Скачал я, значит, ремейк Master of Magic. Только потыркался, как Новость, Age of Wonders 4 анонсирована, и не просто анонсирована, а дата релиза 2-го мая. Нет, все мы, конечно, ждали и надеялись, но после 11-тилетнего перыва между AoW Shadow Magic и AoW 3 и 5 с половиной лет между AoW 3 и космической AoW Planetfall (на, самом деле, она тоже фэнтези, только космическое), столь малый временной интервал удивляет, видимо, финансирование от Paradox неплохо так все ускоряет.
Вообще в течение года получается аж 3 релиза TBS (до того еще Songs of Conquest вылезла в ранний доступ, ну т. е. бабки за нее начали брать), еще в ближайшее время должна TBS по SpellForce выйти. Age of Wonders не относится к сериям, слава которых гремела десятилетиями, первая ее часть одногодок с HoMM 3 и первой же Disciples, добилась умеренного успеха. Вторая часть вышла в один год с их же сиквелами, а на следующий год отдельной игрой вышла Age of Wonders Shadow Magic (тогда было принято выпустив стратежку, выпускать к ней аддон, требующий для установки оригинальной игры). После чего разработчики решили, что сделали в жанре всё, что хотели, и занялись серией Overlord. За это время Disciples 3 успела громко газифицировать лужу (хотя со временем, ее говорят, довели до ума), HoMM обзавелась хитовой 5-ой частью и немного, совсем так жиденько, обделалась с 6-ой. Ну и результат, по Desciples делают какую-то непонятную фигню, HoMM мертва, а AoW, с удачными AoW 3 и AoW Planetfall готовится к прибавлению в своем славном семействе и фактически примеряет на себя корону королевы жанра.
Как же так получилось-то?
Вообще у меня к грядущему релизу много вопросов, в т. ч. есть и вещи к которым я отношусь так, что в AoW 3 было так, и это было хорошо, и не надо менять, только проблемы исправьте. Но с другой стороны, зачем вообще делать новую игру, если она всего-лишь переработанная старая? И в отличие от Civilization и HoMM, застрявших в перерождениях одного и того же. AoW в каждой новой части менялась радикально. Я не говорю, что изменения всегда были к лучшему, что-то не выдерживало проверку временем, и что они уникальны, что-то где-то уже было, ну а перенести свою игру в космос - это делали уже многие. И если подумать, то это на самом деле неплохая идея, ведь что будет если сделать новую игру в том же сеттинге, что и предыдущая? Да фанаты будут ныть, то не так, это не эдак. Вот гарантировано будут. А так, игры получились с одной стороны похожими, а с другой принципиально разными и не сравнимыми. Да, новая AoW будет снова в средневековом фэнтези, но интервал в 9 лет с предыдущей игрой (которая, впрочем до сих пор остается лучшей в жанре и графически смотрится очень даже неплохо) - это уже довольно много.
Ну а поскольку нововведения, как правило, оказывались продуманными, а иногда просто шикарными, то у меня есть все основания ожидать, что AoW 4 будет радикально отличаться от AoW 3, но, как минимум, будет хорошо проработана и не крашится спустя год после релиза.
Но при этом каждая следующая игра старалась решить проблемы предыдущей. Иногда, впрочем, довольно прямолинейно. Если в AoW 1 лидер мог настраиватся только по магическим навыкам, то он получается, кто? Правильно маг. Вот и пусть сидит в башне мага и колдует. А классы в 3-ей части, если игроки хотят разного геймплея за разные фракции, ну так это классы и есть. Кстати, кому не нравится, могут идти на 3 буквы. Я бы может, несколько по-другому их сделал, но идея вполне себе здравая.
Впрочем, мы же знаем, что у HoMM 3 проблем нет, она гениальна и абсолютна в своем совершенстве. Так что даже не знаю, стоит ли над фанатами HoMM глумиться, что у нас игра новая будет, а у них нет, у них 3 и 5-ая части есть и другого им не надо. Ну а мы будем ждать.
Ну и на этом фоне выходят такие чучела, как ремейк MoM и Songs of Conquest. Касательно первого, то 60 fps при графике уровня Civilization V и загрузке GTX 1060-6 на уровне 60%, с отсутствием графических настроек в игре (только некое общее качество, Low, Medium, High) с расходом видеопамяти в 6 Гб, о техническом качестве говорить не приходится. Но попытка в 2020-ых продавать довольно убогий геймплей из 90-ых, выглядит как-то странно. Вы серьезно, игра в которой первые 50 ходов не происходит ничего? Да, в ней много чего есть, что перешло и в AoW, и за это мы дедушку MoM'а помним и любим, но она больше всего напоминает разложенные на столе ингредиенты из которых еще надо сделать еду. SoC двумерная и, вроде, не тормозит, но фактически она просто забирает у HoMM ее единственную тактику с подстановкой под удары единичек, не предлагая ничего принципиального взамен. Да, там зоны контроля юнитов появились, но бой все равно довольно убогий, а все пробелмы HoMM, вроде невнятного подвоза подкреплений паровозиками остались. Не говоря уже про то, что из сюжетной компании торчат уши компании HoMM V.