Вслед за распространением часов в гражданском обществе и военной среде постепенно начала формироваться их наградная функция. В эпоху Николая I часы, наряду с другими предметами ювелирного искусства, получили статус императорского подарка, награждение которым стало приобретать регулярный характер. Главным образом эти подарки предназначались для высшей знати, сановников, чиновников, генералов и офицеров. Императорский Кабинет пользовался услугами таких швейцарских фирм как, «Zucien Brandt» или знаменитой «Нг. Moser & С-е», производивших дорогие - золотые, украшенные эмалями и драгоценными камнями часы.
По мере расширения производства часов, а, следовательно, их удешевления и доступности, часы, главным образом, серебряные, все активнее стали использоваться как награда и для нижних чинов. В годы царствования императоров Александра II, Александра III и Николая II для поощрения нижних чинов из Императорского Кабинета стали выдаваться серебряные, редко - золотые, часы, украшенные гравировкой.На верхней их крышке помещался портрет императора, на нижней - изображение Государственного герба или специального картуша, отображающего пехотную, кавалерийскую, артиллерийскую, морскую или иную тематику - в зависимости от того, кому предназначалась награда.
Серебряные часы с гравированным портретом Николая II на верхней крышке встречаются крайне редко, что объясняется незначительным количеством пожалований, которые, главным образом, состоялись в первые годы царствования. Более широкое распространение, в качестве награды нижним чинам, выдаваемой из Кабинета Николая II, получили серебряные часы торгового дома «Павел Буре» с изображением эмалевого или накладного герба Российской империи.
Часы карманные с вензелем императора Николая II. Торговый дом «Павел Буре». Начало XX в. Золото, бриллианты. Подарок из Кабинета Его Императорского Величества. Русский национальный музей.
Серебряные часы, жалуемые государем и императрицами, наряду с другими предметами являлись наградами (подарками). Они вносились в послужные списки тех, кто их получал. При этом установленный срок для представления к следующей награде лица, получившего подарок от высочайшего имени, должен был точно так же отсчитываться и от времени пожалования часов. Вместе с тем, наградные часы, жалуемые императором за участие в состязаниях, выполняли роль главного приза в тех случаях, когда этот приз устанавливался по личному повелению государя. Например, в 1895 г. Николай II велел установить призы для ежегодного жалования нижним чинам сводно гвар дейского батальона и собственного Его Величества конвоя - лучшим в состязании по стрельбе - в виде серебряных часов с изображением Государственного герба, на серебряной цепочке с золотыми штуцерами и золотым брелоком в виде мишени.
Император Николай II обходит строй 1-го батальона Лейб-гвардии Преображенского полка. Красное Село. 1913 г.
В мирное время вручение наград чаще всего происходило в Красном Селе, которое с 1823 г. становится постоянным местом летнего лагерного сбора для учений и маневров Гвардейского корпуса и прикомандированных к нему частей. Император лично выдавал призы за скачку, стрельбу, фехтование и рубку не только офицерам, но и нижним чинам. Вот как описывает флигель-адъютант полковник НА. Петровский, служивший в Лейб-гвардии Кирасирском Его Величества полку, вручение призов в Красном Селе в период царствования Николая II: «В лагерях комиссия из командира Гвардейского корпуса и начальников гвардейских кавалерийских дивизий производила смотр езды унтер-офицерам, по одному из всех полков обеих дивизий на последнем ремонте, и трех лучших награждала призами, которые выдавал им сам Государь: первому золотые, а второму и третьему - серебряные часы с гербом и цепочкой».
Часы карманные. Швейцария, «Tobias», середина XIX в.
