В черном-черном городе
Черными ночами…
С. Шнуров
С 10 октября по 16 декабря сего года каждый, считающий себя культурным человеком, обязан выкроить пару-тройку часов и посетить выставку культового фотографа Уиджи в «Мультимедиа Арт Музее». Работы Уиджи привозят в Москву впервые, к тому же это просто
интересно и познавательно.
Дети спят на пожарной лестнице, 1938 г.
Настоящее имя фотографа - Артур Филлиг. Родился Артур в 1899 г. в городе Золочеве Австро-Венгерской империи (сейчас это райцентр в Львовской области). Когда мальчику было 10 лет, семья эмигрировала в Нью-Йорк - и правильно сделала, как показало дальнейшее развитие событий. Артур Филлиг полюбил бродить с фотоаппаратом в руках и свою профессиональную деятельность начал
помощником рекламного фотографа.
Тридцатые годы в США - это время Великой депрессии, когда значительная часть населения стремительно нищала. С другой стороны, на улицы тогда выползли всевозможные любители легкой наживы и сладкой жизни за счет других, или попросту - гангстеры. Тогда же фотограф-фрилансер Артур Филлиг и нашел свою тему - снимать арестованных мафиози и наркоманов, а также жертв преступлений, пожаров и дорожно-транспортных происшествий. Разумеется, ночью, «когда силы зла властвуют безраздельно».
Задержанный по подозрению в убийстве полицейского, 1939 г.
Надо сказать, что у него это получалось лучше, чем у кого бы то ни было. В криминальной фотографии самое главное - оперативность, и здесь Филлиг опередил бы даже самого шустрого корреспондента Life News. Наш неспящий в Нью-Йорке приезжал на места преступлений быстрее, чем это делали копы. Дело в том, что он постоянно курсировал на автомобиле по городу, прослушивая радиочастоты полицейской и пожарной служб. «Полицейское радио было моей линией жизни, камера - моей любовью, моей лампой Алладина», - впоследствии вспоминал фотограф.
Погорельцы, 1945 г.
В эпоху своих ночных съемок Артур Филлиг и стал Уиджи (Weegee). По легенде он получил это прозвище по названию распространенной в то время настольной игры Ouija, в которой надо было предугадывать ходы. Коллеги звали Артура Филлига «предсказателем», говорили, что он всегда знает, когда и где
произойдет что-либо интересное и необычное.
Трансвестит в полицейском фургоне, 1941 г.
Нострадамус с камерой Уиджи нащелкал множество интересных снимков. Герои его большого нуарового сюжета - хищники и травоядные, обитающие в каменных джунглях и находящие друг друга преимущественно в темное время суток. Мужественные полицейские, растерянные наркоманы, непокорные мафиози, напуганные жертвы и обычные обыватели, примеряющие на себя ночь мегаполиса, - все они не избежали объектива Уиджи, который оставил после себя более 20 тысяч фотоснимков - репортажных по форме, но глубоко сочувственных по содержанию. Кроме того, в 1945 году фотограф написал книгу «Голый город», по которой три года спустя был снят одноименный фильм.
Влюбленные в кинотеатре, 1943 г. (уже тогда были в моде 3D-очки)
В заключение хотелось вспомнить его высказывание о самом себе: «Уиджи - это довольно толстый, курящий сигары, плохо выбритый мужик, который видел и фотографировал большое количество ужасов и несчастий, но он остается скромным и чувствительным, как будто всю жизнь фотографировал только детей и подружек невест».