Полёт Донской стрелы

Aug 31, 2013 14:10

Оригинал взят у rohanwarrior в Полёт Донской стрелы
В период Белой борьбы золотыми буквами в историю конницы вписан блестящий рейд Донской конницы генерала Мамантова.

Рейды по тылам противника являются наиболее опасными и чрезвычайно важными для обеспечения успешности наступательных фронтовых операций в мобильной войне. Потери в них зачастую огромны, но риск этот становится жертвой ради успеха всего наступления.

Этот дерзкий поход вошел в военные учебники. Летом-осенью 1919 года в ходе Гражданской войны казаки 4-го Донского конного корпуса по командованием генерала Константина Константиновича Мамантова совершили глубокий рейд по тылам Южного фронта Красной армии с целью поддержки наступления Вооруженных Сил Юга России на Москву и поднятия крестьян на восстание против большевиков.

Общее положение на фронте к этому времени рисовалось следующим образом: во время летнего наступления белыми была захвачена большая территория южной России, до линии Киев-Орел-Царицын, что давало огромные средства и возможности. Дальнейшими объектами белого движения являлись Тула и Москва, со взятием которых было бы дезорганизовано боевое снабжение большевиков и военное руководство красными армиями, и таким образом для советской армии создавалась крайне опасная политическая обстановка, ибо захват юга России лишал красных плодородного черноземного пространства и каменноугольного Донецкого бассейна. Война с Польшей еще более усугубляла критическое положение красной власти. Население юга России в подавляющем большинстве, особенно крестьяне, было против советской власти. Все эти соображения были учтены и приняты, как данные, благоприятствующие для производства рейда. Подготовка набега была произведена образцово, корпус выделялся якобы для отдыха и, таким образом, не вызывал особого беспокойства красных. Отбор людей и лошадей был тщательно произведен, все слабое и истощенное оставлялось, люди и лошади за две недели нахождения под Урюпином успели отдохнуть.

10 августа 1919 года корпус Мамантова переправился через реку Хопёр в районе станции Добрянской и прорвал Южный фронт красных на стыке 8-й и 9-й армий. Вскоре основные силы 40-й дивизии Южного фронта были разбиты, а остальные были обращены в бегство.

Прорвав фронт, корпус Мамантова ушел в тыл Красной армии. В ходе рейда войска Мамантова уничтожали гарнизоны и части противника, разрушали связь, уничтожая пункты военного снаб­жения и распуская мобилизованных большевиками солдат по домам. Во время рейда генерал Мамонтов взял города Тамбов, Козлов, Лебедянь, Елец и Воронеж, станции Касторная и Грязи. Из пленных красноармейцев и добровольцев из местных крестьян была создана Тульская пехотная дивизия под командованием полковника Дьяконова.

Двигаясь к Москве мамантовцы громили тылы красных, Советы, штабы, средства связи и передвижения, пускали под откос военные эшелоны, предавали военно-полевому суду красных командиров и комиссаров, но простых рядовых красноармейцев распускали с миром по домам, а населению раздавали имущество с советских складов.

Казаки генерала Мамантова своим несокрушимым напором, натиском и быстротою действий сеют среди коммунистов панику, страх и смятение. Троцкий, как крыса с тонущего корабля, поспешно убегает с фронта в Москву и шлет в Совнарком Ленину телеграмму. Он панически сообщает: "Белая конница прорвалась в тыл Красной армии, неся с собою расстройство, панику и опустошение". Он также обращается к казакам, прорвавшим фронт и громившим большевицкий тыл. Как старый демагог, он пишет им воззвание, предлагая казакам сдаваться в плен и сложить оружие. Мол, "рабоче-крестьянское правительство" готово вам подать руку примирения. А в своих тайных директивах приказывает пленных не брать и уничтожать всех поголовно. Ни в коем случае не позволить им уйти за линию фронта обратно, а чтобы навсегда отучить от подобных рейдов, никого не оставлять в живых.