Для успешного овладения нижними чинами военным делом в войсках применялись различные формы поощрения. В частности, с января 1856 г. лучшие стрелки награждались специальной нашивкой из басона вокруг обшлагов рукава полукафтана. В 1866 г., вместо нашивок на обшлага, были введены галунные и басонные нашивки на погоны, замененные в 1879 г. металлическим знаком «За отличную стрельбу»3 (с 1909 г. имел три степени). Кроме того, лучшие стрелки полка ежегодно награждались денежными призами, серебряными вещами, седлами и даже шароварами. В качестве официально утвержденного приза серебряные карманные часы стали регулярно вручаться нижним чинам в конце 60-х гг. XIX в. - после установления в войсках состязательных испытаний. Необходимо отметить, что это был особый исторический период Российской империи. Подписанием 18 марта 1856 г. Парижского мирного договора завершилась Крымская война. Мир был заключен, но падение Севастополя больно ударило по народному самолюбию и заставило очень внимательно проанализировать его причины. Стали понятны многие просчеты во внутренней организации армии и несовершенство всей системы Военного ведомства.
Часы карманные призовые. Торговый дом «Павел Буре», начало XX в.
Наставление предусматривало специальные награды для нижних чинов за успехи в стрельбе:нашивки на погоны,а так же денежные премии. Впервые, кроме денежных премий, в награду можно было получить серебряные карманные часы. В действующих войсках право на награды имели только отличные стрелки, то есть те, кто состоял в 1-м классе не только по стрельбе, но и по глазомеру. Старшинство между отличными стрелками определялось по числу выбитых номеров при стрельбе с 200 шагов. Отличные стрелки, сохранившие это звание три года подряд, без ограничения их числа в каждой роте, получали в награду нашивки из галуна и басона вдоль плечевых погон посередине. Нашивки назначались инспектором стрельбы по представлению командира роты с объявлением о том в приказе.
Часы карманные призовые за отличный глазомер. Торговый дом «Павел Буре», начало XX в.
В целях лучшей выработки у каждого солдата хладнокровия, глазомера, быстроты решения все последующие наставления для обучения стрельбе, утверждаемые в 1899, 1909 и 1914 гг., имели специальные разделы, предусматривавшие меры поощрения в войсках занятиями стрельбой и глазомером. С 1909 г. для коллективного награждения частей гвардейской и армейской пехоты, стрелковых, кавалерийских и инженерных войск за отличную стрельбу из винтовок устанавливаются пять особых императорских призов в виде серебряных вещей (братин, ковшей, кубков), жалуемых ежегодно Его Императорским Величеством. Во многих частях для той роты, которая давала больше процентов на полковых состязаниях, устанавливался приз в виде специального тематического рисунка на щите для вывешивания в роте. Такие же бронзовые или белого металла жетоны устанавливались для нижних чинов той роты, которая добивалась лучшего результата по стрельбе. Нижние чины - лучшие стрелки награждались знаками за отличную стрельбу, а победители на состязаниях по стрельбе получали денежные награды и призовые часы. Призовые часы разрешалось носить с цепочкой на службе и в строю.
В казачьих войсках состязания в стрельбе, наездничестве, джигитовке и скачках также регламентировались приказами по Военному ведомству. Так, в течение 1874-1877 гг. утверждаются скачки и состязания в стрельбе в Оренбургском казачьем войске. В 1880-1883 гг. состязательная стрельба на призы учреждается в Сибирском, Кубанском, Терском и Астраханском казачьих войсках. В 1908 г. утверждаются правила состязательной стрельбы на призы в Амурском и Уссурийском казачьих войсках.
В частности, правила состязательной стрельбы на призы устанавливали, что для нижних чинов в качестве призов предназначаются:
а) на каждый отдел Кубанского войска: на один первый приз - серебряные часы с цепочкой, стоимостью в
20 рублей и деньгами 10 рублей; на семь вторых денежных призов - по 10 рублей и на двенадцать третьих денежных призов - по 5 рублей на каждый;
б) на каждый полк Терского войска: на один первый приз - серебряные часы с цепочкой стоимостью в 20 рублей и деньгами 5 рублей; на два вторых денежных приза - по 10 рублей и на семь третьих денежных призов - по 5 рублей на каждый;
в) в Астраханском войске призы распределялись между отделами по усмотрению казачьего атамана: два первых приза - серебряные часы с цепочкой стоимостью в 25 рублей и деньгами каждый 10 рублей; четыре вторых приза деньгами - по 10 рублей и шесть третьих призов деньгами - по 5 рублей на каждый.
