Они не пали на войне Великой...

Jun 30, 2014 10:52

Выпуск № 117 от 30.06.2014
Они не пали
на войне Великой...
Но были расстреляны своими в годы красного террора
Сергей ГЛЕЗЕРОВ

В начале августа к памятным знакам на Левашовском мемориальном кладбище добавится еще один. Надпись на нем будет гласить: «Генералам, офицерам, нижним чинам Русских императорских армии и флота - участникам Великой войны 1914 - 1918, расстрелянным в годы террора и репрессий».

Установка этого памятника - совместная акция историко-культурного движения «Белое дело», радио «Град Петров» и центра «Возвращенные имена» при Российской национальной библиотеке. Деньги на памятник собирали всем миром.

- Левашовское мемориальное кладбище - крупнейший могильник расстрелянных в Советском Союзе, - напомнил на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС руководитель центра «Возвращенные имена» Анатолий Разумов. - Оно стоит в одном ряду с Сандармохом в Карелии, Куропатами под Минском, Быковней под Киевом, по площади в два раза превосходит печально известный Бутовский полигон под Москвой... Точное количество жертв, погребенных там, неизвестно: в документах не указывалось место захоронения расстрелянных. Поэтому памятники на Левашовской пустоши - это кенотафы: ни по одному из расстрелянных в 1937 - 1938 годах нельзя указать точное место погребения. Левашовский мемориал - символическое место памяти обо всех, кто был уничтожен в то время.

Каждой категории расстрелянных - от дворников до руководителей - можно посвятить отдельную (да и не одну!) книгу памяти. Такую книгу можно посвятить и участникам Первой мировой войны. Не все ведь офицеры старой армии оказались в эмиграции. Многие остались в Советской России и послужили советской власти. Но даже несмотря на это, они были на особом учете в ОГПУ-НКВД как «политически неблагонадежные».

Когда в 1937 году, во время большого террора, из центра на места спускались планы-разнарядки по расстрелам и посадкам в лагеря, эти люди неизбежно попадали в «черные списки». Оказывались в списках жертв и бывшие простые солдаты старой армии. Поэтому среди более чем 40 тыс. погребенных на Левашовской пустоши - сотни, а может быть, и тысячи участников Первой мировой. Памятник им здесь более чем уместен, тем более к столетию со дня начала той войны.

- Для меня установка этого памятника - еще одна попытка привлечь внимание общества к трагедии, пережитой нашей страной в ХХ веке, - отмечает главный редактор радио «Град Петров» протоиерей Александр Степанов. - Мы до сих пор не извлекли из нее должных уроков. А если этого не сделаем, то нет никакой гарантии, что те времена не вернутся...

- Мы должны поставить памятники и найти могилы тех, кто безвинно пострадал в 1930-х годах, - уверен Анатолий Разумов. - Без памяти об этих людях нет нам пути вперед. Это наш долг.

Удивительны коллизии истории. Когда началась Великая Отечественная война, многие дети репрессированных ушли на фронт. Они знали, что «отец в лагере», но считали, что защита Родины - превыше всего. Многие погибли или пропали без вести на фронте. Дети репрессированных, как правило, считали, что случившееся с их отцами - нелепая ошибка, и после войны «разберутся - отпустят». Многие до последнего верили, что их родные живы, ведь о расстрельном приговоре не сообщалось. Официальная формулировка гласила «десять лет без права переписки», и родные верили, что так оно и есть, что в 1947 году их пропавшие родственники вернутся, и все будет, как прежде. Даже после развенчания культа личности родным репрессированных не сообщали о расстрельном приговоре. В официальных справках значилось: умерли во время войны от болезней...

Кроме репрессий было еще и просто забвение. К примеру, в Петрограде в 1915 году на свободных участках у Преображенского кладбища было организовано братское воинское захоронение нижних чинов и офицеров, участников Первой мировой, умерших в госпиталях и лазаретах столицы. Там были захоронены более 10 тыс. человек, предполагалось после войны возвести большой храм. А сегодня там нет ни креста, ни памятного знака.

На Смоленском православном кладбище активисты «Белого дела» смогли обнаружить тридцать сохранившихся могил офицеров, погибших на Первой мировой. Практически ни одна из этих могил не опекается потомками, и уцелели надгробия просто чудом. Сегодня они реставрируются усилиями участников «Белого дела» и всех тех, кто им добровольно помогает.
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10308794@SV_Articles

СМИ о нас

Previous post Next post
Up