Казалось бы, Олег Морозов сейчас не занимает никаких государственных постов. И тем не менее, интерес общественности и журналистов к нему не угасает. А все потому, что значимость людей на таком уровне уже не зависит от формальных постов. Важны только личностные, деловые качества и авторитет.
И
сегодняшняя статья «Московского комсомольца» с бывшим руководителем управления внутренней политики Администрации президента - прямое тому подтверждение. Корреспонденты в беседе с Олегом Викторовичем затрагивали, в основном, общие, глобальные вопросы политического устройства страны. Однако, собеседник четко дал понять, что и сейчас полностью в курсе событий во всей их глубине. И что его влияние с момента
мартовской отставки нисколько не снизилось.
Но это интервью было дано не просто так. Сейчас, когда люди уже привыкли к ситуации в стране и сосредоточены каждый на своей работе, власть стремится напомнить: политикой интересоваться нужно каждому. Ведь действительно - чаще всего руководители государства идут по тому пути, чтобы население было как можно более наивным, ведь так легче всего на него повлиять. Но пример Украины, Грузии и многих других стран показал, что это - тупиковый путь.
Именно поэтому, видимо, в России нынешних времен наоборот - стремятся сделать так, чтобы народ уж если и митинговал, то делал это осознанно и в правовом поле. Пусть против власти - но за страну, а не за эфемерные европейские ценности. Эта концепция возникла как раз после событий на «Болотной», когда люди повелись на призывы провокаторов.
Все то, что последовало позже - и возврат прямых выборов губернаторов, и изменения в закон «О политических партиях» - это безусловно, инициативы президента Владимира Путина. И они - часть той замечательной, но отчего-то не прижившейся, концепции «
Путин 2.0».
И в этом смысле, выведенная когда-то Вячеславом Володиным и сразу ставшая знаменитой формула «
Без Путина нет России» выглядит значительно шире, чем кажется. Ведь глава государства - это, как правило, инициатор самых глобальных перемен в стране, в том числе, произошедших по его инициативе. И это в мировой практике - действительно редкость.
В то же время, Морозов, наверное, прав, когда разграничивает эти понятия с культом личности. Просто есть генератор идей, который одновременно является еще и главой государства. И безусловно, его большая команда вносит в политику что-то свое. Но все же правильнее будет говорить о коллективном разуме, действующем под руководством безусловного лидера - гаранта не только Конституции, но и стабильности вообще.
Нередко и сама власть, и ее оппоненты стращают людей, спрашивая: а что будет, если…? И надо полагать, любой, кто искренне поддерживает такую постановку вопроса, крайне недооценивает структуру, созданную Владимиром Путиным.