Представьте себе такого ребенка, который часами сидит у окна и ничего не делает. Сколько ему лет? 5-10? Вокруг него бегают нормальные дети, играют, смеются, а ребенок сидит бледный, вялый и смотрит в окно, такая вот гипотония. Взрослые на него внимания не обращают, особенно мама и папа. С ним общается только няня, которая в 12 или в 13 лет вышла замуж и ушла жить в семью мужа. Как вы думаете, какой человек няня, к тому же она еще и крепостная, а не французская гувернантка? Будет такой ребенок слушать няню? Нет. Почему? Потому что такой человек, как эта няня будет во всем этому ребенку потакать. «Хочешь деточка в окно посмотреть? Посмотри, дорогая моя». Такая женщина, как эта няня, будет гиперподавленной, задавленной насмерть. Будет ли ребенку интересно со взрослыми? Нет. Этот ребенок нормальный? Не совсем. Почему?
«Основными проявлениями синдрома (раненого детского аутизма), которые наблюдаются при всех его разновидностях, являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими, эмоциональная холодность или безразличие к близким («аффективная блокада», по L. Kanner), … однообразное поведение…» и т.п.
«Дети с синдромом аутизма активно стремятся к одиночеству, чувствуя себя лучше, когда их оставляют одних». Отношение к матери чаще всего недоброжелательное или негативное, может наблюдаться и при полной симбиотической зависимости без ласки, то есть ребенок везде таскается за ней, а нежности не проявляет.
«Мимика ребенка бедная, маловыразительная, характерен “пустой, ничего не выражающий взгляд”, а также взгляд как бы мимо собеседника».
Что же касается интеллектуального развития ребенка с синдромом аутизма, то, согласно исследованиям, только у одной трети детей интеллект сохранен.
Самым интересным, пожалуй, является тот факт, что аффекты при взрослых и других детях не выражаются, а только наедине с собой. «Аффект удовольствия чаще всего возникает, когда ребенок остается в одиночестве…». (Цитируется по В.В. Ковалеву «Психиатрия детского возраста»)
Такие дети крайне не самостоятельны, они во всем зависят от взрослых, от привычной обстановки.
А теперь представьте, каким вырастет такой ребенок. Он резко изменится? Станет вдруг общительным, эмоциональным, уверенным в себе, будет флиртовать налево и направо? Нет. Будет ли его эмоционально-чувственная сфера зрелой? Нет, потому что она изначально «поражена».
Если у такого ребенка сохранен интеллект, то он будет развиваться в соответствие со своим личностным своеобразием. Если он всю жизнь фантазировал, значит, и во взрослом возрасте он будет делать то же самое, минус адаптация. Кто сможет на такого ребенка повлиять? Тот, кто первым обратит на него внимание.
Сильная интровертированность, как черта характера, давно исследуется и подвергается тщательному рассмотрению наукой. Начиная с Фрейда и его учителя, Юнга и других.
Можно приводить много цитат, но факт остается фактом - интровертам сложнее построить отношения с миром, особенно выбрать себе партнера по жизни (я не сказала невозможно), потому что коммуникативная функция слаба развита. Они почти самодостаточны, но страдают от отсутствия принятия и понимания.
Это совершенно нормальные люди, с сохранным интеллектом, развитые, умные, добрые, но не общительные, правда, у всех имеются свои "странности" или акцентуации. Долгих отношений не выдерживают и не стремятся их поддерживать.
Наш центр участвовал в разных научно-исследовательских работах, так называемых НИРах. Мы работали с разными методиками, но больше всего с MMPI ем, работа велась несколько лет. Сначала снятием типологических срезов занимались МГУ-шники в своих лабораториях и по профессиональным группам - летчики, разработчики, студенты разных ВУЗов, а потом пришли к нам, специализировавшимся на безработных. Порядка 10 лет шла работа. Вот, что выяснилось:
1. За последние 5-6 лет степень шизоидности и интровертированности усилилась.
2. Социальная адаптированность понизилась по сравнению с выборками прошлых лет.
Это очень тревожный симптом для общества.
Я считаю, что только в семье, в нормальной семье возможно сохранение психики человека. Существуют группы риска подверженности психическим и соматическим заболеваниям, в которые, в первую очередь, тоже попадают интроверты, а также одинокие люди. Связь между интровертированностью и одиночеством понятна (речь идет о социальном одиночестве, а не экзистенциальном).