Разбор технических проблем сплава на катамаране

Oct 15, 2017 02:28





В рассказе о своем первом сплаве по Дону на катамаране практически не были затронуты технические детали, касающиеся построенного судна, о некоторых из них было сказано лишь вскользь.

Однако, испытание конструкции было важной составляющей завершившегося похода, требует отдельного разбора и было призвано сформировать перечень доработок на предстоящее межсезонье.



1. Первая и главная проблема обозначилась сразу со старта - это, как и ожидалось, слишком низкая посадка кабины относительно воды.

В итоге сплав начался примерно с такой посадкой, как на фото ниже. Вода хлюпала по дну, заметно тормозила ход и, как следствие, движение требовало дополнительных затрат энергии.



Только причина была не в надежности крепления кабины к раме (задуманные крепления прочно держали кабину все четыре ходовых дня), а в том, что, во-первых, рама под полной нагрузкой продавила надувные поплавки в кормовой части, а, во-вторых, накануне не были проведены испытания полной нагрузкой и катамаран сел ниже ожидаемой отметки.

В походе проблему решил при помощи двух кормовых палубных элементов, которые были подложены под раму и с их помощью нагрузка была распределена на большую площадь.

На фото палубный элемент лежит над рамой, но после частичной расшнуровки, он был подложен под раму, что и добавило примерно 10 см высоты - этого хватило для завершения маршрута.



Решение найдено такое - непосредственно в кормовой части рамы требуется изготовить два элемента из, которые будут подложены под продольные трубы, а на остальной части рамы закрепить поперечины, такие как на фото ниже, только не над продольными трубами, а под ними.



В итоге это добавит сантиметров пятнадцать относительно ватерлинии и должно решить проблему.

2. Вторая важная проблема - недостаток мощности мотора.

Не знаю почему, но был убежден в том, что мощность моей Минн Коты Эндуры 30 составляет 500 Вт. Перелистывая после похода паспорт мотора обнаружил, что на самом деле она всего лишь 360 Вт.

Сплав проходил при сильном ветре, достигающем местами скорости более 15 м/с, двигаться приходилось и по довольно протяженным участкам с заметной волной и встречным ветром, но даже этот мотор в купе с течением, справился с задачей.

Установка второго, более мощного мотора, оборудование ката небольшим подводным парусом (или плавучим якорем, кому как больше нравится), плюс изготовление распашных весел на уключинах "а-ля" гребная лодка должны решить проблему движения сплавом и маневрирования в пределах русла практически в любых условиях.

3. Недостаток энергии в утренние и вечерние часы и при облачной погоде.

Это обстоятельство для меня сюрпризом не было, т.к., в первую очередь, решение кроется в наращивании буферной емкости АКБ, однако тема увеличения мощности мотора автоматически потребует наращивания площади солнечных панелей, либо установки ветрогенератора.

На данный момент склоняюсь больше к ветрогенератору, т.к. он помимо количества дает новое качество в виде возможности получать энергию не только днем, но и в сумерках - а отталкиваясь от своего опыта сплавов могу сказать, что ветра на воде хватает с избытком.

4. Самая неприятная проблема - низкая средняя скорость.

В процессе испытаний ката на Медвежьих озерах, особенно в первый выход, мне не показалось, что скорость была меньше чем у байдарки. Однако, если сравнить видео из походов на байдарке и похода на кате невооруженным глазом видно, что скорость относительно воды существенно ниже.

Итогом такого положения дел стала дистанция, пройденная за три дня (четвертый день не в счет). На байдарке, даже без солнечных панелей, я смог бы пройти 85 км за один ходовой день, и это самый существенная проблема для осмысления.

Отчасти, она связана с малым временем хода, ведь средняя скорость хода не на много ниже - у байдарки 5,3 км/ч, а у катамарана 4,4 км/ч на сравнимых дистанциях. Тут важнее другое - затраты сил и времени на перемещение к месту сплава байдарки и катамарана, мягко говоря, разные и принятие дополнительной нагрузки должно быть четко объяснено самому себе.

Если катамаран не дает прибавки суммарной суточной дистанции, а всего лишь решает проблему поиска места для стоянки, то не лучше ли изначально планировать меньший километраж и просто становиться на ночлег раньше?

Чего точно не отнять у ката, так это возможности организации быта прямо в процессе движения, да и размещение на нем заметно удобнее, чем сидение в одной позе на байдарке.

Таким образом, сравнение переходит в категорию выбора предпочтений: в одном случае это сравнительно больший комфорт, меньшая зависимость от погоды, но сложности с заброской, а в другом - спартанские условия, но заметно большая подвижность как на воде, так и в случаях перемещения между водоемами.

И тут, на мой взгляд, не следует выбирать между байдаркой и катом вообще, тут нужно выбирать либо байдарку, либо кат в зависимости от условий предстоящего похода!

Таким образом, на следующий год планирую дойти до Калача-на-Дону на катамаране, т.к. он на длинной дистанции лучше реализует свои преимущества, а вот Цимлянское водохранилище, по совету знающего человека, преодолевать на байдарке. Она и быстрее, и мобильнее во всех отношениях, и мореходные качества на фоне большой парусности катамарана будут получше.

5. Прочие проблемы.

Было в походе и много других недочетов, часть из которых стала следствием не полной готовности ката, их несложно устранить к следующему сплаву. В качестве примера приведу следующие:

  • лопались пластиковые стяжки - нужно просто увеличить их количество;
  • ветром срывало недоделанное лобовое стекло;
  • через неплотности вода от волн попадала внутрь кабины - нужно пройтись по стыкам герметиком;
  • вода гулко била по дну, как по барабану - нужно наклеить на дно тонкий пеноплекс;
  • немного провисли ремни, крепящие кабину в кормовой части - лучше крепить при помощи веревки, как в носовой части;
  • расстояние между поперечными элементами рамы слишком большое - нужно изготовить дополнительное крепление в средней части;

Можно привести еще немало деталей, требующих доработки, есть и не проверенные решения, такие как пригодность кабины для ночевки - спали-то в палатке все ночи. Но все это задачи для решения на следующем сплаве.

Все разделы по постройке катамарана собираются по ссылке:

http://belogorec-sneg.livejournal.com/3299.html

#ятестируюновыйредактор

Previous post Next post
Up