Большой олимпийский вопрос

Mar 05, 2013 11:37

      Много лет назад я ошибся. Я сказал, что Олимпийские игры в Сочи никогда не состоятся. Вернее, написал об этом в журнале «Огонёк». На мою публикацию тогда, кажется, никто не обратил внимания. Я расценил это, как собственную правоту и забыл...
      Но прошло время, и Международный Олимпийский комитет принял решение о проведение в этом российском городе зимней Олимпиады 2014 года.
      Я не раздосадован своей ошибкой. Наоборот, я горд за свою страну. Горд за тех, кто, пусть даже самыми невероятными усилиями и затратами, реализовывает эту многолетнюю мечту.
      Единственный вопрос, который у меня до сих пор остался: а на хера все это было нужно?

ОЛИМПИЙСКИЙ БЛЕФ
     Зимние Олимпийские игры в Сочи в этом столетии не состоятся. И в следующем тоже.

О первой попытке выдвижения Сочи кандидатом на проведение зимних Олимпийских игр 1998 года уже все забыли. Вспомнили только, когда в очередной раз МОК отказал нашей стране и Сочи в проведении Олимпиады 2002 года.
      Можно долго спорить, имеют ли право члены МОК, многие из которых проживают далеко не в «зимних» державах, определять олимпийскую судьбу нашей страны. Но мы-то сами, или хотя бы те, кому по штату это положено, должны были знать, что вся затея с сочинской Олимпиадой с самого начала была блефом.

УКРУПНЁННЫЕ ПРОСЧЁТЫ
      Всё началось в 1989 году. В то, уже депутатское, время многие почувствовали, что не всё так благополучно в госкомспортовском болоте. И чтобы остаться на плаву, затеяли игру в Олимпиаду. Так, вроде, при деле, до 1998 года ещё далеко, и работы по горло.
      Главное действующее лицо - тогдашний председатель Госкомспорта СССР, председатель НОК СССР, кандидат в члены ЦК КПСС Марат Грамов.
      Именно в его ведомстве после долгих кулуарных разговоров в кабинетах Старой площади родился следующий документ:
«28 апреля 1989 года. Секретно. Экземпляр № 1. ЦК КПСС.
«О предложениях по проведению зимних Олимпийских игр 1998 года в СССР».
В соответствии с поручением (№ 04117) Госкомспорт СССР совместно с заинтересованными организациями обстоятельно изучал в различных регионах страны возможность проведения зимних Олимпийских игр 1998 года в СССР.
      …Укрупнённве ориентировочные расчёты показывают, что для строительства олимпийских объектов и проведения зимних Олимпийских игр в Сочи (Красная Поляна) необходимо затратить 664 миллионов рублей. Просим поручить НОК СССР обсудить кандидатуру на заседании пленума НОК и разрешить сделать заявление в МОК на проведение зимних Олимпийских игр 1998 года в СССР.
      Председатель Госкомспорта СССР М.В. Грамов».
      «Просьбу поручить» рассмотрел заведующий идеологическим отделом ЦК КПСС А. Капто, он и вынес резолюцию: «…полагаем целесообразным согласиться с предложением Госкомспорта СССР…»
      Уже четвёртого августа того же года на пленуме НОК СССР единогласно было принято постановление «О выдвижении города Сочи (Красная Поляна) кандидатом на проведение зимних Олимпийских игр 1998 года». Не возразил никто, хотя многие понимали глупость этой затеи.
      Спешно был сформирован состав Подготовительного комитета «Сочи-98». В приложении к постановлению Совмина РСФСР от 21 января 1990 года № 25 сообщалось, что «председателем Подготовительного комитета «Сочи-98» назначен председатель Совета министров РСФСР А. Власов». Оба его зама по Совмину А. Бабенко и В. Захаров должны были заместительствовать и в сочинском комитете. Другим заместителем председателя стал первый секретарь Краснодарского крайкома КПСС И. Полозков, последнее четвёртое  кресло предназначалось для Виталия Смирнова - тогда руководителя Госкомспорта РСФСР. В члены Подготовительного комитета «Сочи-98» входили так же: «Г. Агеев - заместитель Председателя КГБ СССР, В. Рябов - заместитель Заведующего идеологическим отделов ЦК КПСС. В. Чикин - главный редактор газеты «Советская Россия», В. Трушин - министр внутренних дел РСФСР…»
      При выдвижении кандидатуры на право проведения Олимпиады город-кандидат, в соответствии с требованиями Олимпийской хартии, должен иметь Олимпийскую деревню, гостиничное хозяйство, комплекс спортивных сооружений: ледовый дворец, два крытых катка, крытый конькобежный стадион, объекты для лыжных видов спорта… Отдалённость от главного стадиона и Олимпийской деревни всех объектов не должна быть более чем в часе езды. Кроме того, город должен располагать удобными средствами международного авиационного, железнодорожного транспорта.
      В одной из справок, составленной лично для Грамова, говорилось, что «в настоящее время в Сочи полностью отсутствуют спортивные сооружения, отвечающие требованиям МОК». Как даже при самых ориентировочных подсчётах (все цифры 1989 года) родилась цифра 664 миллиона рублей, необходимых для строительства и организации проведения игр, когда на сооружение не самой, между прочим, дорогостоящей, горнолыжной трассы было необходимо 57,6 миллиона рублей? А задолженность западным фирмам при строительстве международного аэропорта уже составила пять миллионов долларов.

