

- личные письма оппонента по адресу давно умерших людей;

- расклейка листовок, плакатов оппонента в местах, не предназначенных для этого.

2. Различного рода «объявления и обращения».

Суть технологии в следующем:

- команда кандидата от имени оппонента рассылает избирателям приглашения прийти на выборы. В приглашениях «оппонент» обещает организовать для явившихся на выборы бесплатную лотерею, в которой будут разыграны, к примеру, холодильники, телевизоры и другие ценные призы;

- организовывается блокирование телефонов в штабах оппонента. Для этого в одной или нескольких газетах публикуют объявление, способное заинтересовать население (о продаже квартиры по баснословно низкой цене, о трудоустройстве, о поиске спутницы жизни, о продаже щенков и т.п.). В объявлении указывают телефонный номер штаба соперника. Вычислить анонимных «подателей» объявления практически невозможно, а телефон окажется на несколько недель заблокированным звонками ничего не подозревающих читателей объявлений. Возможна расклейка подобных объявлений (срочно продам квартиру, мебель, машину, дачу... очень дешево в связи со срочным отъездом зарубеж) на телеграфных столбах с указанием телефонных номеров штабов;

- рассылки в ночное время на факсы, находящиеся в режиме автоматического приема, многостраничных призывов и обещаний оппонента.

3. «Развенчание черных замыслов».

Суть этой технологии состоит в обнародовании «случайно вскрывшихся» фактов, касающихся ближайших планов конкурента. Такими могут быть «планы» конкурента превратить город в могильник для ядерных или химических отходов, разместить экологически вредное предприятие в населенном пункте и т.д.

4. Прессинг оппонента с помощью тактики «мелкого фола».

Эта технология основана на создании ежедневно мелких бытовых проблем ключевым организаторам избирательных штабов оппонента. В качестве исполнителей за небольшое вознаграждение привлекаются малолетки-хулиганы. За 50-100 гривен от незнакомого дяди пацаны с удовольствием будут пулять из рогатки по окнам штабов, автомобилей и указанных им квартир, могут также прокалывать шины авто, забрызгивать соответствующей краской стекла авто, вставлять в замочные скважины (квартир, штабов, авто) спички, обмакнув их перед этим в клей суперцемент. При выполнении подобного рода «шабашки» исполнители не без удовольствия проявят много смекалки по придумыванию и других шкод - ведь главная цель их деятельности состоит в ежедневном создании условий для головной боли оппоненту или членам его команды от этих мелких проказ.

Все жалобы и стенания оппонента заказчики мелкого фола будут преподносить в СМИ как информационный шум, создаваемый оппонентом с целью привлечения к себе внимания.

О других жестких технологических приемах в предвыборных баталиях можно узнать из статьи «Ассортимент черных политтехнологов» директора центра «Императив» Александра Ольшевского. В частности, среди технологических приемов черного пиара он отмечает: разоблачения, грязные нападки, полемика, данные из авторитетных источников, разоблачительные видеоматериалы, разоблачения предыдущей деятельности, выявление буржуина, грязные комментарии, откровения отступника, клеймение личных пороков, семейный архив, листовки-разоблачения, анализы-рассуждения, ориентировки, оперативные данные, грязные инсинуации.

И все же, несмотря на такое многообразие уже «обкатанных» на избирателях технологий, штабы кандидатов могут «побаловать» нас в начавшейся избирательной кампании и новинками. Что это будет? Покажет время. А пока хотелось бы просто обратить внимание избирателей на ассортимент этих технологических приемов и их суть. А вот насколько цели кандидатов оправдают примененные ими средства будет зависит от нас с вами, от избирателей.

Пожелаем же друг другу правильно разобраться в предложенных нам «предвыборных спектаклях» и сделать сознательный выбор!

Сибиряков Сергей

выборы, Украина, пиар-кампании

Previous post Next post
Up