26 января 2018 1767 просмотров 20Тема:
единоверие В единоверческом епископе пока отказано
25 января 2018 года на конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее» глава Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), отвечая на вопросы священнослужителей и представителей общин старого обряда в лоне РПЦ, высказал свое мнение о возможности рукоположения особого епископа для единоверцев.
![](http://ruvera.ru/data/img/content/1516981642.4993edinovercheskii_episkop_1.JPG)
Глава ОВЦС РПЦ митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) отвечает на вопросы священнослужителей и представителей общин старого обряда в лоне РПЦ
В частности, владыка отметил:
Мое личное мнение, что время для этого не пришло. Я не могу сказать, что оно придет в каком-то обозримом будущем. Если мы сейчас создадим новую структуру русской церкви, выводя ее из подчинения правящих архиереев, то я не представляю, как, учитывая огромные размеры нашей церкви, этот новый архиерей будет объезжать все просторы нашей святой Руси. Как он будет взаимодействовать с остальными архиереями? И какой статус получится у этих приходов, станут ли они экстерриториальными?
К этому мы не готовы, и не уверен, что нужда в этом есть.
Во-первых, я не уверен, что нужно выделять единоверие в отдельную структуру внутри русской Церкви, которое будет иметь свое каноническое возглавление, а во-вторых, сейчас для этого предпосылок нет.
(Полный текст выступления митрополита Илариона и вопросы участников конференции будут опубликованы позже - прим. ред.).
Митрополит Иларион также задал вопрос участникам совещания о том, могут ли они назвать кандидатуру подобного епископа. На это один из священнослужителей предположил, что имя кандидата могло бы стать известным в результате выборов. Митрополит, однако, заметил на это:
Мы, братья, еще не созрели для того, чтобы выбирать.
Выступивший в прениях настоятель
Никольского храма на Берсеневской набережной игумен Кирилл (Сахаров) в свою очередь отметил, что никаких новых решений по единоверческим приходам и единоверческому епископату не требуется. Все они уже приняты Собором 1917-1918 годов.
![](http://ruvera.ru/data/img/content/1516981678.7164edinovercheskii_episkop_2.JPG)
Игумен Кирилл (Сахаров) напоминает о деяниях Поместного собора РПЦ 1917-1918 годов
Архиерейский Собор 2017 года Русской Православной Церкви, помимо прочего, уделил значительное внимание столетнему юбилею Поместного Собора 1917-1918 годов и восстановлению патриаршества в лоне синодальной церкви. Юбилею этого события был посвящен ряд мероприятий, официальные представители Русской Православной Церкви дали высокие оценки этому Собору, назвав его решения важнейшими в истории русского православия.
Среди деяний собора 1917-1918 годов стало учреждение старообрядного (единоверческого) епископата и введение новых правил для
единоверцев, по которым любой приход синодальной церкви мог перейти на старый обряд, если за это проголосовали четыре пятых членов общины.
![](http://ruvera.ru/data/img/content/1512048434.4989sobor_rpc_2017.jpg)
Зал церковных соборов кафедрального храма Христа Спасителя в Москве
Основой для такого решения стал доклад «Об устроении единоверия», подготовленный членами отдела о единоверии и старообрядчестве - митрополитами Харьковским Антонием (Храповицким) и протоиереем Семеном Шлеевым. Обсуждение этих докладов шло несколько дней и состояло из 8-ми заседаний. Собор постановил разрешить рукоположение старообрядных (единоверческих) епископов в качестве викарных в тех епархиях, где имеются соответствующие приходы. Также было принято решение выбирать кандидатов в таковые епископы на съездах единоверческих приходов под председательством правящего архиерея, который затем передавал решение съезда на утверждение высшей церковной власти. Избранные кандидаты поставлялись новообрядными и старообрядными (единоверческими) епископами. Отдельным постановлением оговаривался статус единоверческих съездов, которые должны были проходить в соборной, народно-демократической форме. Также на Соборе были введены должности викарных единоверческих епископов в тридцати епархиях. Всего было рукоположено порядка 15 епископов.
В связи с этим в прошлом 2017 году к Архиерейскому Собору РПЦ обратился руководитель Благотворительного фонда им. Григория Богослова и общественной организации «Сохраним жизнь вместе» Леонид Севастьянов с призывом восстановить старообрядный (единоверческий) епископат. Комментируя свое обращение, в интервью нашему сайту он отметил:
Собор столетней давности стал эпохальным по своим решениям, многие из которых, к сожалению, сегодня не исполняются. Среди важных, но забытых ныне решений можно назвать, например, установление общинно-соборных основ управления церковью. Призываю Архиерейский Собор РПЦ принять решение как можно быстрее поставить единоверческого епископа. Более того, я поддерживаю идею разработки положения «О старом обряде в РПЦ», когда любая община, пожелавшая большинством своих членов служить по старому обряду, может это сделать. Призываю вернуть общину в центр церковной жизни, вернуть выборы епископов и священников. Потому что священнослужитель должен служить общине, а не община должна служить священнику.
Необходимо отметить, что в истории синодальной церкви были известные единоверческие (старообрядные) епископы. Это епископ Симон (Шлеев), участник Поместного Собора синодальной церкви 1917-1918 годов, ныне он канонизирован в РПЦ. А также единоверческий епископ
Стефан (Расторгуев, 1861-1937 гг.) встал у основания целой старообрядческой иерархии
Русской Древлеправославной Церкви. В мае 2007 года на Освященном соборе РДЦ архиепископ Стефан был причислен к лику святых.
Таким образом, старообрядная иерархия в Русской Православной Церкви до сих пор не восстановлена, а решения Собора столетней давности, касающиеся единоверческого епископата и единоверческих общин, не исполнены.
http://ruvera.ru/news/edinovercheskii_episkop