May 30, 2008 14:17
Человек не может быть нравственным, если его базисные потребности (в заботе, принятии, сытости, сексе и т.п.) не удовлетворены, - приблизительно так думал Маслоу. Если человек голоден, все его мысли будут только о хлебе; если человека не любят и не принимают, все его мысли будут направлены на поиск любви.
Дарелл считал, что нравственность невозможна без Бога, а я считаю, что нравственость невозможна без осознанного выбора - быть или не быть нраственным человеком; ведь есть дефициты, которые невозможно удовлетворить без ущерба для окружающих, например, потребность убивать маниакальной личности, заниматься сексом с маленькими детьми. Это, конечно, крайние варианты, но, ведь это варианты острых потребностей, оголенных самых сильных болезненных влечений - по сути своей получается, что и выбора-то здесь нет. Но он есть.
(Недавно по ДТВ шла передача про маньяка, убивавшего подростков-мальчиков сразу после Второй мировой войны. Вы думаете он не осознавал, что делал? Хорошо осознавал, даже дневник вел, в котором грамотно записывал свои переживания, мучаясь совестью,как бывший фронтовик, называя себя "уродом", но к врачу не шел, потому что ему стыдно было признаваться в сексуальном возбуждении от конвульсий мальчуков ног в ботиночках. Его выбор был бегством от самого себя, влечение оказалось сильнее, острее, чем ему хотелось бы, и он подчинился влечению - начал убивать, сознательно, холодно и расчетливо. Следователь, который расследовал дело, согласно дневниковым записям, пришел к выводу, что у этого человека был момент выбора и он его сделал. Дневник зачитывали перед камерой по датам со всеми "экспериментами" над детьми).
Может ли быть нравственным голодный человек? Может ли быть нравственным человек, которого отвергают и он не удовлетворяет свою потребность в приниятии? Маслоу думал, что люди с ярко выраженными дефицитами не смогут быть нравственными, тем более в этот момент думать о Боге. Голодный человек, чтобы накормить себя, будет вынужден украсть еду, если других способов получить ее нет. Нравственность и дефициты - вещи не совместимые, особенно, если дефициты начинают руководить сознанием.
Если сознанием руководят дефициты, можно ли такого человека считать адекватным или уже нарушенным? Что делает человека безнравственным - наличие доминирующих дефицитов в сознании или способ их удовлетворения? Можно ли остаться нравственным человеком, если существует неудовлетворенность или страх остаться неудовлетворенным? Маслоу считал, что само наличие даже виртуальной угрозы, может нарушить привычное существование человека, если угроза становится реальной, то превращается в травму, последствия которой приводят к личностным нарушениям.
Где должна проходить та грань, при которой человек сохраняет самоуважение, удовлетворяет свои дефициты, не вредит другим людям, и не использует окружающих в своих целях? Это гранью оказывается нравственный выбор, как камень на дороге с развилкой: пойдешь в одну сторону - уродом станешь, пойдешь в другую - здоровым и уважающим себя человеком.