К 90-летию окончания Гражданской войны на Северо-западе России публикуем статью-отчёт о I-й Ямбургской международной научно-практической конференции. Первая часть - пленарное заседание конференции. Вторая часть - экскурсия по Ямбургскому краеведческому музея, Иваногородскому кладбищу, где погребены воины Северо-западной армии генерала Юденича и других достопримечательностях, связанных с историей Белого движения.
Гражданская война в России остаётся самым «двусмысленным» периодом отечественной истории для граждан нашей страны в целом. Хотя для нас, верующих людей, акценты расставлены давным-давно. И сколько бы нам не твердили о том, что «террор был с обеих сторон», что «и белые, и красные одинаково грабили и убивали», для тех, кто трезво смотрит на историю, для тех, кто помнит чем закончилась победа красных в нашей стране: гонениями на веру, насмешками и глумлением над нашей историей, варварским уничтожением исторических реликвий и культурных ценностей России, проповедью ненависти к «классовым врагам», войной с кладбищами и могилами своих противников, вопрос с кем быть и кому сочувствовать, однозначен.
1000 рублей. Кредитный билет полевого казначейства Северо-западного фронта. Подпись Н.Н. Юденича.
Но, к сожалению, все тоталитарные режимы сильны своей пропагандой, умением влиять на умы. Громадное количество фильмов, документальных и художественных, зачастую очень талантливых, было отснято в советское время, во множестве городов поставлены памятники «красным героям гражданской войны» (тогда как могилы героям стороны другой были кощунственно уничтожены), вокруг многих, мягко говоря, отрицательных персонажей был создан романтический ореол героев. И до сих пор во многих головах прочно сидит мысль о том, что Гражданская война - это война «бедных против богатых», что только красные боролись за справедливость. Такие люди до сих пор готовы уничтожать мемориалы белым воинам, восстановленные на собранные энтузиастами по копеечке средства, спиливать кресты, разбивать стелы. Эти люди достойны нашей жалости и молитвы о их вразумлении.
Главнокомандующий Северо-западной армией генерал Н.Н. Юденич.
Рисунок художника М. Мизернюка, 1916 года.
Наше общество должно понять, что Белое воинство «боролось и отдавало свою жизнь за свободу вероисповедания, свободу передвижения, свободу личности, за неприкосновенность частной собственности, за всё то, что
составляет основу естественной жизни в цивилизованном обществе», как сказал историк-ямбуржец и энтузиаст восстановления истины о Белом движении Сергей Геннадьевич Зирин. Пока XXI век в России может противопоставить всему «многотонному» массиву советской пропаганды только правду исторической науки и редкие документальные фильмы. Автору этих строк посчастливилось побывать на двух конференциях, посвященных окончанию Гражданской войны в России. Одна из них была посвящена гражданской войне на нашем Северо-западе России.
Листовка «За что мы воюемъ? » отдела агитации и пропаганды для населения освобождаемых областей Северо-запада России.
Помещая столь обширный материал об этой конференции, мы преследуем цель приобщить к ней более широкую аудиторию, чем 90 человек, присутствовавших в зале Центральной Городской Библиотеки Ямбурга. Пусть этот материал станет нашим скромным шажком, приближающим нас наконец к объективному взгляду на эту войну.
I Ямбургская международная научно-практическая конференция, посвящённая окончанию Гражданской войны на Северо-Западе России 20-21 ноября 2010 г. - первый день
Конференция проходила на западе области, в городе, который иногда называют «столицей Северо-Западной Армии». Историки - устроители конференции избегали называть город современным именем, ведь Кингисепп был большевистским комиссаром. История сопротивления революции на северо-западе России, как и всей Гражданской войны стала главной темой состоявшейся двухдневной конференции. В конференции также приняли участи члены Санкт-Петербургского Митрофаниевского союза.
Генерал-майор А.П. Родзянко. Фото 1909 года.
Напомним, что вооружённое сопротивление Красным на Северо-западе России велось Северным корпусом, переименованным затем в Северо-западную армию. Самыми известными из его командующих были генерал-майор А.П. Родзянко и генерал Н.Н. Юденич. В ходе первого наступления Северного корпуса весной-летом 1919 г. (5,5 тыс. штыков у белых, против 20 тыс. у Красных) удалось выйти на подступы к Гатчине, Ропше, Ораниенбауму. Но уже в июле, благодаря резервам, переброшенным красными к Петрограду, белым пришлось оставить Ямбург и отступить за Лугу.
