Выставка "Подруги. К юбилею Варвары Степановой"

Sep 13, 2024 14:44




Выставка в Пушкинском музее, приуроченная к 130-летнему юбилею Варвары Степановой (21 октября этого года), посвящена сообществу женщин-художниц, творчество и судьбы которых пересекались на протяжение 1910-1930-х годов. Главными героинями выставки стали Варвара Степанова, Ольга Розанова, Любовь Попова, Александра Экстер. На выставке присутствуют или упоминаются и многие другие имена: Вера Мухина, Надежда Ламанова, Эсфирь Шуб и многие другие. Все они не только были прекрасно знакомы друг с другом, их связывали дружба и совместная деятельность, они преподавали или учились во ВХУТЕМАСе , вместе работали в театре, модных ателье и различных журналах.






Выставка иллюстрирует четыре главные темы - это театральная сценография, текстильный дизайн и мода, книжная графика и новая вёрстка, фото- и киномонтаж. Именно в этих областях творчества женщины-художницы совершили радикальную революцию.



Варвара Степанова - живописец, график, художник театра и книги, дизайнер, модельер, является центральной фигурой выставки. С её именем связана одна из главных страниц в истории русского конструктивизма. Супруга и единомышленница Александра Родченко, она в какой-то мере оказалась заложницей этого творческого тандема. Но именно вокруг нее были сконцентрированы процессы рождения нового искусства.



Варвара Степанова. Автопортрет (№26). 1920. Фанера, масло. ГМИИ

Варвара Степанова в серии «Фигуры» создает мир, в котором существуют и взаимодействуют герои, «сделанные» из линий, точек, плоскостей и кругов. Изображая человека, она строит его фигуру подобно архитектурному сооружению, наполняя образы юмором и даже самоиронией.





Варвара Степанова. Женская фигура (№15), 1920. Фанера, масло. ГМИИ



Варвара Степанова. Две фигуры (№33). 1920. Фанера, масло. ГМИИ



Варвара Степанова.  Фигура. Мужик. 1921. Фанера, масло. ГМИИ

В творчестве подруг в жизни и соратниц в искусстве формировались основы конструктивизма. Одним из первых шагов на этом пути стали эксперименты Ольги Розановой с цветом. Абстрактная цветопись Розановой была воспринята художницами как призыв к радикальному эксперименту.



Ольга Розанова. Беспредметная композиция. Цветопись. 1913-1918. Холст, масло. Ульяновский областной художественный музей

Любовь Попова в серии «Пространственно-силовых построений», практически отказавшись от цветности, переходит к исследованию пространства. Говоря о «распредмечивании» живописи, художница посвящает себя поиску внутренней целесообразности взаимодействия прямых и плоскостей.



Любовь Попова. Пространственно-силовое построение, 1921. Бумага, гуашь, лак, графитный карандаш, 1921. Собрание Манашеровых



Любовь Попова. Конструкция с белым полумесяцем. 1920-1921. Картон, гуашь, лак. Собрание Манашеровых

В цветодинамических композициях Александра Экстер исследует сосуществование цветовых плоскостей, активное их взаимодействие - образование колористических силовых линий. В «Композиции цветовых плоскостей» (1921) взаимное напряжение ярко окрашенных полей создает ощущение стремительного разнонаправленного движения.



Александра Эстер: Композиция цветовых плоскостей. 1921. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.  Холст, масло

История работы подруг в области театра начинается в середине 1910-х годов, но подлинную революцию им удалось совершить лишь после 1922 года.



Именно в это время началась работа Любови Поповой над сценографией спектакля «Великодушный рогоносец» по пьесе Ф. Кроммелинка в театре Мейерхольда. Разделяя концепцию биомеханики, она предлагает новаторское решение оформления сцены и костюмов актеров. Вместо традиционных декораций и задников - единую условную конструкцию, станок для работы актеров. Трактуя театр как производство, Попова предлагает заменить привычные театральные костюмы на униформу для актеров. Новая одежда должна быть максимально удобна для любых движений, давать возможность свободной игры и импровизации, а также быть комфортной и практичной в повседневной носке.



Коллекция кукол по эскизам Любови Поповой к спектаклю «Великодушный рогоносец». 2019. Культурно-просветительный фонд «Магия моды»

Самым известным сценографическим проектом Варвары Степановой стала работа над пьесой А. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» (1922) в театре Мейерхольда. Художница создала геометрические конструкции, включенные в театральное действие, и даже трюковую мебель, которая складывалась под артистами, не причиняя им вреда. Но все же главными были костюмы персонажей.



Варвара Степанова. Эскизы костюмов к спектаклю по пьесе А. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Режиссёр Вс. Мейерхольд. 1922. ГМИИ

Построенные на контрастных цветовых сочетаниях геометрических элементов, костюмы при каждом движении актера композиционно меняли графический рисунок действа.



Реконструкции костюмов Варвары Степановой к спектаклю «Смерть Тарелкина» 1922 года. Авторы реконструкций Полина Кускова, Людмила Шуваева, Елена Хардина, Елена Шипилова. 2019. Культурно-просветительный фонд «Магия моды»





В отличие от театральной «Смерти Тарелкина» костюмы и декорации для агитвечера «Через красные и белые очки» (1923) были лишены гротескной изящности, но сохраняли функциональность и конструктивность.