Чины 3-го эскадрона Лейб-гвардии Конного полка. Во втором ряду в центре - командующий полком флигель-адъютант, полковник Хан-Гуссейн-Нахичеванский. 1907 г.
Награждение объявлялось в приказе по войскам. Полученные часы с цепочкой позволялось носить в строю. В соответствии с правилами призы выдавались сразу же по окончании состязания. Именно поэтому встречаются часы с изображением призовой эмблемы, но без адресной подписи -кому, когда и за что они были предназначены. Кроме того, в 1897 г. специальным Циркуляром Штаба Оренбургского казачьего войска за № 168 разъяснялось, что отдача в дисциплинарные батальоны нижних чинов не влечет за собою для виновных потерю права на ношение полученных ими в награду знаков за стрельбу и серебряных часов с цепочкой. В казачьих войсках допускалось вручение в качестве приза не только часов, но и седел с приборами, винтовок с патронами и шашек.
В кавалерии состязательные испытания были учреждены в 1870 г. приказом по Военному ведомству № 50. Это были правила для испытания нижних чинов запасной и действующей кавалерии в выездке молодых лошадей. Правила эти, с некоторыми изменениями в 1913 г., просуществовали до конца последнего царствования и предусматривали испытания на призы лошадей и ездоков кавалерии, казачьих конных частей, а также конной и казачьей артиллерии.
Часы карманные призовые за отличную езду. Торговый дом Павел Буре, конец XIX в.
Испытание нижних чинов действующей и запасной кавалерии в выездке проходили ежегодно после окончания полковых сборов по назначению начальников дивизий и отдельных бригад. В действующей кавалерии предусматривалось следующее количество призов: в гвардейских кавалерийских дивизиях и отдельных кавалерийских бригадах на каждые два полка по три приза: первый - 25, второй - 15 и третий - 10 рублей; в армейских кавалерийских дивизиях на три полка четыре приза: два первых - по 25, второй - 15 и третий - 10 рублей. Если испытания назначались одному полку, то учреждались два приза: первый - 15 рублей и второй - 10 рублей, а если двум полкам, то три приза в 25,15 и 10 рублей. Призы в 25 и 15 рублей выдавались часами с цепочкой. Приз в 10 рублей мог выдаваться часами или деньгами.
Офицеры и казаки сотни Его Величества Лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка. Февраль. 1912 г.
У казаков, стоящих в последнем ряду хорошо видны цепочки и брелоки призовых часов. Один из них имеет шесть призовых часов. Вполне вероятно, что Яков Муравлев, награжденный 1-м полковым призом за отличную рубку в 1912 г., изображен на этой фотографии.
В 1901 г. утверждаются правила для состязаний на призы нижних чинов кавалерии в бою холодным оружием. Правила были распространены на все кавалерийские части и устанавливали порядок выделения призовых денег и награждения нижних чинов призовыми часами. Призы устанавливались следующие: 1-й приз - часы на цепочке с портретом Государя Императора, со скрещенными шашками и соответствующей надписью, стоимостью в 20 рублей; 2-й приз (только в полках) - такие же часы, но без портрета Его Величества, стоимостью в 15 рублей; 3-й приз денежный - 10 рублей; 4-й денежный - 5 рублей.
Полковая колонна Лейб-гвардии гусарского Его Величества полка на маневрах. Красное Село. 1900 г.