Новое наступление Северо-Западной армии, (18,5 тыс. штыков и сабель, 4 бронепоезда, 4 броневика и 6 танков), при поддержке эстонской армии (около 18 тыс. штыков и сабель) и британского флота, началось в конце сентября. Оно стало возможно благодаря помощи союзников, хотя и весьма ограниченной. На этот раз Армия дошла до Пулковских высот, уже был виден «Купол Исаакия Далматского». (Так называется документальная повесть А.И. Куприна, присоединившегося в Гатчине к Северо-Западной Армии и ставшего редактором фронтовой газеты «Приневский край») Однако, лишённая поддержки тыла, из-за не оправдавшихся надежд на помощь Финляндии (бывший генерал Императорской армии, союзник белых генерал Маннергейм проиграл на президентских выборах), из-за выхода из войны подразделений эстонской армии (эстонцы боялись потерять только что провозглашённую независимость в случае победы Белых), из-за несогласованности командования (тяготеющий больше к немцам, чем к союзникам из Антанты, ген. Бермонд-Авалов вместо того, чтобы перерезать Николаевскую железную дорогу, по которой красные получали подкрепление, выступил на Ригу) армия Юденича вынуждена была отступить.
Команда тяжелых пулеметов Балтийского полка на позиции около деревни Манновка.
Киноархив Эстонии (КАЭ), шифр 1-184, декабрь 1919 года.
Катастрофа стала совершенно неизбежной, когда Эстония закрыла свои границы, блокада стал полной, армия осталась без подвоза снабжения и пополнения, без союзников. После отступления армии в ноябре 1919 года Эстония согласилась впускать в страну части белых только при том условии, что они сдадут оружие, всё военное имущество и знаки различия.
Трупы умерших от болезней северозападников до погребения около ограды кладбища Сийвертси в Нарве.
Киноархив Эстонии (КАЭ), шифр A-288-370, начало 1920 года.
Может быть, опасаясь «кровавого соседа», а может быть из благодарности к нему (к предоставлению независимости большевики «приложили» круглую сумму в 15 миллионов золотых рублей), Эстонское правительство не очень хорошо отнеслось к воинам-добровольцам. Им были предоставлены лишь полуразрушенные северо-западные казармы Иваногородской крепости (тогда Ивангород был отдан Эстонии). Свирепствовал занесённый с пленными красноармейцами тиф, медицинская и продовольственная помощь либо отсутствовала, либо была недостаточной. От болезней и лишений умерло (по разным оценкам) от 2 до 4 тыс. воинов СЗА и беженцев из Советской России. Позже, оставшиеся в живых (к весне 1920 г. - ок. 2,5 тыс. чел.) были отправлены либо на лесозаготовки, либо в концлагерь под Таллинном. Не желавшие принять любую из этих двух альтернатив, выдавались на расправу в Советскую Россию.
Уходящие в Россию северозападники.
Киноархив Эстонии (КАЭ), шифр 3-1006, февраль 1920 года.
Благодаря трудам энтузиастов: местных краеведов и историков, Российскому движению «Белое дело», общественной организации «Эстонский общественный мемориал» и других историческая справедливость медленно, но верно восстанавливается: ведётся архивная поисковая работа, в том числе по восстановлению имён погибших в боях, и умерших от голода, ран, болезней и лишений. Восстанавливаются варварски разрушенные в советское время мемориалы на местах захоронений белых воинов. И конференцию на которой я имел честь присутствовать также можно отнести к важнейшим деяниям, во имя торжества исторической правды. Особо хочется сердечно поблагодарить её организаторов: муниципальное образование «Кингисеппское городское поселение», историческое общество Ямбурга-Кингисеппа и оргкомитет в лице вице-председателя Воинского братства во имя Св. Архистратига Божия Михаила, историка и краеведа Сергея Геннадиевича Зирина и историка, журналиста, члена СП Москвы, президента исторического общества Ямбурга-Кингисеппа Вадима Владимировича Аристова.
