Я люблю крафт. Не Крофт, которая Лара, а крафт, который про сбор предметов в играх из всякой странной фигни. Но заниматься им можно и в настолке.
"Зельеварение" игра старая, еще 2005-го года, но полноценных обзоров на нее я не видел. Изобретена, как ни странно, в России, и уже потом локализована у буржуев.
Технически "Зельеварение" представляет собой семейство игр, построенных на одном принципе. Для игры используются разделенные на 2 части карточки, на нижней половине нарисован алхимический элемент, на верхней рецепт, или заклятие. И карточка может использоваться либо, как элемент, либо как рецепт. Игроки собирают рецепты, используя алхимические элементы, как базовые кирпичики, а на основе уже готовых простых рецептов, более сложные. Чем сложнее рецепт, тем больше очков Всего в игре 3, или скорее 3.5 уровня сборки.
Полный комплект для игры включает в себя 3 колоды с картами (рубашки и ободки у них разных цветов для упрощения разделения колод), инструкцию, таблицы сборки, последовательностей "великого деланья", фишки и поле для учета очков. На практике мы отказались от использования фишек и перешли на ручку с бумагой. Фишки часто падают, да и запись ведется подробнее. Число игроков 2-6, но оптимальным будет 3 чел. для самого простого варианта, и 3-4 при игре с 2 колодами. Игра требует на столе довольно много места. Мой подарочный комплект включает в себя еще 2 подарочные карты "Алхимикотэ", но мы их не использовали, выглядят они крайне дисбалансно. Так же есть несколько пустых карт для первой колоды, можно использовать, как запасные, а можно добавить заклинания. Сколько стоила коробка не помню, можно ориентироваться на 2к руб.
Примерно такой же комплект у меня.
Самый простой вармант игры называется "Практикум" и использует только одну колоду. Эта же колода используется и в более сложных вариантах, без нее другие колоды использовать не получится, они изначально спроектированы, как дополнения.
Каждому игроку раздается по 4 карты, еще 4 карты выкладываются на стол в т. н. шкаф элементов. При своем ходе игрок добирает из колоды до 5 карт и должен либо собрать рецепт, либо сбросить карту в шкаф элементов. Если сбрасываемого элемента в шкафу нет, то игрок получает 1 очко. Игра идет до исчерпания карт в колоде и на руках.
Рецепты включают в себя:
1) Простые эликсиры. Состоят из 2 элементов. Дают 2 очка. Каждая карта в 3 экземплярах.
3) Сложные эликсиры. Состоят из 3 элементов. Дают 3 очка. Тоже по 3 шт.
Все остальные карты присутствуют в 1 экземпляре.
3) Порошки, состоят из одного простого эликсира и одного элемента. Поэтому я считаю из 1.5 уровнем крафта. Дают 4 очка. 4 Шт.
Далее идет 2 ур.
4) Великие эликсиры. Состоят из 2 простых эликсиров. Дают 6 очков. Всего их 6
5) Талисманы. Состоят из 1 простого и 1 сложного эликсира. Дают 8 очков. Всего 4.
6) Существа. Состоят из 1 простого и 1 сложного эликсира. 4 шт Либо из 1 порошка и 1 простого эликсира. Тоже 4 шт по числу порошков. Дают 8 очков. Т. к. карта каждого порошка всего одна, то порошковые монстрики собираются реже.
3 Ур. Всего 2 карты, каждая по 10 очков. Кроме того на них не 1, а 3 элемента.
7) Верховный эликсир. Состоит из 2 любых великих эликсиров.
8) Верховный талисман. Состоит из 2 любых талисманов.
Если игрок собирает рецепт из элементов, то он берет их из шкафа элементов. Всего элементов 16.
Собранный рецепт вместе с ингридиентами игрок ложит перед собой. С этого момента его может использовать для создания более сложного рецепта любой игрок, но при взятии чужого рецепта придется дать тому, у кого берешь половину очков. Например, у меня есть существо единорог, а двух других игроков уже собраны раствор оберег и эликсир мудрости. Я забираю у них эти рецепты, собираю единорога, получаю 8 очков, но по 4 очка получат и те, у кого я взял.
При сборке сложных рецептов карты, входившие в состав более простых рецептов возвращаются в шкаф элементов и по ходу игры он неизбежно пополняется. Элементы складываются в стопку. Карты с 3 элементами при сбросе в шкаф ложатся отдельно.
Игрок может провернуть определенные комбинации с помощью карт заклятий, например, взять в руку карту из шкафа элементов, или разрушить собранный рецепт, оставив вместо него один из ингредиентов в качестве собранного рецепта. Заклятий всего 3, в моем комплекте их по 2 экземпляра каждого, однако в интернете есть картинки этих карт с элементальной магемой (о ней ниже) в качестве элемента. Возможно, поэтому в комплекте идет несколько пустых карт. Кто хочет, может просто расширить колоду до такого варианта.
