Кто и как верит в России?

Apr 07, 2013 14:36


Российская газета: Российские социологи представили "Атлас религий и национальностей"

"Коммерсантъ-Online", 17.12.2012 // 12:49


ТЕКСТ
КОММЕНТАРИИ: 32

В России стало меньше православных
И стало больше мусульман



Фото: Петр Быстров / Коммерсантъ

За два года количество граждан, считающих себя православными, уменьшилось на 6%. При этом количество мусульман увеличилось на 4%. Таковы данные нового соцопроса «Левада-центра». Православными себя по-прежнему считает большинство граждан: две трети населения. При этом 60% респондентов признались, что никогда не брали в руки Библию.

«Левада-центр» обнародовал результаты соцопроса, посвященного отношению граждан к религии. В ноябре было опрошено 1,6 тыс. респондентов в 130 городах и населенных пунктах России. По данным исследования, с 2009 года доля православных в стране сократилась на шесть процентных пунктов (с 80% до 74%), а мусульман, наоборот, выросла - на три (до 4%). К остальным религиозным конфессиям себя относят менее 1% респондентов (католицизм, протестантизм, иудаизм). Количество людей, не относящих себя ни к какому вероисповеданию, за три года выросло с 8% до 10%, а атеистов - сократилось с 6% до 5%.

В понедельник ряд СМИ сообщил о планах столичных властей выделить шесть участков для возведения мечетей в разных районах Москвы. Как говорят в духовном управлении мусульман Европейской части России, уже известны как минимум три района - Южное Бутово, Люблино и окрестности станции метро «Шоссе Энтузиастов». Напомним, что в сентябре 2012 года строительство мечети в Митино было отменено после многотысячного митинга местных жителей....

Как рассказали в «Левада-центре», среди православных 33% опрошенных сообщили, что ходят в церковь, чтобы поставить свечку и помолиться, 29% бывали на крестинах, венчании или отпевании, 11% участвовали в религиозной службе, литургии. 29% граждан посещают храм, «когда просто возникает желание зайти, побыть в церкви», 8% - во время экскурсий, 7% - чтобы исповедоваться и причаститься. Кроме того, исследование показало, что большинство респондентов (61%) никогда не брали в руки Библию. Среди тех, кто знаком со Священным Писанием, 24% читали Евангелие, 16% - Ветхий Завет, 11% - книги Нового Завета.
Иван Буранов
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc-y/2092478

«Статистика уменьшения количества православных связана с ростом мусульманской группы населения»

20.12.2012

Екатерина Добренькова прокомментировала данные опроса, согласно которым с 2009 года доля православных в стране сократилась, а доля мусульман выросла …



Прокомментировать данные опроса мы попросили доктора социологии, профессора, первого проректора Международной академии бизнеса и управления Екатерину Добренькову.

Во-первых, по результатам исследования, проведенного социологическим факультетом МГУ им.Ломоносова М.В. в ноябре 2012 г., данные о православных немного отличаются от тех, которые приведены «Левада-центром». К православным себя относят 78 %, мусульман - действительно 4 %, к остальным конфессиям себя относят - 5% (это по г.Москва), атеистов - 8 %, агностиков и др.- 5%. Поэтому, если вы сравните данные обоих исследований, то только реально по одной позиции есть совпадение - это рост количества мусульман.

Поэтому я считаю, что статистика уменьшения количества православных у «Левада-центра» связана с ростом мусульманской группы населения в России, поскольку рождаемость у них сейчас на пике. Это очевидный факт. В мусульманских семьях рождается по 5-6 детей, как на Кавказе, так и в Москве. Россию заполонили толпы незаконных мигрантов, которые исчисляются уже миллионами. Статистика приводит совершенно сумасшедшую цифру, что их по стране уже 10-12 миллионов. Москва - многомиллионный город, и из этого количества 20% - мигрантов-мусульман. В какую сторону статистика изменится? Конечно, в сторону мусульман. На общем фоне жителей количество православных упадет, потому что только среди незаконных и законных мигрантов в 90% случаев - это мусульмане.

Во-вторых, удивляют данные о православных, посещающих храм. На мой взгляд, некорректно поставленные вопросы при опросе могли привести к таким результатам. Поскольку по результатам нашего исследования 34 % православных ходят в церковь постоянно (каждый день, несколько раз в неделю или в месяц) ; а не просто «поставить свечку и помолиться», хотя именно за этим и должны в первую очередь ходить православные; 43% православных ходят в основном по большим праздникам и только 19 % - реже одного раза в год. Ну а в качестве экскурсий и др. только 2%. Вот как от качества поставленных вопросов может измениться картина.