Грузовики ожидают у бараков Суконной фабрики Ивангорода выноса трупов умерших северозападников.
Киноархив Эстонии (КАЭ), шифр 2-54, декабрь 1919 года.
Первый день Ямбургской конференции проходил в центральной городской библиотеке. Небольшой зал был переполнен заинтересованными участниками. Конференция началась с приветственных слов представителей власти областной: В.В. Казакова и местной: Александра Соснина. Было зачитано приветственное слово к участникам конференции дочери командира 5-й Ливенской дивизии СЗА, полковника К.И. Дыдорова Галины Климентоны Феофиловой, проживающей ныне в Бразилии в г. Сан-Паулу. Затем настоятелем Ямбургского собора св. вмц. Екатерины о. Александром Куприяновым был отслужен молебен...
Настоятель собора Св. Екатерины отец Александр Куприянов.
Фото О. Куликова, 20.XI.2010 года.
Отдельно хочется поблагодарить ведущего (и докладчика) историка и журналиста Вадима Владимировича Аристова за яркое (представления докладчиков и реплики-связки) и пунктуальное (регламент) проведение первого дня конференции. Заинтересованным слушателям открылась широкая палитра тем и подходов разных докладов: от исторических исследований, до культурологических размышлений, от узкой, но важной конкретики событий, до ярких, трагических и героических судеб их участников. Перед докладами свой новый документальный фильм «Красным по белому» о событиях Гражданской войны на Северо-Западе России представил петербургский телережиссёр Алексей Николаевич Олиферук, после чего состоялась небольшая дискуссия о роли Эстонии в трагедии Северо-Западной армии. Многое можно говорить об этом фильме, но главное, что нужно отметить - это острая нехватка на современном телевидении подобных передач, в лёгкой, почти развлекательной современной форме, но объективно, и, наконец-то, беспристрастно, рассказывающих о таких искажённых пропагандой событиях, как Гражданская война.
Во время обсуждения фильма - А.Н. Олиферук.
Фото О. Куликова, 20.XI.2010 года.
Первым докладчиком стал профессор ЛГУ им. Пушкина, доктор исторических наук Николай Дмитриевич Козлов. В своём достаточно спорном докладе он попытался дать рациональное объяснение жестокостям Гражданской войны, исходя из предшествовавших ей исторических событий в России и даже всей Российской истории...
Н.Д. Козлов.
Фото О. Куликова, 20.XI.2010 года.
В своём докладе «Ямбург - место формирования первых полков Красной Армии и плацдарм мировой революции» ведущий конференции В.В. Аристов нарисовал яркую картину событий Нового Смутного времени. Партия большевиков взяла курс на сознательное разрушение страны и полную деморализацию Царской Армии. Эта армия была оболгана настолько, что до сих пор в стране нет ни одного памятника солдатам Первой Мировой войны. На примере Ямбургского полка видна вся трагедия происходящего. На фоне действующего фронта «разагитированные» солдаты устраивают постоянные собрания, делят государственное имущество, продовольствие и оружие и расходятся по домам.
В.В. Аристов.
Фото О. Куликова, 20.XI.2010 года.
Оставшиеся в строю (эстонские красноармейцы, китайские интернационалисты, подошедшие, как подкрепление матросы-красногвардейцы с Дыбенко во главе), терпя поражение, не просто отступают, но панически бегут в сторону Петрограда, бессмысленно взрывая железнодорожный мост через Лугу. Немцы не стали брать Ямбург, они не были заинтересованы ни в каком конфликте с советской властью, но взять город в тот момент могли буквально десять человек. Первые же регулярные формирования Красной Армии, созданные в Ямбурге - Нарвский и Юрьевский полки, состоящие преимущественно из эстонцев, первым делом занялись подавлением крестьянских бунтов в Ямбургском уезде, вызванных продразвёрсткой.
Участники конференции.
Фото О. Куликова, 20.XI.2010 года.