В целом данный вариант игры довольно бесхитростен и хорошо подходит для начального изучения механики игры, особенно теми, кому за 50, и кто незнаком ни с компьютерными RPG, ни с миром Гарри Поттера. Некоторую сложность представляет малое число карт на руках и в шкафу элементов в начале игры. Зачастую не знаешь, что сбросить, всё нужное. Можно попробовать увеличить раздачу, в частности ложить в шкаф элементов сразу 6 карт.
Время игры 30-40 минут. Проблема при игре в 4, а тем более в 5 что на каждого игрока приходится слишком мало карт, и вероятность того, что кому-то за игру не придет ничего путного, очень велика. Как вариант могу порекомендовать играть удвоенной колодой, но для этого желательно эту колоду отдельно купить, если она отдельно продается. Вообще, карты сами по себе качества хорошего, сильно лучше обычных копеечных игральных карт, которые без сожаления выбрасывают при износе, но вопрос замены всегда встать может.
Игра вдвоем, судя по малому числу элементов в шкафу, еще только начало.
Вариант 2 называется "Университетским курсом", он использует первую дополнительную колоду и существенно увеличивает обилие тактических возможностей и сложность игры. А вместе с тем и количество драм, хитрых планов и обломов. Можно хоть трансляцию вести, ничуть не хуже, а скорее и лучше финала ЧМ по футболу.
Именно он с некоторыми изменения и прижился у меня.
Самое главное изменение в этом варианте, введение дополнительной фазы хода. При своем ходе игрок:
1) Добирает до 7 карт (брать можно из любой колоды).
2) Если у игрока на руках не более 7 карт (есть возможность набрать больше), то он может либо взять 8-ую карту, либо сделать ход.
3) Сделать ход.
Т. е. либо взятие карты и ход, или 2 хода подряд. Иногда это очень нужно.
При начальной раздаче каждый игрок получает 4 карты из 1-ой колоды и 2 карты из второй, столько же выкладывается в шкаф элементов.
Многие карты 2-ой колоды содержат в качестве элемента т. н. элементальную магему. Этот элемент может заменять любой другой элемент, но только один. Но такая вкусная возможность не может быть без подлянки. Рецепты собранные с использованием магемы, или эликсира универсальности другие игроки могут забирать себе без выплаты положенной половины очков. Правда, есть и средства защиты от этого. У нас, чтобы выделять магемные сборки принято ложить их на стол не картами игридиентов поперек и сверху, а игридиентами под рецепт. В т. ч. и сборки существ с эликсиром универсальности. Просто чтобы видеть, что он там есть. Забрать существо на очки нельзя, но можно уничтожить, забрав эликсир.
Особенность второй колоды - обилие заклятий. Можно собрать рецепт, заменив один из ингридиентов другой картой, разрушить некоторые высокоуровневые рецепты и с помощью заклятий взятия из шкафа элементов собрать их повторно и много чего еще. И заклятье "Запретного леса". Уничтожает 2 собранных существа, применивший заклятье получает 10 очков, по 2 очка владелец каждой убитой животины. (Мы играли и с вариантом 8/3, как повышающим ценность убивать именно своих зверей). Само наличие угрозы применения этого заклятья, особенно, когда хочешь применить его сам, заставляет планировать моменты создания существ, которые в базовом варианте являлись просто конечным этапом сборки и не имели никакого применения.
Помимо этого в состав колоды входят (каждая карта присутствует в 3 экземплярах):
- Порошок жизни. Собирается из 4 элементов и заменяет любой другой порошок при сборке существа. Очень ценное нововведение.
- Пара простых эликсиров. На эти эликсиры много чего претендует, и при их сборке приходится считаться с крайней высоким шансом, что их утащат.
- Малые талисманы. Дают полезные эффекты пока находятся у игрока, в и. ч. позволяют получать дополнительные очки каждый ход. У нас такие талисманы сразу прозвали фермами. Как раз фермы требуют для сборки простые эликсиры.
- Талисманы чародейства. Собираются из 3 малых талисманов.
- Существо Згрызла научная. В отличие от существ первой колоды собирается из 2 простых эликсиров.
- Эликсир универсальности. Заменяет любой двухочковый эликсир.
- Крупица совести. Это не рецепт, и не заклятие, это артефакт. Данную карту можно просто сунуть тому, у кого больше всего очков. Как могла прийти в голову такая идиотская идея, я не знаю, после первой же игры, все крупицы из колоды были изъяты, благо сделать это несложно, на всех них в качестве элемента магема, и удаление этих карт из игры перекоса в численности базовых элементов не создает. Точнее, он там и так есть, но без крупицы только лучше.
