О национальных ценностях в глобальном мире

Dec 08, 2016 13:51

Оригинал взят у eugeniashaffert в О национальных ценностях в глобальном мире
Третья сессия второго дня форума была посвящена культурной идентичности в глобальном мире и оказалась этаким восторгом феминистки: оба спикера - умные женщины (а для меня это даже лучше, чем умные мужчины). Пожалуй, я не буду излагать подробно содержание обоих выступлений, поскольку в них было много безусловно интересного фактического материала и некоторых выводов, однако авторы не вышли на какие-то существенные теоретические обобщения, речь больше шла о решении частных вопросов в частных ситуациях. Частное, как правило, свидетельствует об общем, однако о чем именно - слушатели Форума делали выводы самостоятельно.

Ютта Шеррер, профессор Русской истории из Франции, начала доклад с замечания о том, что сегодня понятия "идентичности" и "ценности" выхолощены, отчасти лишены содержания и чаще используются в пропаганде, чем в разговоре о важном. Однако она начала именно такой разговор: рассказ о поисках идентичности в постсоветской России и соотнесение этого опыта с опытом французского общества, которое столкнулось с ситуацией потери идентичности в связи с вступлением в Евросоюз.

Во Франции правые консерваторы используют предсказуемую риторику и очевидные идеологические схемы. Отвечая на вопросы, куда идёт Франция и что значит быть французом, эти партии говорят о традиционных ценностях, морали и моногамной семье. Зачастую дискурс о поиске собственной идентичности подменяется дискурсом об опасностях глобализации и глобального мира, точно, как у нас.

Переходя к российскому опыту, Ютта подробно рассмотрела историю с движением "Русский мир", от лица которого правительство РФ купило огромный кусок земли в центре Парижа за баснословные деньги и разворачивает строительство храма и прочую соборную деятельность, идентифицируя таким образом Россию в общемировом контексте как страну с исключительно ортодоксальной православной культурой.

Второй спикер, исследователь из Индии д-р Хариндер Сехон описывала внутреннюю ситуацию Индии, многонациональной и многоконфессиональной страны (пожалуй, даже нам не снилась подобная пестрота). Оказывается индийцы ушли довольно далеко в развитии прав и свобод всех граждан страны, включая мусульман (правда вот проблема с мусульманскими женщинами пока есть), там делается акцент на свободу вероисповедания (а не как у нас, когда очевидно доминирует православие), много внимания уделяется СМИ, было даже заявлено о свободных и независимых СМИ.

Вообще об Индии говорилось много и подробно, но часть я слышала, а часть пропустила мимо ушей, поскольку отвлекалась постоянно на собственные рассуждения: тема задела за живое.

Сейчас все чаще возникает ситуация, когда культурно-этническая идентичность размывается или, наоборот, радикализуется, все дело в миграциях и смешанных браках. Вот я, например. Я как-то уже писала, что у меня сложно с этнической самоидентификацией. Среди моих предков были немцы, поляки, русские, французы, они исповедовали православие, католичество, протестанство, кто-то был коммунистом и атеистом, некоторые были репрессированы, некоторые погибли на войне, у меня греческое имя, немецкая фамилия, я говорю а русском и немецком языках, выросла в Сибири в Русской культурной традиции... На каких мировоззренческих китах стоять с такими исходными данными? На самом деле можно на любых, конечно, хоть мусульманство принимай, но наиболее удобным вариантом кажется выбор в пользу универсальных, наднациональных общечеловеческих ценностей. Кажется, только такой выбор позволит мне быть в мире со всеми своими предками и с самой собой. Более того, может быть подобная позиция - поворот в сторону универсальных ценностей и отказ от какой-то единственно верной культурно-этнической идентичности - неизбежен, все меньше в нашем мире людей, укоренённых в одном месте и в одной культуре. Впрочем, я понимаю, что это очень спорно, и мировоззренческого в этих моих словах больше, чем убедительных аргументов.

Вторым важным трендом, кроме неизбежного роста числа "условных априорных космополитов", мне кажется увлечение фейковой идентичностью, подмена реальных культурно-исторических корней наспех сконструированными идеями. Может это связано с тем, что все мы живём в "постфактическую" эпоху, когда факту и аргументу охотно предпочтут популистскую доктрину и связанные с ней эмоции. "Русский мир" с его лубочным православием, о котором рассказывала в докладе Ютта, как раз одно из проявлений такой тенденции. Или потребность без конца переписывать учебники истории с целью создания какой-то более лучшей и правильной истории. Самый же мой любимый пример здесь - это "принцесса Укока", мумия женщины пазырыкской культуры, которую Новосибирские археологи нашли на Алтае. Учёные совершенно однозначно утверждают, что пазырыкцы были европеидами и этнически не имеют отношения к нынешним алтайцам, но это ничуть не мешает тем заявлять, будто археологи потревожили души их предков и в результате вот произошло землетрясение. Алтайский истеблишмент даже добился перевоза мумии обратно на Алтай и запрета на раскопки в своём регионе, чтобы, значит, не беспокоить предков (ну и что, что они никакие не предки). Этот пример не единственный у нас в стране, и поэтому ещё более показательный.

Открытым остаётся вопрос, насколько прочной может быть фейковая идентичность, выстроенная не на реальной культурно-исторической памяти, а на упрощенных выдумках? Мне думается, что нет, что это такой колосс на глиняных ногах, но реальность зачастую преподносит сюрпризы.

Новосибирск, Сибирь, Россия, диспут, Индия, религиоведение, Франция, генеалогия

Previous post Next post
Up