В ноябре 1918 года, с революцией в Германии, началось наступление на Нарву. Война была закончена, немцы просили дать им время, чтобы уйти, но красные части наступали под знаменем мировой революции. Нарва была взята с третьего раза, там было создано «независимое государство», «Эстляндская трудовая коммуна». Начинается фактически советско-эстонская война, с этого момента начинается фактически и Гражданская Война на северо-западе, так как первые белые части выступили на стороне эстонской армии. Даже в рядах Красной Армии были выступления против «борьбы за мировую революцию», бессмысленного похода на Нарву.
Валерий Кругликов.
Фото О. Куликова, 20.XI.2010 года.
Валерий Кругликов, исследователь из Петербурга в своём интереснейшем докладе «Хронология и особенности рейда на Талабские острова осенью 1918 года» рассказал о предыстории формирования известного Талабского полка, действовавшего в составе Северо-Западной армии и возникшего в тех местах, где позже половину своей жизни провёл известный старец, о. Николай Гурьянов.
В.И. Хрисанфов.
Фото О. Куликова, 20.XI.2010 года.
Конкретике событий Гражданской войны на небольшой территории был посвящён и интересный доклад доктора исторических наук, профессора кафедры исторического регионоведения исторического факультета СПбГУ Валентина Ивановича Хрисанфова «Лужский край в годы Гражданской войны».
Историю отдельного воинского формирования от момента его создания и о его судьбе в лабиринтах истории Гражданской войны рассказал в своём интереснейшем докладе «Стрекопытов и стрекопытовцы: от Гомельского восстания до Северо-Западной армии» Роман Альбертович Абисогомян, магистр философии (Тарту), докторант Гуманитарного института Таллиннского университета. Это формирование, фигурирующее в документах то как Тульский отряд, то как полк, батальон, дивизия было создано в октябре 1918 г. в Туле как 67 и 68 полки Красной армии. Переброшенные на юг, попавшие под обстрел петлюровцев под Гомелем, туляки отказались воевать и хотели вернуться на родину, но Советская власть пригрозила расправой. Туляки, избрав из своих рядов вождя, прапорщика царской армии М.А. Стрекопытова, учинили мятеж в Гомеле, провозгласив демократические лозунги, в том числе отмену продразвёрстки, передачу земли крестьянам, свободу предпринимательства. Власть в городе на пять дней перешла к тулякам, однако позже они вынуждены были отступить под нажимом подтянутых к Гомелю красных войск и примкнуть к украинской петлюровской армии, затем были интернированы поляками и пребывали в Брест-Литовской крепости.
Р.А. Абисогомян.
Фото О. Куликова, 20.XI.2010 года.
После долгих переговоров с поляками, те отпустили туляков в Митаву, в распоряжение князя Ливена, создавшего на территории Латвии Либавский добровольческий стрелковый отряд (позже получивший название «Ливенцов»), выбивший красных из Риги в конце мая 1919 г. Вместе с Ливенцами туляки стали частью Северо-Западной армии и участвовали в боях на подступах к Петрограду. После отступления в Эстонию многие туляки решили вернуться в Россию, другая часть, решив продолжать борьбу, отправилась в Польшу, чтобы примкнуть к Русской Народной армии Булак-Балаховича. Остальные, оставшиеся в живых после эстонской трагедии, создали под руководством Стрекопытова Тульскую рабочую артель, трудившуюся на лесозаготовках в крайне-тяжелых условиях. Сам Стрекопытов, и надо думать, многие из его товарищей по оружию, окончили жизнь в застенках НКВД после аннексии Эстонии СССР в 1940 г.
В.Г. Чичерюкин-Мейнгардт.
Фото О. Куликова, 20.XI.2010 года.
Доклад московского историка, кандидата исторических наук, старшего преподавателя кафедры Истории России новейшего времени Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета (ИАИ РГГУ), действительного члена Историко-родословного общества Владимира Григорьевича Чичерюкина-Мейнгардта, был посвящен судьбе братьев Николая Петровича и Константина Петровича Забелиных, дальних родственников историка И.Е. Забелина, основателя Государственного исторического музея в Москве. В их судьбах открывается всё благородство души русского дворянства и трагедия эмиграции. По просьбе сына Николая Петровича, проживавшего в США, автор доклада занялся выяснением их подробной биографии. Получилась драматическая история, достойная художественного воплощения. Старший брат, герой Первой Мировой войны, и младший брат, сражались против красных и в Северо-Западной армии, и в Крыму, совершив, чтобы вернуться на фронт, путешествие через Финляндию вокруг всей Европы. После исхода из Крыма и лагеря в Галиполи, братья служили в югославской армии, сражались с немцами во время Второй Мировой войны. Старший брат, Николай Петрович оказался в немецком плену. После окончания войны братья с семьями эмигрировали в США. Николай Петрович, участник двух Мировых и Русской Гражданской войн скончался в 1979 г. в возрасте 85 лет.
