У БОГА ДРУГАЯ ЭСТЕТИКА

Mar 04, 2014 20:56

Недельная глава "Вайикра" ("Позвал Господь Моисея", Лев.1-5) открывает новую книгу, Левит, геометрическую (и традиционную) середину, "сердце" Пятикнижия. И начинается это "сердце" с перечислений не особо аппетитных подробностей, как именно разрезать и сжигать личные жертвы, которые приносит каждый израильтянин в Храм, будь то просто так на всякий ( Read more... )

иудаика, с рабочего стола

Leave a comment

belocznik March 16 2014, 14:49:37 UTC
Да я с него уже много лет как)

ортодоксальное объяснение - да, вполне (собственно, это похоже на типичную "радикальную" современную хасидскую риторику, в которой эзотерические по происхождению концепты - например, что жертва приносится "из вас" - успешно экзотеризируются через трагизм/экзистенциальное напряжение... Чтобы ущербность мира звучала как принятие нашего внутреннего разрыва-раздрая и превращалась скорее в боевую задачу, чем в повод для эскапизма... и для меня лично, и во многом для наших поколений, имхо, именно это делает их приемлемыми...)

что, однако, не снимает напряжения между "традиционным еврейским подходом к заповедям" - и "представлять себя" на том или ином месте.

ИМХО, подход к танахическим реалиям как проображениям новозаветных событий сам по себе во многом представляет собой как случаи истолкования библейского текста - так и утверждение новой картинки под видом истолкования.
Т.е. на аналогичный вопрос
- "что может значить эта кровавая языческая архаика" даётся ответ:
- "она получит духовный смысл в Христе"
(напр., у Мелитона, кажется: чего бы ангелу было испугаться обычной физической бараньей крови в Песах-то?! - а того, что ангел-то сразу в этом увидел предвестие духовного, т.е. крови Агнца Божественного).
Но и наоборот: на вопрос
- "как понимать мифологическую/духовную жертву Иисуса, почему это не язычество итп" даётся ответ:
- "она есть духовная реализация физических жертвоприношений".

Поэтому как только мы пытаемся посмотреть на эту систему взаимообъяснений не изнутри христианского провозвестия, она разваливается: механизм жертвенной смерти Иисуса остаётся настолько же архаичным и загадочным, насколько и механизм библейских жертвоприношений (только в отношении последних вопрос остаётся открытым, остаются возможными другие трактовки...)

Reply


Leave a comment

Up