После неудачной войны с Японией серьезное внимание стали уделять физическому развитию солдата, выработке выносливости в боевой и походной жизни, искусному преодолению местных препятствий во время военных действий. В войсках стали создавать спортивные комитеты, проводить спортивные состязания, в это время учреждаются школы для подготовки руководителей гимнастики и спорта. В ноябре 1910 г. с Высочайшего утверждения было введено новое Наставление для обучения войск гимнастике, взамен старого, действовавшего еще с 1879 г. Повышению массовости спорта, в том числе и в военной среде, способствовало создание в 1911г. Российского национального олимпийского комитета. Поощряя занятия гимнастикой, командиры многих полков, прежде всего гвардейских, стали учреждать призы для нижних чинов. Это и подвигнуло часовые фирмы на создание призовых часов «За отличную гимнастику» и «За отличную ходьбу на лыжах». Помимо них также изготовлялись часы «За штыковой бой».
Устанавливались также именные призы. Например, в Донском войске были учреждены призы за стрельбу из винтовок имени генерал-лейтенанта Я.П. Бакланова, а в Виленском военном округе - призы за отличную стрельбу имени командующего войсками Виленского военного округа. В Лейб-гвардии Семеновском полку лучшему стрелку ежегодно, начиная с 1883г., назначался первый приз имени графа В.П.Клейнмихеля - золотые часы с золотой цепочкой, штуцерами и графской короной стоимостью 125 рублей. Деньги эти выделялись из капитала, завещанного графом на нужды полка, которым он командовал в 1879-1882 гг. Известны приз за выездку имени генерала от кавалерии А.П. Кульгачева, установленный после его смерти в 13-й кавалерийской дивизии, которой долгие годы командовал этот прославленный генерал; приз за джигитовку, учрежденный начальником штаба Донского казачьего войска генерал-лейтенантом А.А. Смагиным; а также призовые часы за отличную стрельбу от командира Гвардейского корпуса. Высоко ценились призы, учреждаемые членами императорской фамилии. Такие призы в виде часов, украшенных соответствующей монограммой, вручались ежегодно в полках, определяемых самими учредителями, и прежде всего в тех, Высочайшими шефами которых они были.
Часы карманные открытого типа с Государственным гербом. Торговый дом «Павел Буре». Конец XIX в.
Золото, эмаль. Заказ Кабинета Его Императорского Величества. Частное собрание.
Например, в Лейб-гвардии 2й Артиллерийской бригаде был даже создан призовой капитал в 2000 рублей, образовавшийся из 1000 рублей, пожертвованных генерал-фельдцейхмейстером Его Императорским Высочеством великим князем Михаилом Николаевичем, 28 января 1873 г., в день празднования 25-летия со дня назначения Его Императорского Высочества шефом этой бригады, и из 1000 рублей, пожертвованных в ознаменование этого, офицерами Лейб-гвардии 2-й Артиллерийской бригады. Этот капитал стал именоваться призовым капиталом Лейб-гвардии 2-й Артиллерийской бригады. Капитал приносил в год не менее 100 рублей и вся сумма, наросшая от процентов, считалась расходной. Эта сумма предназначалась на выдачу призов или призовых денег нижним чинам бригады за успешную стрельбу из орудий, а также и на покупку материалов для производства призовой стрельбы.
Появление в армии официальной потребности в призовых часах отразилось и на росте их производства. Среди многочисленных швейцарских и русских фирм, занимавшихся производством или поставками часов с призовой военной тематикой, к концу XIX - началу XX в. безусловными монополистами стали фирмы «Павел Буре» и «Генрих Кан». Торговый дом «Павел Буре», основанный Полем Леопольдом Буре в 1815 г., а с декабря 1879 г. получивший звание поставщика Двора Его Императорского Величества, имел в Швейцарии собственную фабрику по производству часов и два магазина - в Санкт-Петербурге и Москве. У Генриха Кана был специальный магазин призовых часов для войск и в начале XX в. он получил звание поставщика частей Императорской гвардии. Часы были в закрытых серебряных, а также открытых стальных и никелевых корпусах. На циферблатах призовых часов мог помещаться портрет Государя Императора в пехотной, кавалерийской или казачьей форме. Также на циферблатах могли быть портреты высочайших особ царской фамилии. Изображение, соответствующее тематике приза, выполнялось гравированием или чеканкой и могло быть украшено эмалью или чернью. Иногда оно помещалось на специальной золотой накладке на верхней крышке часов, что придавало им более благородный вид и повышало их стоимость.