Но казаки генерала К. К. Мамантова вовсе не собирались в плен к Троцкому и тем паче быть уничтоженными. Они продолжали свой героический рейд по глубоким тылам Совдепии. Численность самого корпуса за время рейда не только не снизилась, но, напротив, увеличилась.

В начале сентября казаки уходили по тракту Козлов - Липецк. С ними уходили «кулаки» с семьями. В захваченном Козлове был сформирован Козловский добровольческий отряд полковника Сизова из сдавшихся офицеров, после взятия Ельца появился Елецкий отряд. 23 августа (5 сентября) им было приказано присоединиться к Тульской дивизии.

Наштакор полковник Калиновский рапортовал 7 сентября 1919 г. о роспуске свыше 80000 пленных и мобилизованных, «почему по всем дорогам и во всех направлениях идут партии солдат, снабженных нашими воззваниями, настроенных к нам более чем доброжелательно, так как (перед) роспуском их по домам им выдавалось обмундирование, обувь и консервы. Все население на нашей стороне, так как в их распоряжение были предоставлены громаднейшие советские склады мануфактуры, обуви, сахару, муки и продуктов; особенно остро стоит для населения вопрос о соли, которой советские власти совершенно не выдавали населению, почему среди населения развились особые заболевания. Большие склады соли также отданы населению, что примиряет население с убытками, причиненными ему войсками». Полковник оценивал положение красного Южного фронта как катастрофическое.

Елец мамантовцы заняли вообще без боя - Елецкий гарнизон не только не оказал никакого сопротивления, но и встретил казаков с музыкой и перешел на их сторону.

Занятие Ельца произошло так быстро, что большинство советских учреждений не успели эвакуироваться и были захвачены. Все объекты, имевшие военное значение, были уничтожены.

Мамантов всячески стремился подчеркнуть освободительную миссию своего рейда. Жителям раздавались продовольствие, обмундирование, мануфактура с захваченных складов. В одном только Ельце жителям выдали по полтора пуда сахара на семью, а каждый работавший на взрыве снарядного склада получил в виде платы по 30 аршин мануфактуры. Параллельно с этим объявлялась запись добровольцев в ряды местной самообороны и Тульской дивизии, выросшей до 3 тысяч штыков.

Простояв до утра 22 августа в районе Ельца, корпус повернул тремя колоннами на юг в направлении Воронежа. В это же время Мамантов получил прямые указания из Ставки главкома ВСЮР о немедленном возвращении корпуса назад. Первый приказ он не исполнил. Лишь после вторичного распоряжения, где указывалось, что в случае неповиновения все офицеры корпуса вместе с его командиром будут преданы военно-полевому суду, Мамантов, обсудив ситуацию на офицерском совете, подчинился приказу Деникина.

11 сентября корпус Мамантова берёт Воронеж. В Ямской слободе казаков, как освободителей, приветствуют горожане. После молебна на Соборной площади множество воронежцев записались в корпус добровольцами, что повторилось и на следующий день.

Один офицер - участник рейда оставил выразительную картинку: «… пленные красноармейцы, захваченные при взятии Воронежа, говорили, что спешенных казаков они всегда отличат от настоящей пехоты, и когда Тульская пеш. Дивизия… стройными цепями, за которыми шевелились ощетинившиеся штыками колонны, атаковала красных, они мигом смелись». Однако большевики бросили на отбивание города все свои резервы, и Воронеж пришлось оставить.

В Ельце, Тамбове, Воронеже и других населенных пунктах формировались отряды самообороны, захваченное оружие раздавалось местным крестьянам. Б.В. Сенников упоминает Офицерский и Крестьянский полки, молодежную дружину, дружину из железнодорожных рабочих, сформированные в Тамбове. Использовались три захваченных красных бронепоезда, что вряд ли обошлось без неказачьих чинов. При этом бронепоезда наскоро переименовывались, не без победной иронии. Так, красный «Непобедимый» превратился в «Казак непобедимый».

