Как были легализованы однополые браки в Тайване и почему институты - это важно
07.10.2017
24 мая 2017 года Конституционный Суд провинции Тайвань принимает решение о легализации гомосексуальных брачных союзов - в течение следующих двух лет законодатели должны привести гражданский кодекс в соответствие с этим решением либо принять новый закон, регулирующий отношения в гомосексуальных парах
И это все даже не про геев. А про востоковедов! Глобализация началась не вчера. Как только первый кочевник вдруг наткнулся носом на деревню, в которой говорил иначе - вот с того момента мир вступил на шаткую дорожку международного взаимодействия. Шли годы, люди делились на деревни, города, государства, племена, цивилизации, политические и экономические блоки - но каждый потомок общего лохматого первопредка пытался рассказать всем о своей аутентичности, уникальности и тонкой душевной организации. В последние несколько десятилетий прогресс дошел до невиданных чудес, и - о, ужас! - у людей появилась возможность сравнивать и анализировать. И при всех особенностях развития у многих появились общие ценности (что чуть менее очевидно - и об этом надо еще раз поговорить) и бытовые удобства (что более очевидно).
И представители конфуцианского мира, и народ ндебеле в южной Африке, и православные сербы, и турки - все пользуются ноутбуками, фэйсбуками, унитазами, обувью из кожзама, пластиковой посудой и стиральными машинами. Лапти - это очень духовно, патриотично, экологично и прекрасно, но ходить в них невозможно. И если спуститься на бренную землю, то достоинства/недостатки бытовых вещей становятся очевидны большинству людей. Нет-нет, никто не запрещает и дальше гадить под куст и рядом с ним пускать кровь жертвенным животным - но эбола всех отправит к праотцам. Можно и дальше кутаться в шелковые халаты и носить красивые сапожки из тонкой кожи, но вменяемый человек будет делать это только из собственных духовных убеждений (а кто их знает? мол, сохраним нашу уникальную культуру!) либо из прагматических (о, боги, вы видели как шикарно одеты русские староверы в Сибири и ряженые шаманы? А знаете, сколько они зашибают на туристах?). Сохранение бытовой культуры (зачем?) - личное дело каждого.
Чуть менее очевидны общие ценности - их замечают только политологи, социологи и прочие красивые -ологи. Демократии реже ввязываются в войну, чем автократии. Свободные выборы эффективнее однопартийной системы. Защита прав собственности стимулирует развитие бизнеса. Банальности, которые не имеют привязки к географическому положению страны, количеству храмов, традиционной одежде и т.п. (да, я все-таки верю в то, что политология - нормальная наука с базовыми положениями, теориями и константами). И вот набор универсальных прав и свобод, которые помогли Европе/США вырваться в 20 веке в мировые лидеры, шагает по планете, неся с собой те институты, которые могут их гарантировать.
КНР и КР на начальных этапах развития сравнивать было бы некорректно - слишком все разное. Но по сути - чистое поле. Делай, что захочешь. Институты, которые были заложены в КР привели сегодня к тому, что маленький кусок суши, согласно рейтингу Global Finance Magazine, занял 19-е место в списке самых богатых стран мира. А все благодаря чему? благодаря институтам - Аузан, спасибо за вдохновение.
Что раздражает лично меня в большинстве востоковедов - излишний пафос. Вам будут долго втюхивать конфуцианство, буддизм, синкретизм, особый путь и духовность - но вот он закон, разрешающий гей-браки. А теперь пусть востоковеды расскажут нам о том, как Конфуций мог отнестись к такой законодательной инициативе. Потом могут выступить буддистские монахи, шаманы локальных культов и местные даосы - они могли бы запеть об особом пути развития великой и загадочной восточной цивилизации, у которой свой путь. Это все очень важно и красиво - но все это совершенно побочные факторы. Бизнесмен из Тайваня легче приспосабливается к российскому рынку просто потому, что институционально мы все-таки два капиталистических брата с рыночной экономикой. У бизнесменов из континентального Китая (за исключением Гонконга и Макао) проблемы возникают не потому, что они обкушались в детстве Конфуция - их политическая и экономическая система не обеспечивает их условиями, которые приняты во всем мире.
А теперь вернемся к тайваньским геям!
Не стоит думать, что маразм - уникальное явление. Он тонким слоем размазан по всему миру, но, время от времени, где-то его скапливается чуть больше. Согласно официальным опросам большинство тайваньцев все-таки гей-браки поддерживают. Это история не на один день - и в разных субъектах Тайваня так или иначе с ограничением прав / без ограничения прав регистрация браков между мужчинами / между женщинами уже была разрешена давно. Но безусловно есть те, кого такое решение не радует. И когда читаешь их лозунги/заявления - хочется закричать от хохота. Ощущение, что это просто кривой перевод, либо просто один и тот же плакат гуляет по всему миру.
Господин David Tseng, спикер Альянса за счастье будущих поколений (The Happiness of the Next Generation Alliance) говорит: “Now they want to amend the law to do away with the ‘father’ and ‘mother’ altogether. We are different from the West. In Eastern culture, we place great importance on filial piety to one’s father and mother. This is a virtue we must keep”.
Альянс христиан надел черные одежды и вышел с маршем, читаем их заявление: “Only a heterosexual marriage can create the possibility of bearing children and only then can we sustain the nation’s next generation. Marriage is a human right, but like all human rights there are limitations”.
Ничего нового, короче.
А мысль сводилась к тому, что вся эта конфуцианская красивость - то же самое, что и "умом Россию не понять, аршином общим не измерить". Больше обращайте внимание на институты и тенденции, а не на культурный код. Он, конечно, важен - но вторичен.
https://zen.yandex.ru/media/chinese_dreams/kak-byli-legalizovany-odnopolye-braki-v-taivane-i-pochemu-instituty-eto-vajno-59d64d4748c85e5d33b04d79?