О.А. Рашитова.
Фото О. Куликова, 20.XI.2010 года.
Церковно-исторической тематике был посвящён доклад Ольги Анатольевны Рашитовой, кандидата исторических наук, доцента ЛГУ им. А.С. Пушкина (Ямбург - Кингисепп) «Ямбургское благочиние в период Гражданской войны». На начало революции в Ямбургском благочинии было 30 церквей. Многие священники вели широкую просветительскую деятельность. В селе Удосолово при храме существовала громадная библиотека, вся духовная литература из которой была сожжена в 1917 г., а остальные книги переданы в другие библиотеки. Сразу после утверждения на кафедре, в ходе объезда епархии, благочиние посетил святитель Вениамин, митрополит Петроградский. В Ямбурге состоялся съезд благочиния, затем крёстный ход вокруг города, к которому присоединялись даже праздношатающиеся по городу «герои революции», подходившие под благословение Владыки. Но совсем вскоре после этого в уезде начались гонения на церковь. Первой была уничтожена полковая Георгиевская церковь, освистан Крестный ход, разрушена сень над Святым источником, а сам он выведен в канаву с нечистотами. Был арестован любимый крестьянами священник Алексей Медведков, законоучитель нескольких сельских школ, сам добывавший себе пропитание крестьянским трудом, так как его приход, село Вруда, был очень беден. В тюрьме его избивали, заковали в кандалы, переломали руки и ноги, искалечили на всю жизнь лицо. Его старшей дочери пришлось отдать себя в заложницы за отца.
Собрание духовенства и мирян благочиния в с. Ополье было разогнано карательным отрядом Красной армии, священники арестованы. В 1919 г. в Ложголово были повешены два священника С приходом белых духовная жизнь в Ямбурге оживилась. Летом-осенью 1919 г. в Ямбургском соборе молились генералы Юденич и Родзянко. На местном кладбище хоронили погибших воинов. Похороны были торжественны. В отпевании участвовали три священника и диаконы.С уходом белых гонения на церковь возобновились. В 1920 г. были переписаны и вывезены в Петроград все церковные ценности. Продолжилось закрытие храмов. К 1939 г. в благочинии не осталось ни одного действующего храма.
С.Г. Зирин.
Фото О. Куликова, 20.XI.2010 года.
Запоминающимся по трогательности и высокой печали стал доклад «Мальчики новой Вандеи: прапорщик по адмиралтейству Николай Меркулов» С.Г. Зирина, вице-председателя Воинского братства во имя Св. Архистратига Божия Михаила, редактора российского исторического журнала «Михайлов День». Николай Меркулов родился в 1903 г., он закончил три класса Николаевской Царскосельской Гимназии и учился в Морском училище (бывшем корпусе) в Петрограде до его закрытия 8 марта 1918 г. После этого он пробирается на фронт к белым и служит на бронепоезде «Адмирал Колчак» и в составе ударного танкового батальона СЗА.
Прапорщик по адмиралтейству Николай Меркулов (1903-1919).
К сожалению в Живом журнале технически невозможно опубликовать всю статью целиком, поэтому полную версию статьи смотрите по ссылке
http://spb-mitrofan-society.org/news.31.I.2011.php © Олег Куликов (сотрудник журнала Санкт-Петербургские епархиальные ведомости) - основной текст статьи, часть фотографий. Статья была напечатана в приходской газете Спасо-Парголовского храма - «Спасо-Парголовский листок».
© Николай Лаврентьев, (секретарь Санкт-Петербургского Митрофаниевского союза) - репортаж о втором дне конференции, часть фотографий.
Источник h
http://szymanowska.livejournal.com/6308.html