Хотя вторая колода меньше первой время игры возрастает не на 25-30 минут, как можно подумать. У нас оно составляет ровно 2 часа. Причин тому несколько:
1) Дольше время обдумывания хода.
2) Сложнее запись. В середине игры игрок за один круг может получать очки несколько раз, например, у него забрали 1 рецепт, и он получил 4 очка, потом еще рецепт за 3 очка, потом он сам собрал что-то за 8, да еще сработал малый талисман, это еще 1 очко. Итого запись будет 4+3+8+1. И в случае чего проще разобраться. С фишками тут совсем плохо было бы.
3) Периодическая необходимость предварительного подсчета очков (для этого и предлагаются фишки, но с ними, как я уже писал, все плохо).
4) Заклятье "Магический водоворот". Сбрасывает все ингредиенты собранных рецептов в шкаф элементов. В середине игры процесс раскладки карт потребует времени. Хотя для игры это заклятье очень даже полезно. Обычно, после его применения вопрос получения нужного элемента в шкафу снимается, или становится менее актуальным. Вообще играть на ранних стадиях в этом варианте проще, т. к. больше карт и на руках, и в шкафу. Можно, при желании что-то собрать на магеме, если она с раздачи в шкаф попала, или воспользоваться правом последовательных ходов, сбросить карту с нужным элементом, получить за это очко и вторым ходом забрать ее для сборки.
При игре вчетвером возможна игра 2 на 2, но мы так не пробовали.
Игра в 5-6 рыл, с точки зрения количества карт, наверное, возможна, но ждать своего хода придется долго. Кроме того, большое число игроков снижает ценность фермовых талисманов.
Проблемы:
1) Очевидно, что игра на целый вечер, может быть слишком долго. Совет играть до достижения N очков вряд ли хорош, т. к. вопрос прихода хороших карт случаен, они могут и в конце прийти.
2) "Помидорное заклинание" и др. На каждом экземпляре рецепта или заклятья находится один и тот же элемент (в первой колоде 2 экз. с одним элементом и 1 экз. с другим). Собственно "помидор" - это мое прозвище для элемента "камень крови" (по-моему, мы их всех как-то по своему обозвали, называть их правильными названиями вроде "энергия мысли", просто не получается :) "морда" это!). И находится этот "помидор" в т. ч. на экземплярах заклятья необходимости, смысл этого заклятья, что оно позволяет потребовать у др. игроков сбросить в шкаф названный элемент. И тут мы приходим к тому, что угадать этот элемент бывает совсем несложно, например, на всех экземплярах "Запретного леса" находится "перо феникса". И, разумеется, элементы на ценных картах в шкаф элементов попадают позже.
Помимо высокой предсказуемости сброс элементов шкаф в стопки поэлементно приводит к тому, что одни и те же карты идут подряд. Для лучшей растасуемости могу порекомендовать раскладку каждой колоды перед игрой на 4 части, с перетасовкой каждой группы в отдельности. Затем четвертинки объединяются, 1 с 3 и 2 с 4, каждая полуколода снова тасуется, и потом уже объединить и снова перетасовать. Т. е. подготовка к игре требует некоторого времени помимо подготовки стола и т. п.
Определенные мысли есть так же о "Магическом водовороте". Его применение тратит ход, а вот обилием карт в шкафу воспользуются другие. Возможно, стоит давать за его применение хотя бы 2 очка, или повторный ход.
Всё очень просто. Точнее, я мог бы нарисовать эту таблицу в более вменяемом виде.
Вариант 3 "Гильдия алхимиков". Использует колоды 1 и 3. А так же карточки поледовательностей "Великого деланья".
Правила раздачи и хода аналогичны варианту 2.
В этом варианте игрок получает случайную карточку их всего 3 типа (синяя, красная или зеленая), и при игре вчетвером у кого-то обязательно будут одинаковые карточки.
Смысл игры в том, чтобы помещать собранные рецепты в прописанные на карточке 3 последовательности. Завершаются последовательности философскими камнями. Когда кто-то собрет хотя бы 1 камень, он получает 10 очков и игра заканчивается. Победитель при этом почему-то всё равно тот, кто набрал больше очков. Сами философские камни не собираются, а просто ложатся в последовательность из руки.
Данный вариант мне категорически не понравился.
1) Само по себе наличие одинаковых карточек при том, что все рецепты 2 ур. из первой колоды существуют в единственном экземпляре, создает возможность блокировки сборки, т. к. верхний рецепт из последовательности забирать нельзя. Обход есть, но весьма ограниченный.
2) Карточки и сами рецепты в последовательностях занимают место на столе.