ВСЁ ТЕЧЁТ, ВСЁ ИЗ МЕНЯ
      Другое действующее лицо этой истории - нынешний председатель Олимпийского комитета России Виталий Смирнов, в то время, как известно, председатель Госкомспорта РСФСР. Уж он-то по своим должностным обязанностям знал истинную цену предполагаемой Олимпиады.
      В 1991 году сменивший его в этом кресле Василий Мачуга, хватаясь за голову от уже содеянного, сообщал тогдашнему российскому премьеру И. Силаеву, что «…стоимость указанных олимпийских объектов может составить около одного миллиарда долларов США… а состояние загазованности воздуха в г. Сочи, по данным государственного доклада о состоянии окружающей среды, превышает допустимую норму в пять раз…»
      Страна стремительно менялась. Перемены коснулись и спорта. Во-первых, не понравился народным депутатам Грамов, и ему пришлось освободить кабинет на Лужнецкой набережной. Во-вторых, Совмин СССР во исполнение закона «Об общественных объединениях» вывел тогда своим постановлением Олимпийский комитет из ведения Госкомспорта. И вся полнота олимпийской власти перешла с того момента к вновь избранному председателю этой общественной организации. Приемником Грамова стал Смирнов.
      Надо повторить, что в своей деятельности НОКи всех стран руководствуются Олимпийской хартией. В шестой статье пятой главы этого документа, между прочим, сказано: «Члены НОК, за исключением лиц, которые занимаются административной работой в спорте, не могут получать ни жалования, ни какого-нибудь вознаграждения в качества компенсации за исполнение своих функций в НОК». По этому закону живет, кстати, и сам президент МОК Хуан Антонио Самаранч. Значит, работа в общественной организации, какой является Олимпийский комитет России, оплачиваться не должна.
      Грамову было легче, он совмещал две должности. Смирнов же легко нашел выход. В новой редакции Устава Олимпийского комитета появился следующий пункт: «Деятельность председателя может оплачиваться из средств Олимпийского комитета по решению его исполкома».

«т. КОВАЛЬ, ЧТО БУДЕМ ДЕЛАТЬ?»
      Сочинская Олимпиада становилась постепенно головной болью. Обозначилась нехватка валютных средств, из-за политической и экономической нестабильности с Подготовительным комитетом отказались сотрудничать зарубежные фирмы, из 96 членов МОК и 12 представителей международных федераций по зимним видам спорта Сочи посетили лишь двенадцать официальных лиц.
      Смирнов, тихонечко паникуя. Делал отчаянные попытки как-то выправить положение. Благодаря его настойчивым просьбам в Лозанну полетела правительственная телеграмма: «Лозанна. Швейцария. МОК. Господину Самаранчу.
      Уважаемый господин Президент. Позвольте поздравить Вас с 70-летием со дня рождения и с десятилетним юбилеем пребывания на посту Президента МОК. Нам приятно, что Ваше избрание произошло в Москве - столице СССР и Российской Федерации. Хотел бы воспользоваться этой возможностью и сообщить о полной поддержке руководством РСФСР идеи проведения зимних Олимпийских игр в 1998 году в городе Сочи. Господин Президент, также хотел бы пригласить Вас посетить нашу республику в удобное для Вас время.
      Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин».
      На фантастические олимпийские проекты продолжали выделяться миллиардные средства из республиканского бюджета. «Совмин РСФСР. Распоряжение: выделить во втором квартале 1991 года Госкомспорту РСФСР на покрытие расходов, связанных с выдвижением города Сочи на проведение зимних Олимпийских игр 1998 года, из республиканского бюджета РСФСР бюджетную ссуду в сумме 1 600 000 рублей… из валютного фонда Совмина РСФСР 90 000 рублей в СКВ (по официальному курсу Госбанка СССР)». Где эти деньги? Кто знает?
      Гром грянул откуда не ждали. Сочинский городской совет народных депутатов принял самостоятельное решение «снять кандидатуру города с голосования на право проведения Олимпийских игр».
      Через день на телеграмме, присланной из Сочи, растерявшийся председатель НОК, собственноручно написал: «т. Ковалю В.И. (казначей Олимпийского комитета). Для предложений. Что будем делать с аппаратом? Записку в СМ РСФСР и т.д.».
      Теперь от сочинской Олимпиады остались только счета, чертежи, сценарии, рекламные проспекты, ставшие уже фалеристической ценностью значки… и вопросы. Много вопросов.

«Огонёк» № 2 1996 г.

Дела давно минувших дней

Previous post Next post
Up