ИВАН ИЛЬИН

Jun 19, 2014 09:31



«… ибо я живу только для России»

Он был одним из тех, кто до конца своих дней болел душой за судьбу родины и искренне верил в ее возрождение на основе многовековых традиций и наследия святой Руси. Один из величайших философов ХХ века, он внес значительный вклад в формирование русской национальной идеологии. Находясь вдали от Родины, он непрестанно думал о России, ее судьбах. «Всмотритесь и вслушайтесь в «пустоту» нашей тоски и в «темноту» нашей скорби: ведь мы сами - живые куски нашей России, ведь это ее кровь тоскует в нас и скорбит, ведь это ее дух молится в нас, и поет, и думает, и мечтает о возрождении», - писал он о вынужденно оставленном отечестве.
Будущий великий философ Иван Александрович Ильин родился 28 марта 1883 года в Москве. Его родители - губернский секретарь и присяжный поверенный Округа Московской судебной палаты Александр Ильин и обрусевшая немка Каролина Луиза Швейкерт фон Штадион - с детства привили сыну исключительную религиозность, которая в последствии сильно повлияла на становление его мировоззрения. Окончив с отличием гимназию в 1906 году, молодой Ильин поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году он женится на Наталье Вокач, которой суждено будет пройти вместе с Ильиным все тяготы и лишения на чужбине до конца жизни. Февральская революция 1917 года втянула Ильина в бешеную круговерть общественно-политической жизни того времени: в этот период он пишет ряд статей по самым злободневным вопросам. Он полагал, что мятежный Февраль - всего лишь «временный беспорядок». Но за этим беспорядком следовала неминуемая катастрофа. Грянувший через восемь месяцев Октябрь четко определил для Ильина дальнейший путь - непримиримая борьба с наступившей безбожной и беспощадной властью. В 1918 году Ивана Александровича арестовывают по подозрению в участии в организации Добровольческой армии, но вскоре он был отпущен на свободу. Тогда в его защиту выступили видные московские ученые, некоторые из которых даже готовы были пойти в заложники на время подготовки Ильиным его магистерской диссертации. К счастью, все обошлось благополучно, и уже в мае того же года Ильин защитил диссертацию на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». Ильин пережил все три года кровавой русской смуты ХХ века. У него был шанс уехать, как это сделали многие из его современников еще в 1917 или 1918 году. Но он оставался на родине. В своем письме Петру Струве Ильин писал: ««Я жил там, на родине, совсем не потому, что «нельзя было выехать», а потому, что Наталия Николаевна и я считали это единственно верным, духовно необходимым, хотя и очень опасным для жизни. Мы бы сами и теперь не уехали бы; ибо Россия в своем основном массиве - там; там она болеет, там же находит и найдет пути к исцелению. От постели больной матери… не уезжают; разве только - оторванные и выброшенные»
В 1922 году Ильина арестовывают в шестой раз и приговаривают к смертной казни. Но, решением Президиума ВЦИК, казнь была заменена лишением гражданства, конфискацией имущества и высылкой из России. Как и многие другие мыслители былой России, Ильин стал пассажиром печально известного «философского парохода», оказавшись на долгие годы вычеркнутым из истории родной страны. Обосновавшись в Германии, в 1923 году он становится профессором Русского научного института в Берлине. В 1925 году увидел свет один из самых знаменитых трудов Ильина - «О сопротивлении злу силой», в которой автор, отвергавший любые формы антигосударственной и анархической идеологии подверг резкой критике моральный анархизм Л.Толстого. С 1927 по 1930 Ильин состоит на посту редактора-издателя журнала «Русский колокол». Но в 1934 году он был уволен с работы и заключен под стражу гестапо. Однако благодаря стараниям Сергей Рахманинова, в 1938 году Ивану Александровичу удается уехать в Швейцарию. Но и там жизнь Ильина складывалась тяжело: швейцарские власти запретили ему заниматься политикой под страхом возвращения в Германию, он был лишен заработка и, как он сам писал о себе в те годы, оказался «рабом в демократическом государстве». Свои политические статьи Ильин вынужден был издавать анонимно. Он по-прежнему продолжал заниматься исследованиями, но тяжелая болезнь не позволила реализовать ему все задуманное: в 1954 году Иван Александрович умирает в Цюрихе.