3) Отсутствие логики в условиях победы. Игра на очки и на мат - это разные вещи. Здесь проблема на самом деле очень глубока. Дело в том, что изначально игра построена с таким расчетом, что собирать рецепты выгодно. Если нет явных тактических соображений, что сборкой вы сильно поможете кому-то из противников, или у вас просто заберут карту, то собирать выгодно. Да, возможно, вы поможете противнику позже, но:
а) Вы немедленно получаете очки.
б) Возможно, собранный рецепт вы используете сами.
в) В среднем количество очков, которые вы получите за использование ваших рецептов и количество очков, которые при этом получат противники при 3 игроках будут равными (у вас, допустим каждый игрок забрал 4 рецепта, каждый получил 4x очков, а вы 8*0.5x= те же 4x), а при 4 и более, вы даже тут статистически в плюсе.
А вот, если цель собрать какие-то конкретные рецепты, то просто нет смысла собирать то, что может потребоваться другим. Очевидно, что это может привести к патовой ситуации. Вам нужен гиппогриф, но вам не пришел эликсир полета? Ну фигово быть вами, другие видят, что вам нужен этот элик, и специально собирать не будут. Видимо, по этой причине условие победы осталось неизменным.
4) Колода 2 приносит не столько новый контент в виде объектов для сборки, сколько новые возможности этими объектами манипулировать и новые механики в виде малых талисманов. Здесь в колоде есть несколько новых банок, порошков, талиманов, птица феникс и 3 заклинания. Одно позволяет пропускать этап в последовательности, второе дает возможность взять 5 карт из колод и потом 2 карты в них сбросить, 3-е позволяет создать рецепт из шкафа ценой одной карты с руки. Сходные возможности есть и во второй колоде. Просто взять 3 карты, и просто создать любой рецепт из руки или шкафа. При этом карты из 1-ой и 3-ей колод не пересекаются, чтобы собрать талисман из 3-ей колоды, надо чтобы собрались ингридиенты из этой же колоды, но их на руках мало, и мотива брать карты из 3-ей колоды это не добавляет. Да и 9 карт из колоды философские камни, которые просто ни туда ни сюда.
Вариант 4. Используются все 3 колоды. Раздача 4+2+2. И используются некоторые специфические правила 2-ой колоды, в частности, заклинания при использовании в шкаф складываются не вниз стопки, а как остальные карты (складывание вниз нужно чтобы не блокировалось взятие карты заклятьями, во 2-ой колоде возможность брать из шкафа заклятия присутствует, да и каждое заклятье под низ совать просто было бы неудобно). Используются специальные таблицы последовательностей. Сколько времени может идти игра, я не знаю, очевидно, что долго. Возможно, в этом варианте меньше проблем, которые присутствуют в варианте 3. Правда, держать в руках 9-10 карт уже не очень удобно.
От себя могу озвучить еще такую идею, как выкидывание из 3-ей колоды философских камней (на них магемы, в цепочки сборки они не входят, ничего не поломается), и игра всеми тремя колодами чисто на сборку и очки. Такой вариант может быть более сблансирован по сравнению со вторым, в котором ощущается определенный переизбыток заклятий. Однако тогда придется договориться, что делать с заклятьем пропуска этапа последовательности. Например, признать его эквивалентным заклятью созидания.
Поскольку основная проблема при использовании сложных вариантов игры - длительность, мне пришла в голову идея добавления в первую колоду еще 20 карт (16 с элементами и 4 с магемами): порошок жизни, 3 малых талисмана со сборкой каждого из 4 элементов, так чтобы покрывать добавляемые элементы, талисман чародейства, некоторые важные заклятья из 2-ой колоды. Каждой карты по 2 экземпляра, т. е. элементы на каждом экземпляре кроме магем разные. И играть по правилам 2-го варианта, т. е. с двойным ходом. Такой вариант мог бы принести ряд тактических возможностей в первую колоды при сравнительно небольшой длительности игры.
Электронные версии игры существуют, по крайней мере, в веб-виде, но у меня зарегестрироваться на тематическом ресурсе не получилось, возможно, там уже просто все накрылось. Кроме того, в этом случае не получится откорректировать те или иные правила под свою компанию.
Напоследок собственный снимок игрового стола. Качество так себе, при большом весе поэтому линком на гуглодоки.
https://drive.google.com/open?id=1qdC2QK1OpLEal5oswGbXSsrDBtU4gZfB Все 16 элементов уже в изобилии в шкафу, плюс магема и верховный эликсир, который ложится отдельно, первая колода почти кочилась, карты 4-го игрока в поле зрения объектива просто не влезли. В тетрадке счет в "тысячу" и мазня расписывания ручки, счет игры на другой странице, тоже не влез в поле зрения. Будет снимок получше, может обновлю.
PS Пони тоже играют.