У меня такое ощущение, что опросы общественного мнения, подобные тому, который дал повод для комментария, пытаются использовать свои результаты как орудие против Русской Православной Церкви, поэтому и вопросы в своих исследованиях ставят так, как им необходимо представить общую картину того или иного отношения населения к разным проблемам общества. Ведь социологический опрос - мощное идеологическое оружие при грамотном использовании социологических методов.

Я приведу еще один пример из нашего исследования по поводу отношения населения к суровости наказания для «Pussy Riot». Слишком мягким считают приговор 10%; такой, какой заслуживают -43%; слишком суровым считают - 34%; а 13% затрудняются с ответом. Таким образом, более половины считают наказание правильным, и только треть не согласна. Однако в СМИ, если вы помните, большинство якобы было недовольно суровостью наказания. Это лишний раз доказывает, как легко можно манипулировать общественным мнением, используя «нужные» результаты опросов.
http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/20/statistika_umensheniya_kolichestva_pravoslavnyh_svyazana_s_rostom_musulmanskoj_gruppy_naseleniya/



19 декабря 2012


распечатать

Александр Щипков

Сколько верующих поместится на кончике иглы

Социология и религия

В Москве независимая социологическая служба "Среда" презентовала исследовательский проект "Арена", который описывает картину религиозной жизни россиян. Комментируя данное исследование, журналисты написали о том, что произошло двукратное уменьшение числа православных в России: с 74 процентов по недавнему опросу, проведенному Левада-центром, до 41 процента по результатам социологической службы "Среда". На самом деле такой вывод представляется совершенно некорректным. И мы постараемся показать почему.

Единственное, что может сделать социология в сфере иррационального, а религия, безусловно, относится к данной области - это посчитать число приверженцев этого иррационального. В остальном современные инструменты социологии в изучении иррационального бессильны. Мы убеждаемся в этом, следя за попытками организаторов разных опросов определить качественный состав православных в России. Результаты подобных исследований часто заводят в тупик даже их авторов, и они стремятся выйти из положения, придумывая новые термины. В случае со "Средой" речь идет о появлении понятия "церковные люди", то есть те, кто заявляют о своей принадлежности к РПЦ МП. Ввод этого термина еще больше запутал читателей. На самом же деле, любые опросы за последние 20 лет показывают примерно одинаковое число людей, называющих себя религиозными - 85 процентов, плюс 15 процентов тех, кто считает себя нерелигиозными. Внутри религиозного населения около 70-80 процентов относят себя к православию. Удивительно, что за 20 лет исследований отношения населения к религии никто не задался вопросом - почему эти результаты остаются практически неизменными.

Вместо простого предположения, что иррациональное невозможно измерить цифрами, вновь начались бесконечные разговоры о том, что воцерковленных или практикующих христиан у нас всего 4 процента, что Евангелие читало меньшинство людей, называющих себя православными. Но дело в том, что Новый Завет читала лишь часть жителей России, точно также как и "Войну и мир" или "Преступление и наказание", хотя эти книги, в отличие от Нового Завета, входили в школьную программу.

На самом деле религиозность связана не с тем, сколько раз человек прочитал Евангелие, знает ли он Символ Веры или оросы Вселенских соборов. Вера зависит от мировоззрения и связи человека с Богом. Латинское слово RELIGARE означает именно связь, соединение. Если у человека есть личный контакт со Христом, то Он поймет его независимо от уровня образования или частоты посещения храма. В противном случае мы должны объявлять неверующими большинство жителей России прошлых веков, так как они не владели грамотой и, следовательно, не знали и Евангелия. Этот пример показывает абсурдность исследования веры механикой социологии.

Бесконечный поиск точного числа верующих превращается для ученых в сизифов труд, когда с горы на них каждый раз летит камень их цифр и выводов, который они с таким трудом туда затолкали. Сейчас этот валун придавил социологическую службу "Среда", которая специализируется на изучении религиозных явлений в нашей стране - они вводят новые понятия, которые приводят к еще большей путанице в головах. Теперь у нас есть "церковные люди", "воцерковленные православные", "практикующие христиане", а социологи, по признанию самой "Среды", так и не могут точно замерить их число: "Наиболее живую дискуссию вызвали вопросы о количестве православных и мусульман в России, численность которых при проведении социологических опросов по различным методикам составляет от 5 до 80% и от 5 до 14% соответственно". Это отрывок из пресс-релиза службы "Среды" о презентации их проекта.