На рубеже XIX-XX вв. ключевой завод часовой пружины и перевод стрелок сменили на завод «в ручку» - «ремонтуар». Ко всем призовым часам, по желанию заказчика, предлагались серебряные цепочки стоимостью от 8 до 20 золотников, а также серебряные жетоны, отображавшие соответствующую призовую тематику. «Павел Буре», в отличие от «Генриха Кана», продавал часы собственного производства. И механизм, и корпус часов имели свою нумерацию и соответствующее названию приза оформление.
После 1905 г. П. Буре широко использовал тематические рисунки художника Huguenin, рельефное изображение которых помещалось на верхней крышке серебряных призовых часов. Нумерация, проставлявшаяся на корпусах часов, наглядно показывает темпы роста производства фабрики «Павел Буре». Если в конце XIX в. фирма производила от 3 до 6 тыс. золотых и серебряных часов в год, то в начале XX в., вплоть до окончания Первой мировой войны, ежегодное производство часов достигало
40 тыс. Из них около трети общего производства часов приходилось на нужды Императорского Двора и армии.
Состязательные испытания на призы продолжали проводить и в военное время, вплоть до 1918 г. Например полковник 1-го Кавказского полка Ф.И.Елисеев описывает, что войсковой праздник, установленный в день тезоименитства атамана всех казачьих войск наследника цесаревича Алексея Николаевича 5 октября, полк отмечал состязаниями в рубке и джигитовке и в период вынужденной передышки на Кавказском фронте в Турции, и в период пребывания полка в Финляндии в 1918 г.: «...Этот праздник решено отметить особенно. Полковник Косинов не пожалел полковых экономических сумм для столь торжественного дня. Командиры сотен также не пожалели собственных артельных экономических сумм...Три главных приза - серебряные часы с цепочками - будут куплены здесь. В начале XX в. серебряные карманные призовые часы приобрели характер одного из самых значительных и почитаемых знаков отличия нижних чинов русской императорской армии. Тот же Ф.И. Елисеев так описывает уважительное отношение к заслуженному казаку: «А если взять урядника при серебряном кинжале, с призовыми часами на груди, галунами по верху косматой шапки, то, как ему почтительно не уступить дорогу».
К этому времени в русской армии уже сложилась четкая система награждения нижних чинов призами за достижения в состязательной стрельбе, выездке, рубке и фехтовании, за успехи в разведке, спорте и отличном овладении воинскими дисциплинами. Часы - как приз - заняли свою главенствующую роль даже при наличии других, не менее интересных, призовых вещей. Это и определило широкое производство призовых серебряных карманных часов следующей тематической направленности: «За отличную стрельбу» - предусматривали награждение за стрельбу из винтовок, револьверов, пулеметов и пушек. Кроме того, в артиллерии существовали призы: «За состязательную стрельбу», «За состязательное вооружение» - для подразделений крепостной артиллерии и «За состязательную езду» - для ездовых артиллерийских расчетов, а также -«За отличный глазомер», «За отличную (успешную) выездку молодых лошадей», «За подъездку ремонтных лошадей», «За отличную рубку и фехтование», «За отличную разведку», «За
наездничество и джигитовку», применявшиеся в казачьих войсках, «За скачку», «За отличную гимнастику», «За отличную ходьбу на лыжах», «За состязания на ружьях» или «За штыковой бой», «За отличную ковку», «За отличное окончание курса учебной команды», «За отличное окончание саперной школы» (или специальных воздухоплавательного, понтонного и других классов), «За обучение новобранцев».
"Призовые часы в российской императорской армии армии"