Керженский край: Старообрядчество в семеновском музее

Feb 22, 2015 11:40

Оригинал взят у cheger в Керженский край: Старообрядчество в семеновском музее

Основной целью поездки в Семенов было даже не посмотреть городок, а сходить в местный музей. Именно в нем, как оказалось, есть небольшая экспозиция, посвященная старообрядчеству. Ну и конечно, целый зал, отведенный под ложкарный промысел, но про него я расскажу отдельно, так как это широчайшая тема. В сегодняшнем посте хотелось бы показать и рассказать про то, как, где и чем жили старообрядцы Семеновского уезда.






На первом этаже музея представлена часть интерьера купеческого быта второй половины 19 века


На втором начинается интересующая меня экспозиция. Вот, например, памятная доста, отлитая в 1861 года в память о диспуте епископа Питирима с руководителем "дьяковцев" Александром в октябре 1719 года в с. Пафнутово. Формально раскаявшийся под угрозой пыток Александр вскоре продолжил борьбу, но был схвачен  казнен в Нижнем на центральной площади в марте 1720 года: ему отрубили голову, останки сожгли, пепел бросили в Волгу. Эта "традиция" была вполне в рамках дозволенного у "православных" священников того времени


Обратите внимание на перепись населения. До так называемого "питиримова разорения" в уезде жили больше 50 000 человек, 40 000 из которых староверы. И это с учетом того, что это только видимая часть айсберга - большинство старообрядцев старались не попадать ни в какие переписи.  После выгонки же там пости не осталось людей - край буквально опустел. И возродился лишь в двадцатом  веке в царствование Николая II, который принял закон о веротерпимости.


Интересное удостоверение


А вот и сама печать, которой заверили удостоверение


Карта 18 века. Копия, конечно


Очень, кстати, интересная карта, много скитов обозначено, которых я и не видел никогда, прогуляюсь по тем местам летом


Вериги - их носили некоторые скинтники для умерщвления плоти. Они сильно натирали кожу да и вес у них был до 10 килограммов!


Медное литье. Литья производили на Керженце не так, конечно, много как на Выге в свое время, но в начале 20-го века количество его тут тоже увеличивается.


Рукописный сборник  второй половины 17 века.


Ложка старообрядца                                                                      Платок женщины-старообрядцы не завязывают, а закалывают определенным образом



Красный угол                                                                             Если честно, не знал, что использовались подобные образы...



Певческая книга с крюками


Еще одна характерная особенность дома старообрядца - домовые доски с глухой резьбой с изображением сирина.


Предметы быта


Светец с лучинами



Вот такую штуку ставили с водой под светец, чтоб не спалить избу



Про ложки расскажу отдельно, оно того стоит!



Расписные донца прялок                                                           Деревянные башмаки использовали во время сенокоса, чтоб не повредить ноги



А вот именно от этих деревяшек пошла поговорка "Заруби себе на носу". Неграмотные люди делали на бирках надрезы, указывая размер долга, раскалывали дощечки пополам, одну часть отдавали должнику, другую оставляли себе, а когда расплачивались, складывали их для проверки. Так долги не только записывали, но и запоминали. Бирку с метками называли иначе носом - от слова «носить». . В данном конкретном случае - данные о долгах крестьян деревни Хвостиково.


Пила для продольного реза ствола


Первый план Семенова


Всякая всячина торговых людей


Комната купца


На первом месте всегда Закон Божий


Благодарственное письмо


Добавить в друзья в ЖЖ  ||   Facebook   ||   Twitter   ||    Instagram    ||

история государства и права, старообрядчество, Поволжье, музей, Россия, диспут, иконы, древлеправославие, история экономики, РПЦ (МП), репрессии, фото, книги

Previous post Next post
Up