От аврала к плановости.

May 26, 2015 10:40

    В рамках исполнения намеченных планов и руководствуясь интересами района в части развития экономики нами был разработан документ, который носит рабочее название "Инвестиционная стратегия". Не скажу, что я сильно доволен результатом и, скорее всего, мы будем ее дорабатывать в ходе работы, выявляя "белые пятна".Документ больше информационно-декларативный, но он и по своему характеру должен быть таким, так как работает вместе с рядом других инструментов, помогающих потенциальным инвесторам определить для себя основные характеристики района, возможные сферы бизнес-интересов и ресурсы для реализации проектов.
    В районной газете "Родной край" вышло мое интервью по этому поводу. Переработал его в формат интернет-публикации и предлагаю к ознакомлению.
Как обычно - критику и предложения приветствую, на критиканство не отвечаю.

Разрабатывая тот или иной документ я всегда спрашиваю себя - "Зачем? С какой целью?". И действительно, много делается работы ненужной, которая очень быстро становится неактуальной и бесполезной. Тоннами расходуется бумага, рождаются концепции, программы, стратегии, тратится время, чтобы сделать как лучше, а получается часто .... (...отчитаться, ...создать видимость и т.д.). Причем это не только на госслужбе, с таким же примерами я сталкивался и в бизнесе. Это скорее человеческий фактор, нежели "гримасы системы". И самое главное - сколько бы ты не написал стратегий, инструкций - они не станут рецептом инвестиционного счастья.

Тем не менее текущая политическая и экономическая ситуация просто обязывает проводить преобразования в инвестиционной сфере, искать точки роста экономики, базирующиеся на внутренних ресурсах, на развитии экономики муниципальных образований. В Белгородской области этому направлению уделяется много внимания, чему способствует дальновидная и взвешенная политика Губернатора и Правительства области. Вот смотрите в качестве примера: в 1990 году численность занятых в сельском хозяйстве Белгородской области было 172,7 тыс. чел. а в 2010 году - 56,6 тыс.чел. (данные Департамента АПК Белгородской области). То есть на 1000 гектар пашни численность занятых снизилась с 112 до 36  Более чем в три раза! Где работать этим людям, уволенным из совхозов, колхозов вследствии экономических проблем и совершенствования технологий? В том числе и по этой причине Губернатор принимал и принимает решения о согласовании размещения крупных инвестиционных проектов в том или ином районе области.

Однако в целом нельзя отрицать сверхконцентрации экономической активности и населения в крупных городах-мегаполисах - со всеми вытекающими отсюда жилищными, инфраструктурными и социальными проблемами.
    Очень заметна и диспропорция государственной финансовой и налоговой политики, когда большая часть налоговых сборов сконцентрирована в федеральном центре, а основная часть расходов (ЖКХ, образования, здравоохранения, городского и дорожного хозяйства) - в регионах и муниципальных образованиях. Наблюдается негативная тенденция перекладывания упомянутых расходов на муниципальные образования без расширения налоговой базы.
    Радует, что руководство страны начало осознавать эти проблемы. Так, на состоявшемся в ноябре 2013 г. Всероссийском съезде муниципальных образований Президент РФ В.В. Путин назвал развитие сильного и независимого местного самоуправления «важнейшей задачей на предстоящие годы». «Нужно думать о развитии территорий на перспективу, - отметил в своем выступлении Президент, обращаясь к участникам съезда, - укреплять экономическую базу, поддерживать малый бизнес, находить инвесторов, которые готовы вкладывать средства в новые рабочие места и создавать их".
    Решение социально-экономических проблем муниципальных образований связано со значительным повышением инвестиционной активности. Именно поэтому мы разработали и приняли к реализации инвестиционную Стратегию Грайворонского района, которая, наряду с Программой социально-экономического развития района до 2025 года и рядом других документов и мероприятий, является частью комплекса мер по усилению экономики района.

Привлечение инвестиций по сути - это обмен инвестиционного климата на инвестиционный капитал. Другими словами, район продает благоприятные условия для вложения средств и конкурирует с другими за инвестора. Инвестор должен понимать стратегические цели развития территории, ее ресурсные возможности, приоритетные направления и точки экономического роста. Мы, в свою очередь, должны показать уважение к его интересам, гарантировать стабильные и понятные правила игры, максимально снизить административные барьеры. Мы должны перейти от ситуативного, «аврального» реагирования на социально-экономические вызовы к системной работе по созданию устойчивой экономики района.

В 4 разделе нашей Стратегии перечислен комплекс мероприятий из пяти основных направлений.
1. Развитие условий ведения предпринимательской деятельности, сокращение административных барьеров, повышение информационной открытости органов власти.
2. Развитие инфраструктуры по поддержке инвесторов, повышение качества и доступности инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
3. Формирование, ведение и актуализация реестра инвестиционных площадок с целью максимального их вовлечения в хозяйственный оборот.
4. Развитие импортозамещающих производств, стимулирование спроса на продукцию, создаваемую инвесторами производств.
5. Совершенствование рынка труда и системы подготовки и переподготовки кадров.

Золотая мелочь.

