Чем сильна Россия? Конечно, какой-нибудь иностранец наверняка вспомнит джентельменский набор, состоящий из водки, балалайки, матрёшек и прочего лубочного барахла. Даже в недавнем рекламном ролике пива «Сибирская корона», где снялся небезызвестный голливудский актер Дэвид Духовны, эти стереотипы обыграны, пусть и не в шаблонно-кургузом виде. Да и у соотечественников, наверное, всё те же ватно-хлебо-сольные представления о собственной силе. Конечно, водка у нас крепкая, борщ у нас наваристый, а балалайки звонкие. Но не только этим мы сильны. Тем более, когда у нас мощно развиты такие сферы как вертолетостроение.
Это и неудивительно, учитывая, что в нашей стране родился пионер вертолетостроения Игорь Сикроский. Причем, еще задолго до Сикроского, ранние прототипы будущего вертолета были созданы другим нашим с вами выдающимся соотечественником - Михаилом Ломоносовым.
Первым советским серийным вертолётом стал МИ-1. По лётно-техническим характеристикам Ми-1 во многом походил на известный американский вертолёт Sikorsky S-51 (созданный, как уже говорилось ранее, нашим с вами соотечественником в 1949 году). Но если американский вертолёт был выпущен небольшой серией и строился недолгий период, то вертолеты Ми-1 получили самое широкое применение в народном хозяйстве и в вооруженных силах СССР, а также в других странах, куда вертолёт экспортировался.
Следующим важным шагом для отечественной, да и чего таить, мировой авиации стало создание Ми-8 - самого массового и популярного вертолета. За 50 лет существования этой машины было выпущено более 12 тысяч Ми-8 самых разных модификаций. Последняя военная модификация этого вертолёта на сегодняшний день - Ми-8АМТШ «Терминатор». Этот вертолет предназначен для борьбы с бронированными надводными, наземными, подвижными и неподвижными малоразмерными целями, для перевозки десанта, военных грузов, раненых, для поражения живой силы противника, а также для эвакуационных операций и поисково-спасательных работ.
В середине 1980-х годов отечественными разработчиками был создан вертолёт Ка-31, не имеющий аналогов в мировом вертолетостроении. Главная его особенность - возможность ведения радиолокационного дозора. Вертолёт может базироваться как на кораблях, так и в сухопутном варианте для решения задач ПВО наземных войск. На борту Ка-31 установлен радиоэлектронный комплекс, позволяющий вести автоматизированный полет вертолета в любых климатических и погодных условиях по запрограммированному маршруту, обнаруживать и брать на автосопровождение до 20 целей.
Крупнейший в мире многоцелевой транспортный вертолет тоже был создан у нас - Ми-26. Используется он как в гражданской, так и в военной авиации. Первый Ми-26 поднялся в воздух в 1977 году, а на сегодняшний день вертолёт, который лётчики прозвали «летающая корова», является самым большим вертолётом в мире. Он способен поднять в воздух до 20 тонн груза, и не только на борту, но и на внешней подвеске. Для тяжёлых грузов предусмотрела лебёдка, поднимающая грузы до 500 кг.
В настоящее время в мире эксплуатируется более 5500 единиц военной вертолетной техники российского и даже советского производства, при том, что Союз распался уже почти четверть века тому назад. В период с 2001 по 2014 год по контрактам государственного посредника "Рособоронэкспорт" было поставлено более 740 новых военных вертолетов в интересах 39 стран - результат более чем достойный. Увы, непонятное и кривое явление под пугающим названием «санкции» не могло не наложить отпечаток на наше производство, в том числе - на вертолетостроение. Как-никак, часть российских предприятий оказалось под ними. Учитывая интерес зарубежных партнеров в российской технике, и эта проблема, в общем-то, оказалась решена.
Как результат - холдинг «Вертолеты России», входящий в Госкорпорацию Ростех,
получил право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в части. Касается это экспорта запасных частей, комплектующих изделий и технической документации к поставленной военной вертолетной технике. Одновременно холдингу разрешен ввоз изделий военного назначения, необходимых для производства собственной продукции. Вслед за "Вертолетами России" доступ на рынок открывается, что неудивительно, и для партнеров холдинга. Например, для концерна КРЭТ, который производит авионику для наших вертолетов, без которых современная техника не мыслима.
Например, новейшие модификации Ми-171А2 снабжены специальным навигационным
комплексом КБО-17 от КРЭТ, который позволяет автоматизировать управление оборудованием. Да и вообще, российская авионика в настоящее время занимает одно из лидирующих позиций в мире (вот, кстати, еще одна наша сильная сторона, о чем говорилось в самом начале), и ставить преграды отечественным предприятиям в связи с санкциями было бы крайне иррациональным для зарубежных партнеров.
В общем, кто бы сейчас чего не говорил про нашу с вами страну, отрицать достижения всегда трудно. Особенно такие достижения, как у нас в вертолетостроении. С такими достижениями и санкции не страшны. Более того, санкции Европы в отношении российского вертолетостроения напоминают добровольную голодовку - самобичевание, чтобы доказать кому-то свою железобетонную позицию. Ну-ну, голодайте, а мы дальше пойдем по своим делам, тем более, что дела идут хорошо.