Когда мы первый раз приехали в Ростов несколько лет назад, остановились в гостевом доме
"Хорс" у художника
Михаила Селищева selishchev_m. Второй раз, продумывая поездку по Золотому кольцу, мы решили ехать в Ростов наполовину из-за Михаила )) Из-за теплоты, гостеприимства, особенной атмосферы и надежности этого места. Но главное - из-за Мишиных эмалей. Среди ростовских хрустких сугробов, настоящего русского мороза, теплой белой печи и валенок нам запомнилось что-то дивное - яркое, неординарное, выпуклое и волшебное. И мы решили проверить, что же это такое там было ))
Ну и все. Нас засосало. Мало того, что после более внимательного всматривания оно оказалось втройне более волшебным. Оно еще и коснулось непосредственно нас. Оно отвечало нашим собственным задачам. Для Коли - максимальная графичность, надежность, долговечность. Для меня... Ну, я именно так и представляю себе волшебство детской иллюстрации. Оно изнутри светится и обладает особой чудесной фактурой. А самое главное, для нас с Колей обоих, - оно живет своей жизнью, иногда мало поддающейся контролю. В огне рождается что-то такое, что ты не сделал бы и не придумал, что-то неожиданное для тебя. Для Коли это важно, потому что разбавляет чрезмерную продуманность его работ, часто переходящую в сухость. Для меня - потому что, как я уже писала, спонтанность и случайность - моя любимая стихия для работы.
Мы попросили у Михаила провести мастер-класс, и оказалось, что они проводятся регулярно. Впервые оставив нашего пумпуса на ночь с бабушками, мы с удивительным чувством свободы (целых 1,5 дня полностью в нашем распоряжении!!!!) в третий раз отправились в Ростов.
Ну и что я могу сказать. Теперь ищем мастерскую с печью. Может быть, у вас есть знакомые с такой мастерской, которые могли бы иногда нас пускать - будем благодарны ))
Собственно, вот они, троды плудов ))
На глубокомысленность сюжета со звездным небом у меня уже сил не хватило, сделала рождественскую открытку )) Ну ничего, что не глубокомысленно, зато вызывает детские ощущения ))
Изначально задача стояла расслабиться, получить удовольствие и изготовить эмаль на стенку в комнату малышне. Там развешены разные работы, но не хватает ярких пятен. Эмаль как нельзя больше подходит для создания сочного яркого пятна - видели бы вы, какой там красный цвет получается! Однако в процессе меня, мягко говоря, сильно увело от детской картинки. Я не сопротивлялась )) Я же расслаблялась и получала удовольствие!
По дороге в Ростов, в электричке, рисовали эскизы. Я исходила из характерных свойств эмали - хаотичных разводов, фактурности, трещин-кракелюр. Поэтому намечала либо какой-то глубокомысленный сюжет со звездным небом (разводы), либо портрет складчатого животного (фактурный одноцветный фон и складки-кракелюры).
Пронзительное чувство у меня вызвало вот это фото носорога, стоящего в воде.
Поэтому я попробовала нарисовать слона в воде. Электричка так славно трясла, мне оставалось только держать руку, дрожание воды получалось само собой))
Коля посмотрел на это дело и перевернул блокнот ))
Таким образом, детской картинке пришел конец, потому что меня зацепил случайно возникший недетский образ слона, идущего через бурю ))
Дальше началось самое интересное ))
Это медная пластина, обработанная шкуркой с лицевой стороны. На изнаночной стороне - контр-эмаль (нанесенный и обоженный слой эмали любого цвета). Для того, чтобы пластина не деформировалась.
Зеленая эмаль нанесена аэрографом. Далее работа просушивается под вентилятором, и по ней можно процарапать рисунок.
Первый обжиг. Краска сильно и непредсказуемо меняет цвет, поэтому предварительно надо делать пробные палитры. Серые пятна - окалина от меди, ее быть не должно. Для устранения Михаил предложил посыпать работу фондоном - прозрачной эмалью.
Второй обжиг (обжиг фондона). Кроме того, что исчезла окалина, краски стали ярче и сочнее, медь - краснее.
Кистью нанесена белая эмаль.
После высушивания процарапан рисунок.
Третий обжиг. Поверх фондона эмаль, особенно нанесенная толстым слоем, дает трещины - кракелюры. Для меня мало предсказуемые. Это почти удача, что складки по слону распределились именно так, как мне было нужно.
Четвертый обжиг - опять слой фондона для устранения окалины. Окалины есть, зато частично прогорела белая краска, да и зеленая почти совсем потеряла цвет. Надо добавить зеленого и белого.
Скотчем заклеены места, на которые зеленая краска не должна попадать. Зеленая эмаль нанесена аэрографом. По-моему, на этой стадии работа выглядела круче всего. Если бы не скотч, я бы так и оставила )))
Скотч отодран, в нужных местах добавлена белая эмаль.
Последний обжиг. Ну и так можно до бесконечности ))
В заключение хочу порекламировать Михаила, его семью и его гостевой дом )) Искренние теплые чувства вызвали общение с ними! Среди Ростовских гипсокартонных гестхаусов гостиница Михаила и его отношение к городу - бальзам на душу. Если бы на месте аутентичных домиков были бы воздвигнуты здоровые дома, дающие больше дохода, город, без преувеличения, сильно бы пострадал. Мало того, что "Хорс" расположен прямо под стенами Ростовского кремля. По другую сторону - озеро "Неро", соответственно, гостевые дома накладываются на панораму кремля, открывающуюся с озера. Михаил не стал сносить историческую застройку, он творчески осмыслил и благоустроил ее, дав подлинным деревянным домам новую жизнь. Все в "Хорсе" дышит творческой энергией, там все настоящее, без евроремонта и пластиковых окон. Галерея "Хорс", где выставлены эмали Михаила, картины его отца и коллекция антикварной утвари, стала украшением Ростова, в котором не так много достопримечательностей. Эмали здесь как нельзя более к месту. Ростовское исконное прикладное искусство, финифть, - это и есть эмаль. Михаил осмысляет эмаль в современности и делится своим опытом с желающими, заражая их этой волшебной техникой. Как это произошло и с нами.
Вид на "Хорс" с озера Неро