Про воображаемых собеседников )

Oct 21, 2017 18:38

Оригинал взят у shakty в Про воображаемых собеседников )
Беседую я на днях с другом - про обиды, про наши реакции на чужую оценку и прочую рефлексию. И тут друг вдруг выдает:
- Я считаю, тебе нужно научиться переживать отказы без обиды на весь мир!
- Что-то?! - переспрашиваю я, не будучи уверена, что хорошо его расслышала.
- Ну, когда ты переживаешь какой-то облом, то сразу обижаешься на весь мир.
- Ээээ, а с чего ты это взял?
- Ну, ты же говоришь вслух о том, что тебе больно, обидно и горько. Что ты считаешь это несправедливым.
- И????
В этот момент мы оба посмотрели друг на друга с глобальным чувством изумления. Он - очевидно из-за моей тупости: вроде все же сказано, а я отрицаю очевидное. А я - из-за шока, что мои реакции могут быть истолкованы таким образом.

Те эмоции, которые для меня - просто небольшие всплески раздражения, привязанные к конкретной ситуации, у него всегда имеют некий глубинный подтекст. Поскольку, когда аналогичную реакцию выдавала его мать, это означало глубокую энтропию, обиду на весь мир, глобальное (а отнюдь не частное!) чувство несправедливости…

Но это-то пустяки. Здесь «воображаемый собеседник» всего лишь чуть-чуть сбил наши коммуникации. А бывает, что этот гад вообще не дает людям сблизится. Так одна моя знакомая долгое время категорически отказывалась общаться с другой, объясняя это тем, что та, вторая, высокомерная стерва, с которой невозможно иметь дело. А на вопросы - где же она видела проявления этой стервозности, лишь пожимала плечами - «Ну, это же и так очевидно!» И лишь спустя время, она признала, что та девушка очень напоминала ей мать - своими манерами, внешностью, поведением.

К слову, такие ассоциации бывают полезны: механизм интуиции, во многом, этот как раз работа нашей памяти. «Что-то мне не нравится этот тип!» - думаем мы, не отдавая себе отчет, что он очень уж похож на соседского хулигана, который в детстве отобрал у нас портфель и надавал по шее. И, возможно, этот тип - тот же категории: способен и сейчас при случае дать по шее, и лучше бы от него держаться подальше.

Но, проблемы начинаются тогда, когда мы наши иллюзии (а, точнее, проекции) принимаем за тот самый голос интуиции. В этом случае «воображаемый собеседник» может быть врагом похуже соседского хулигана. Я видела, как распадались хорошие отношения, когда люди не могли выйти из-под власти своих проекций.

Как-то моя хорошая подруга обвинила меня в манипуляциях, когда я попыталась поделиться с ней своими чувствами. То, что для меня было естественным порывом - сообщить прямо: что-то не так и давай подумаем, что с этим сделать? - для нее выглядело как попытка надавить на нее, чему она, естественно, воспротивилась. И чем больше я ее убеждала, что не намеревалась манипулировать, тем больше давления она ощущала. Нашла коса на камень, что называется…. А мне не хватило мудрости вовремя промолчать, чтобы не сливаться окончательно с образом воображаемого манипулятора.

Впрочем, «воображаемый собеседник» - это не всегда калька с какого-то реального человека из своего прошлого. Иногда это калька с нас самих.
Не так давно ко мне пришла на терапию клиентка - с жалобами на отношения с мужем. По ее словам, у них постоянно скандалы, ссоры, и при этом не удается «ничего проговорить и прояснить». Потому что муж считает, что прояснять нечего.
- Он может на меня рявкнуть так, что стекла звенят! Я обижусь, уйду. Потом подхожу через пару часов, говорю - «Давай мириться!» А он так смотрит удивленно - «Я с тобой и не ссорился!»
Для этой дамы любая ссора, особенно с резкими словами, это довольно тяжелое моральное испытание: в каждой стычке она видит признак неких неразрешенных противоречий. А для ее мужа это всего лишь способ сброса напряжения. Усталость на работе, плохое самочувствие, неудачная партия в покер… Его плохое настроение не держится долго: он выпускает пар и успокаивается. И для него очень удивительны реакции жены, которая способна дуться часами.

Каждый из них проецирует на другого модель своего поведения и своих реакций. Нельзя сказать, что кто-то из них прав или не прав в этой ситуации. Кстати, я знаю семьи, где все наоборот: жена сливает эмоции в ссорах, а муж недоуменно страдает и не может понять - что происходит?! Это просто разный тип нервной системы, разные способы взаимодействия с этим миром.

Если возникают конфликты такого рода, стоит особенно пристрастно разбираться с «воображаемыми собеседниками» и отделять их от реальной фигуры своего визави. Например, поговорить с партнером и выяснить, что его эмоции обозначают именно то, что обозначают, а не то, что вы вообразили.

Одна моя подруга в поездке, помню, выматывала мне душу своими трагическими сценами по утрам по поводу пробуждения. Накал эмоций такой силы для меня лично означает состояния глубокой душевной драмы. Однако, когда мы поговорили, она сделала круглые глаза:
- Я же актриса! Для меня естественна некоторая преувеличенность реакций! Никогда не принимай это всерьез!

То, что для одного - рядовой выплеск эмоций, для другого драма.
А иногда ларчик открывается еще проще: например, то, что нам кажется высокомерием и равнодушием, на самом деле… следствие плохого зрения. К слову, у людей со слабым зрением часто бывает отсутствующий или рассеянный взгляд, из-за которого им легко приписать невнимательность и отсутствие эмпатии.

Понятно, что взрослому человеку очень трудно полностью изменить свой характер и темперамент. Поэтому единственный способ избежать лишних страданий и обид - говорить и договариваться. Выяснять мотивы и привычные реакции друг друга. А также не ставить своих воображаемых собеседников перед словами друга/партнера. Как минимум, доверять его объяснениям. И перестраивать свой багаж проекций. Как в свое время заметила моя близкая подруга в ответ на мое возмущенное - «Так не бывает! Я не могу этого себе представить!» - Если ты чего-то не можешь представить, это не значит, что так не бывает!
;)



Previous post Next post
Up