За свою жизнь он написал более 40 книг и сотен статей, в которых продолжал традиции классиков русской духовной школы XIX века, прежде всего славянофилов. Основной задачей Ильин считал воспитание в русском народе национального духовного характера. "Россия встанет во весь рост и окрепнет только через воспитание в народе такого характера. Это воспитание может быть только национальным самовоспитанием, которое может быть проведено самим русским народом, то есть его верной и сильной национальной интеллигенцией. Для этого нужен отбор людей, отбор духовный, качественный и волевой", - писал Ильин. В своей работе «О сущности правосознания» он сформулировал три "аксиомы правосознания", лежащие в основе правовой жизни любого народа: "закон духовного достоинства", "закон автономии" (гражданин как внутренне свободный ответственный волевой центр, истинный субъект права) и "закон взаимного признания" (взаимное уважение и доверие между другими гражданами и государственной властью). Будучи убежденным монархистом, Ильин всегда оставался "непредрешенцем", считал, что навязывать монархию народу, "разучившемуся иметь царя", неосмотрительно и вредно. Для России после крушения большевизма Ильин считал необходимым найти разумное сочетание монархических и республиканских начал с аристократическим, ведущим слоем "национальной диктатуры". Истинный патриотизм он определял как любовь к духу своего народа, сплоченность в духе любви к Родине.
«Ильина называют удивительным провидцем, точно показавшим будущее России, со всей откровенностью и неколебимой прямотой, - говорит кандидат исторических наук, доцент РГГУ Евгений Пчелов, - Но в его трудах на самом деле нет ничего мистического - это чёткий и предельно заострённый анализ высочайшего интеллектуала, который прекрасно понимает смысл происходящего. Эта ясная и определённая позиция, абсолютно бескомпромиссная ко злу в обличье политических идей новой эпохи. Это верность тем идеалам, на которых зиждилась разрушенная «русская Атлантида». И потому Ильин категорически не признавал и не мог признать исторической преемственности советской власти, о чём говорит хотя бы заглавие одной из его работ - «Советский Союз - не Россия». Он писал так, потому что знал, чем была на самом деле Россия, и что с ней стало потом. И не имел никаких «розовых очков».
В творчестве Ивана Ильина апология сопротивления большевизму совершенно особое место. «Борьбу с большевизмом мыслитель рассматривал в контексте борьбы христианина с дьяволом, - рассказывает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник СПбГУ Кирилл Александров, - Ильин со всей безжалостностью указал на причины, характер и последствия осуществления большевизма в России». Будучи идейным борцом с коммунистической идеологией, Ильин предвидел и предупреждал об опасностях, которые грозят русскому народу после падения коммунизма: «Русский народ выйдет из революции нищим. Ни богатого, ни зажиточного, ни среднего слоя, ни даже здорового, хозяйственного крестьянина - не будет вовсе <...>. Это будет народ "бесклассового общества"; ограбленный, но отнюдь не забывший ни того, что его ограбили, ни того, что именно у него отняли, ни тех, кто его подверг "экспроприации"..<...>. Все будут бедны, переутомлены и ожесточены. Государственный центр, ограбивший всех, исчезнет... Итак, предстоит нищета граждан и государственное оскудение: классическое последствие всех длительных революций и войн... Подорваны все духовные и все социальные основы демократии - вплоть до оседлости, вплоть до веры в труд, вплоть до уважения к честно нажитому имуществу. В клочки разодрана ткань национальной солидарности. Повсюду скопилась невиданная жажда мести. Массы мечтают о том, чтобы стряхнуть с себя гипноз подлого страха и ответить на затяжной организованный террор бурным дезорганизованным террором".
Долгие годы в нашей стране его имя было известно лишь узкому кругу специалистов. Но в 90-е, когда в русскую культуру стали возвращаться имена великих эмигрантов, имя Ивана Ильина заняло почетное место в плеяде признанных гениев русской философии. В 1995 году, в годовщину смерти Ивана Александровича, была проведена научная конференция, посвященная его деятельности. Труды философа стали объектом множества исследований. О его жизни и творчестве был снят документальный фильм «Возвращение». В 2005 году прах Ивана Ильина был перевезен из Швейцарии в Россию: великий мыслитель был с почестями перезахоронен в некрополе Донского монастыря в Москве.
В своей автобиографической статье «Что нам делать?» он писал: «Мое единственное утешение вот в чем: если мои книги нужны России, то Господь убережет их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России». И здесь он снова оказался провидцем. Спустя полвека после его смерти огромное творческое наследие мыслителя стало доступным читателю в России: обширный архив писем, книг и документов Ильина, вывезенный в 1965 году из Цюриха его учеником Н.П.Полторацким, был передан университетом штата Мичиган библиотеке Московского Государственного Университета. До конца своих дней он, как и множество других русских эмигрантов, жил надеждой на возвращение в Россию. И пускай ему не удалось снова увидеть родину при жизни, он вернулся в Россию после смерти - вернулся в своих бессмертных книгах. Вернулся тогда, когда особенно остро возникла необходимость поиска прочной идейной опоры нации. И такие понятия, как частная инициатива, личное творчество и самодеятельность христианина, ценность внутренней свободы и предметного мышления, готовность к каждодневной борьбе со Злом в себе и подле себя - что и составляет основу нравственных размышлений Ивана Александровича - как никогда актуальны именно сегодня.

Татьяна Кутаренкова

Иван Ильин

Previous post Next post
Up