Грайворон не является крупным промышленным центром, следовательно, вектор экономической активности населения оказался направленным в сферу торговли и услуг - традиционного курса для малого и среднего предпринимательства. С 2003 по 2014 годы количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства увеличилось на 30%, а численность занятых в малом бизнесе составляет более 3,5 тыс. человек. Это 25% от трудоспособного населения района. И это не плохо, ведь, например, в США процент занятых в малом бизнесе составляет 54%. Мы очень ценим те усилия, которые малые предприниматели направляют на поддержание и развитие собственного бизнеса. Нашей задачей вижу развитие и стимулирование предпринимательской активности в новых для района сферах, преимущественно связанных с сельским хозяйством, однако более инновационных и технологичных (таких, как садоводство, рыбоводство, производство овощей и др.). В этих отраслях легко создаются кооперативные формы ведения хозяйства, которые облегчают внедрение и освоение новых технологий.

Крупная рыба.

В части реализации крупных проектов мы успешно сотрудничаем с «Корпорацией «Развитие» Белгородской области». Вместе мы работаем над такими проектами как "Тепличный кластер 12,9 га.", "Глотовская птицефабрика". Приятно отметить открытость и готовность к совместной работе всего коллектива корпорации. Наличие такой специализированной организации в области облегчает работу с инвесторами, делает доступной и наглядной информацию о районе. Вот например раздел Грайворонского района на сайте Корпорации.
Кроме того, у нас традиционно добрые отношения с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства.
      Во взаимодействии со специализированными организациями очень важна активность команды администрации района, которая должна демонстрировать готовность к сотрудничеству, оперативность, системность и профессионализм - ведь, как известно, «под лежачий камень вода не течет. В такой командной работе самым оптимальным, на мой взгляд, является применение проектного подхода. Проект - это польза как для инвестора, так и для органов власти. Он позволяет систематизировать процесс по времени и по объектам, придает ему планомерность, прозрачность и облегчает администрирование. Именно поэтому я настаиваю на том, чтобы даже небольшие инвестиции были оформлены в соответствии со стандартом проектного управления, принятом в Белгородской области. На сегодняшний день общий портфель инвестиционных проектов в районе включает в себя 20 проектов объемом инвестиций более 3 млрд рублей. Он постоянно пополняется новыми проектами и идеями.

Механизмы реализации Стратегии

Общепринятые формы стимулирования инвестиционной деятельности - это льготы, гарантии, субсидии и иные виды финансовой поддержки в рамках действующего законодательства, а также предоставление земельных участков, инвестиционных площадок района.
        Традиционно инвестор особое внимание уделяет возможности использовать налоговые и другие преференции. На самом деле, здесь у муниципальных властей возможностей немного, так как местные налоги весьма незначительны по сравнению с федеральными. А вот создание инфраструктуры и специальных площадок для инвестиционных проектов, выявление и вовлечение в оборот депрессивных площадей - на мой взгляд, довольно эффективный механизм, - учитывая сложности при строительстве и подключении к инфраструктурным сетям по проектам «в чистом поле». На данный момент у нас формализовано 5 инвестиционных площадок и ведется выявление и создание новых, рассчитанных на широкий спектр возможных проектов.
        Однако для себя одним из основных механизмов я определяю взаимодействие всех заинтересованных в развитии района сторон, действующих в партнерской связи: население - бизнес - власть.
      Это выражается, прежде всего, в открытости и прозрачности деятельности комиссии по рассмотрению проектов, расширении каналов прямой связи инвесторов с органами местного самоуправления района, формировании совместных экспертных и рабочих групп с участием представителей бизнеса и власти (это делается в целях обеспечения сотрудничества при реализации отдельных мероприятий Стратегии). Для меня как для главы администрации ценна и важна любая предпринимательская инициатива, направленная на увеличение валового муниципального продукта, на создание рабочих мест, открытие новых услуг. Поэтому я всегда готов к личному диалогу по данным вопросам. Наш район достаточно небольшой, поэтому все бизнес-проекты находятся на виду и оцениваются не столько администрацией, сколько потребителями, жителями Грайворонского района, а также нанятыми работниками. Именно поэтому я приветствую те виды бизнеса, которые ведут честную игру, находятся в рамках правового поля, неся социальную ответственность по своевременной и полной выплате заработной платы и производству качественной продукции (услуг).

Работа с потенциальными инвесторами является достаточно тонким и сложным процессом. Следует понять и принять то, что они имеют свои интересы, и наша задача - уважать эти интересы и максимально их обеспечить. Главное для инвестора - не сама льгота, а последовательность и гарантии стабильности. Местные власти должны вникать во все проблемы инвестора: от взаимодействия с контролирующими и надзорными органами до подбора кадров, поиска офисных помещений и жилья, помогать решать вопросы с транспортом, доставкой сырья, ввозом готовой продукции. И ни в коем случае не занимать позицию «большого начальника», тормозя процедуры, выдумывая ненужные согласования и барьеры. Этим мы ухудшаем общий имидж района, и тем, кто так себя ведет, не место в моей команде.

Сделано много, но пока недостаточно, чтобы заявить об успехах района в развитии экономики. Главное что намечены планы и есть желание работать на благо района, области и России.

Белгородская область, бизнес, работа, общество, гос.услуги, политика, власть

Previous post Next post
Up