Крайней точкой продвижения корпуса на север стал Рененбург Рязанской губернии, который казаки взяли 14 августа. Однако сам Мамантов заявлял, что его «разъезды доходили до Рязани».

Таким образом, и наступление Добровольческой армии, и рейд Четвертого Донского корпуса обнаружили доброжелательное отношение населения, высокую готовность красноармейцев сдаваться, заметный добровольческий потенциал в населении.

Рейд донцов в тыл Красной Армии продолжался 40 дней. Все это время Мамантов вел мобильную войну, неся при этом минимальные потери. Корпус вернулся обратно на Дон более многочисленным, чем уходил.

Крестьянские восстания «бурлили во фронтовой полосе рейда ген. Мамантова», на Тамбовщине было уничтожено около 50 колхозов. Оружие, оставленное тамбовским крестьянам, впоследствии сыграло решающую роль в знаменитом Антоновском восстании.

Рейд, как и наступление Кутепова, показал, что доброжелательное отношение большинства населения, наличие добровольцев, разброд в рядах противника не гарантируют окончательного успеха. Вряд ли Мамантов мог сделать больше на том маршруте, который у него действительно состоялся.

Пожалуй, лучшим признанием успеха действий генерала Мамантова, можно считать слова его противника, командующего Южным фронтом РККА, бывшего полковника А. И. Егорова:

"Своим движением на север, вместо района Лисок, Мамантов бесконечно расширил цели и задачи своих действий, в расчете, очевидно, на восстание крестьянства и городской буржуазии против советской власти. Это, конечно, авантюра, но Мамонтов, имея более сильные средства для достижения менее обширных задач, был здесь в меньшей степени авантюристом, чем сам Деникин. К тому же, в отличие от Деникина, сам осуществлял свои идеи и - надо быть откровенным - имел с первых же дней рейда много ярких доказательств правильности своих расчетов. Мамонтов не добился основного: крестьянство не восстало."

Егоров считал, что рейд Мамантова принес Белому движению следующие выгоды:

1. Рейд производился в достаточной связи с основными операциями фронта, имевшими задачей сорвать готовящееся наступление красных и облегчить успех наступления казаков;
2. За время рейда ген. Мамантов отвлек на себя с фронта и тыла 5 стрелковых дивизий, одну стр. бригаду, часть 3-й стр. дивизии, конный корпус Буденного, 5 полков коммунаров, Тамбовские пехотные курсы, многочисленные местные формирования и отряды, бронепоезда и летучки;
3. Рейд Мамантова коренным образом нарушил управление Южным фронтом, заставил метаться его штаб между Козловом и Орлом;
4. Основательно разрушил железнодорожную сеть;
5. Уничтожил склады и базы Южного фронта, нанеся тяжкий удар всему его снабжению.

Однако в вопросе с крестьянскими восстаниями с Егоровым можно и поспорить. Понимать восстание крестьян как образование сходу многотысячных боеспособных соединений - значит рисовать фантазийные картины, нереальные для обстоятельств места и времени. Крестьяне не восстают иначе, чем они восставали во время, до и после знаменательного рейда. Собственно, после коллапса местных красных властей и расправ с наиболее оголтелыми коммунистами, «восставать» было не нужно. Противника не было.

Но вот то, что большая часть крестьянства Центральной России была враждебно настроена по отношению к красной тирании и сочувственно относилась к Белому движению, Мамантовский рейд доказал наглядно. Казаков Мамантова повсеместно встречали как освободителей и многие крестьяне пополнили белые части, уйдя с мамантовцами на Дон.

Рейд Мамантова достиг значительных успехов, разрушил и дезорганизовал тылы красных, серьёзно подорвав боеспособность наступавших частей. Продвижение белых к Москве продолжалось до середины октября 1919 года, когда был взят Орёл. Затем Южный фронт красных начал контрнаступление.



Previous post Next post
Up