О почитании икон

Jan 13, 2014 01:39

Оригинал взят у nazri_zion в О почитании икон

источник http://ruvera.ru/vopros/tradition

Доброго здоровья! Близкая родственница купила в храме (РПЦ) напечатанное на картоне изображение Богородицы и подарила его нашей семье. Насколько я знаю, в традициях старообрядческой церкви иконой считается написанный лик (или литьё). Как поступить с таким подарком? (Обратно вернуть не можем).

Ответ:
Отвечает о. Иоанн Севастьянов (настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону)

Православная Церковь дала ответ на вопрос, что такое икона, еще на 7-ом Вселенском Соборе.

Икона - это изображение, на котором начертан образ Спасителя в том виде, в котором Он был виден во время своей земной жизни. Поэтому догмат об иконопочитании есть продолжение догмата о Боговоплощении.

Мы изображаем на иконе не какую-то отдельную природу Спасителя, а тот Образ, в котором Он нам явился. Если до Боговоплощения Бога никто не видел, то в Боговоплощении Он стал видим, и его теперь можно изобразить. В этом смысл иконы.

Через почитание Образа Спасителя почитание распространяется и на Образа Пресвятой Богородицы и всех святых. Главный принцип почитания икон таков: воздавая честь образу, простираем эту честь к Первообразу, Тому, Кто изображен на Образе.

Конечно же, ни в коем случае почитание не распространяется на материал, из которого сделан Образ. История иконописания, монументальной церковной живописи и прикладного искусства свидетельствует о том, что Православная Церковь использовала любые способы и технологии для создания святых образов.

Самые древние известные нам образа созданы на стенах. Это фрески, наскальные рисунки, мозаики. Далее с развитием технологий, наряду с монументальными, стали применяться миниатюрные техники - иконы на досках, писанные и вырезанные, на хоругвях, на металле - и литьем и гравировкой.

С 13 века известны вышитые иконы на тканях - на облачениях, на плащаницах. С появлением пергамента, предшественника бумаги, образа стали рисовать на пергаменте - любая рукописная Псалтырь начиналась образом пророка Давыда, Евангелие - написанными на бумаге образами евангелистов.

С появлением книгопечатания те же образа стали печатать типографским способом. И не только евангелистов. В 1636 году было издано Евангелие, где употреблялось более 70 литографий с изображением двунадесятых праздников, событий из земной жизни Христа. И все это на бумаге.

Я видел много старопечатных и рукописных книг, в которых отсутствовали авторские изображения святых. Я вполне допускаю, что это следствие того, что эти образа, вырывая из книг, при нужде, хозяева использовали для размещения в божницах, для молитвы. Одним словом, применялись все возможные для изображения материалы и средства. В том числе и типографский.

Для изготовления образов святой Церковью установлены только два ограничения. Главный из них определил Стоглавый Собор: иконы должны писаться по образу письма, установленному св. Андреем Рублевым.

Второе ограничение - материал, из которого изготавливается образ, не должен быть хрупким, чтобы образ не мог разбиться при неосторожном обращении. Все остальное св. Церковь применяла и применяет.

Нынешние недопонимания и кривотолки происходят, скорее всего, потому, что христиане теряют остроту духовной жизни. Мы иногда скатываемся к примитивизму, и уже не совсем отдаем себе отчет: что же значат окружающие нас предметы и символы?

Иногда это можно видеть среди старообрядчества. В погоне за стариной мы теряем из вида истинное значение используемых нами предметов. Это тревожно. Ведь следствием такой ситуации и стало в свое время иконоборчество.

иконы, старообрядчество, древлеправославие, РПЦ (МП), православие

Previous post Next post
Up