Одним из наиболее заметных символов вооруженных отрядов Донбасса, уже четыре месяца сражающихся против украинской армии, стал угловой нарукавный шеврон из Георгиевской ленты. Первоначально его можно было видеть лишь на камуфляжной форме отставного полковника Игоря Гиркина (Стрелкова), командующего «народным ополчением», но вскоре этот простой и легко запоминающийся символ стал отличительным знаком для всех сил сопротивления. Именно Георгиевская лента стала главным символом-раздражителем для украинских националистов и именно она стала причиной появления оскорбительного термина «колорады» (по аналогии с черно-оранжевым полосатым панцирем вредителя - колорадского жука). Удивительно, но этот шеврон был, по сути, изобретен заново - хоть его «предшественник» и известен лишь специалистам.
[Spoiler (click to open)]В марте 1918 года в Москве был организован Союз защиты Родины и Свободы - антибольшевистская организация, ставившая своей целью ликвидацию Советской власти. Отцом-основателем ее был руководитель боевого крыла партии эсеров Борис Викторович Савинков. Начальником штаба этой тайной организации стал полковник Александр Петрович Перхуров. В качестве первых целей организации были назначены Ярославль, Рыбинск и Муром, где членами союза должны были быть организованы боевые ячейки и одновременно в условленный срок поднято восстание против Советов. Перхуров был направлен в Ярославль, где из бывших офицеров, юнкеров, кадетов и гимназистов довольно быстро создал так называемый Ярославский отряд Северной Добровольческой армии. Для того, чтобы отличать чинов отряда от красных, Перхуров ввел особые знаки отличия:
«Отличительные знаки состояния в частях «Союза защиты Родины и Свободы» - нашивки на левом рукаве в виде угла из узкой георгиевской ленты (шеврон). Такого же цвета, но соответствующих размеров должны быть флаги и знамена. На знамена могут быть нашиты иконы святого, избранного для данной части. Погоны надеваются только защитного цвета и только после специального разрешения штаба».
Воинский Устав Северной Добровольческой армии, цит.по Красная книга ВЧК. Т.1. М., 1989. С. 86.
На это же указывают и очевидцы восстания: «6 июля 1918 года, т.е. в субботу утром я пошел, как по обыкновению, на работу, только вышел на улицу и вижу картину: растянулась по берегу Которости в сторону Московского вокзала цепь солдат с георгиевскими ленточками» (воспоминания И. Костылева).
Помимо функции знака отличия Георгиевская лента являлась и эрзац-наградой: «Обезоружив караул, охранявший склады, и вооружившись винтовками и револьверами, офицеры разделились на «роты» по 11 человек в каждой. Всех участников этой смелой операции полковник Перхуров здесь же наградил георгиевскими ленточками.» (Л. Бек, И. Б. Годлевский. Из истории Ярославского восстания 1918 г.). . Итог восстания был немного предсказуем - через 12 дней оно было подавлено превосходящими силами красной гвардии с активным применением артиллерии и авиации. Как впоследствии писал Борис Савинков, «достаточно было бы одного крупного успеха, например, взятия Рыбинска с его складами боевого материала или появления одной бригады англо-французов, чтобы население начало вооружаться. В Ярославле вооружиться было нечем: без артиллерии нет возможности выиграть бой. Приходится удивляться не тому, что полковник Перхуров не разбил под Ярославлем большевиков, а тому, что почти без снарядов он смог продержаться 17 дней. Он рассчитывал на англо-французскую помощь. Она не пришла». Нетрудно заметить параллели с обороной Славянска ополченцами Стрелкова, которому удалось продержаться дольше, чем Перхурову. Это и численное неравенство, и работа артиллерии по жилым кварталам города, и ожидание помощи.
Судьба участников восстания сложилась по-разному. Лишь сотне человек удалось выбраться из блокированного города, часть была расстреляна сразу после занятия Ярославля красными, еще часть была репрессирована позже, в августе-декабре 1918 года. Перхуров во главе остатков своего отряда присоединился к войскам Колчака, в составе которых воевал с большевиками вплоть до марта 1920 года, когда он был взят в плен. В очередную годовщину восстания, 19 июля 1922 года, Перхуров был расстрелян во дворе Ярославской ГубЧК.
Савинков в 1919 году уехал в Европу для установления переговоров с правительствами стран Антанты по поводу помощи белым армиям. Кроме того, он не оставил идею организации белого подполья на территории Советской России - его Народный союз защиты Родины и Свободы, преемник прежнего Союза, организовывал теракты в течение 1921-24 годов. В результате спецоперации Синдикат-2, проведенной ОГПУ в 1924 году, основной состав Народного союза был ликвидирован, а сам Савинков был арестован. 7 мая 1925 года он, по официальной версии, выбросился из окна здания ОГПУ на Лубянке в Москве. Какая судьба ждет Игоря Гиркина (Стрелкова) - мы можем лишь предполагать.