Между тем, понятие "воцерковленный" христианин вполне уместное и понятное внутри Церкви, с научной точки зрения превращается в бессмысленность из-за отсутствия объективных критериев. Определить с помощью цифр личные отношения человека с Богом невозможно, но эту простую вещь, которую я повторяю в течение 20 лет, упорно не признают.

Если же говорить о воцерковленности, то её можно определить как уровень религиозно-мистического состояния человека в конкретный момент времени. Этот уровень чрезвычайно подвижен, постоянно меняется, поскольку человек устроен очень сложно не только психически, но и духовно. В течение одного дня православный может горячо молиться, а затем впадать в состояние безразличности и отстраненности от Бога. При этом он ни на минуту не перестает быть православным, потому что он не отрекается от Христа и Церкви. Только сознательное отречение является свидетельством перехода из состояния "в православии" в состояние "вне православия".

Практикующий христианин - не тот, кто расставляет свечки по храму на службе, но тот, кто молится Богу, вступает в личное общение с Ним. А поэтому каждый из 80-ти процентов православных в какие-то моменты бывает очень близок ко Христу ("переходит" в пресловутые 4%), а в какие то - бесконечно далек. В этом заключается парадокс христианства. Каждый православный одновременно является как глубоко верующим, так и человеком на грани отпадения. Невозможно секулярному учёному классифицировать верующих на процентные группы, и на этом основании утверждать, что одна из них религиознее другой.

Христианство вообще религия парадоксов, где смерть можно победить смертью, где Бог един в трёх лицах, где Бог умирает, где Он является одновременно и Богом и человеком. А потому бесперспективно постоянно подсчитывать число религиозного населения и нерелигиозного. Это число статично. Оно всегда около соотношения 85 на 15 процентов. Причём во всех странах и, открою секрет - во все эпохи. Такова природа человечества.

Гораздо интереснее было бы, например, узнать мировоззрение церковных людей, попытаться определить "типажи", политические или культурные пристрастия и проч. Ответы на эти вопросы могли бы иметь даже практическую пользу. В нашей Церкви есть люди разных политических убеждений, верующие читают разные книги, слушают разную музыку, объединяются в группы и клубы, но изучением этих аспектов никто не занимается, зато с маниакальным упорством считают число воцерковленных и пытаются выскочить из ловушки, в которую сами себя загоняют.

Единственный человек, правильно оценивший результаты исследования "Среды", - это епископ Подольский Тихон (Зайцев). Будучи человеком абсолютно далеким от социологии, он очень точно определил механизм воцерковления людей: "Ничего нет странного в том, что не все, считающие себя церковными, не совсем точно знают основы вероучения. Когда начинается строительство каждого нового храма, община зачастую собирается из людей, которые пока не являются в полном смысле слова воцерковленными. Многие приходят просто помочь священнику и своим соседям, потому что хотят быть причастными к доброму делу - строительству нового храма. А уже потом, по мере общения с батюшкой, они начинают участвовать в таинствах Церкви. Удивительного ничего нет. Многие и хотели бы помолиться и пообщаться со священником, но такой возможности у них раньше не было. По мере строительства новых храмов у нас с каждым годом будет все больше людей, хорошо знакомых со своей верой и являющихся активными членами Церкви".

Такие слова может сказать лишь человек с ясным религиозным сознанием. Храмы нужны для того, чтобы верующие православные люди могли разобраться в самих себе. Именно в храме происходит обмен тем таинственным и неуловимым для социологии "веществом", именуемым религиозным опытом. Религиозный опыт, несомненно, имеет величину и именно эту величину и называют внутри Церкви воцерковлённостью. Только измерить её инструментами светской социологии невозможно.

Я бы призвал верующих оставить в покое светских учёных и не вступать с ними в полемику, в конце концов, это их неотъемлемое право заниматься тем, чем считают нужным, если бы не одно "но". И это "но" носит политический характер. Дело в том, что нам всё время пытаются доказать, что нас православных ничтожно мало. И пусть бы их! Однако, опираясь на малые величины, ошибочно выведенные социологами, люди власти могут принимать политические и административные решения, ущемляющие наши права.

Права большинства религиозного населения России.

http://www.religare.ru/2_98729.html

социология религии, старообрядчество, католичество, ислам, православие, Россия, древлеправославие, протестантизм, РПЦ (МП), иудаизм, религиоведение

Previous post Next post
Up