Варвара Степанова. Эскизы костюмов к спектаклю «Через красные и белые очки» по тексту А. Иркутова. 1923. ГМИИ

К проектированию конструктивистских сценографий-установок обратилась в 1922 году и Александра Экстер. Именно динамическое мышление помогло Экстер блистательно решить еще одну сложнейшую задачу - костюмы для фильма Якова Протазанова «Аэлита» (1924), где художница, интересы которой всегда лежали в области взаимодействия цветов, была ограничена черно-белой гаммой немого кино. Фантастический характер сюжета позволил ей с помощью новых материалов и новаторских конструктивных решений создать подлинную футуристическую утопию. В разработке и реализации костюмов к «Аэлите» огромную помощь Экстер оказали ее подруги - Вера Мухина и особенно Надежда Ламанова



Александра Эстер. Эскизы костюмов к кинофильму «Аэлита» по роману Алексея Толстого. Аэлита, королева марсиан. - Костюм

В 1923 году Варвара Степанова и Любовь Попова откликнулись на призыв руководства Первой ситценабивной фабрики (бывш. Мануфактура товарищества «Эмиль Циндель») разработать эскизы новых советских тканей. Подруги совершили настоящую революцию в текстильной промышленности: их требованием к руководству фабрики стало знакомство с процессами работы над тканью и художественный контроль за реализацией эскизов на всех этапах. Художницы исходили в проектировании из возможностей производства: набойка в два-три клише, максимальная простота и рациональность узора, экономия средств. Меньше чем за год было разработано несколько сотен орнаментов, 20 из них запущено в массовое производство.



Варвара Степанова. Проект платья. 1923. - Рисунки для ткани. 1924. Бумага, гуашь, коллаж. ГМИИ

Работы Степановой поражают разнообразием форм и композиционных схем, использованием контрастных цветов и ясного четкого геометрического рисунка. Попова же отдает предпочтение множественным вариациям единого мотива, главным становится жесткая структура, делающая даже самый маленький фрагмент рисунка абсолютно самодостаточным. Важной категорией для художниц была целесообразность, они стремились учитывать даже особенности кроя будущей одежды.



Варвара Степанова. Рисунки для ткани. 1924. Бумага, гуашь, коллаж. ГМИИ



Реконструкция платья (1) и пальто (3) по эскизу Любови Поповой. 1923-1924. Авторы реконструкции Ксения Смолкина и Галина Райхман. 2019. Культурно-просветительный фонд «Магия моды». - Реконструкция платья (2) по эскизу Варвары Степановой. 1924. Автор реконструкции Ирина Кузенкова. 1987. Частное собрание, Москва



Яркие модели, построенные на сочетании полос и геометрических фигур, отличались простотой и удобством кроя.



Созданием спортодежды занималась также и Вера Мухина, посвятившая моде достаточно продолжительный период своего творчества.



Реконструкция летнего платья и спортивного костюма по рисунку Веры Мухиной (модель Надежды Ламановой). 1925. Культурно-просветительный фонд «Магия моды». - Реконструкция спортивного костюма по эскизу Варвары Степановой. 1923. Частное собрание, Москва

В начале 1920-х годов три молодые художницы - Мухина, Экстер и Вера Попова (двоюродная сестра Любови Поповой) - организовали артель МЭП (по первым буквам их фамилий), чтобы делать различные модные аксессуары из крашеной рогожки. Первой обратила внимание на их дизайнерские находки одна из самых известных отечественных модельеров Надежда Ламанова. Она стала включать предметы МЭП в костюмы для своих заказчиц. Около 1923 года Ламанова и сама увлеклась идеей создания нового доступного платья для современного советского заказчика. Тогда же началось сотрудничество Ламановой, Экстер и Мухиной, связанное с деятельностью «Ателье мод» - центра разработки новых моделей повседневной одежды. Первый и единственный вышедший номер журнала «Ателье» открывался статьей Экстер о теоретических основах нового моделирования одежды, там же были опубликованы и модели, выполненные художницей.



Реконструкция платья, созданного Надеждой Ламановой для Веры Мухиной. Автор реконструкции Елена Шипилова. Москва, 2016



Статья в журнале «Красная нива» была подкреплена серией таблиц, в которых Экстер наглядно показывала возможности новых конструкций в одежде. Геометрия кроя, прямоугольные силуэты, минимальное количество швов и простота используемых материалов стали отличительными чертами моделей, предложенных подругами. В альбоме «Искусство в быту» (1925) Ламанова и Мухина опубликовали целую серию разработок: варианты создания одежды из доступных материалов, а также платья-трансформеры, которые помогали бы советской женщине быстро менять свой наряд и превращать рабочий костюм в вечерний. Их модели, также представленные на Всемирной выставке в Париже в 1925 году, получили всемирное признание и принесли создателям заслуженный Гран-при.



Отправной точкой экспериментов в области нового языка книги во многом становится книжная графика Ольги Розановой. Начиная с 1913 года ею было оформлено более 20 книг, в основном авторства Алексея Кручёных. В «Утином гнездышке дурных слов» (1913) художница выступила и как автор иллюстраций, и как создатель общего макета, и как художник-шрифтовик, заложив в оформление книги новые принципы.







Ольга Розанова. Страницы рукописной книги "Утиное гнёздышко дурных слов" Алексея Кручёных. Литография, гуашь. 20 листов. Частное собрание

В 1918-1919 годах по примеру Розановой начинает эксперименты с книгой Варвара Степанова. Она разрабатывает графическую серию визуальной поэзии, удачно сочетавшую модный в те годы заумный язык с яркими пятнами и линиями, будто небрежно положенными кистью между нарочито броскими пляшущими буквами.



В иллюстрациях к пьесе Кручёных «Глы-глы» (1918-1919) художница, остроумно пародируя манеры коллег, будто создает галерею работ современников-сподвижников.



Варвара Степанова. Розанова танцует. Иллюстрация к пьесе Алексея Кручёных "Глы-глы", 1918. Рукописная книга. Картон, наклейки из бумаги, тушь, перо. ГМИИ



Варвара Степанова. Иллюстрации к пьесе Алексея Кручёных "Глы-глы", 1919. Рукописная книга. Бумага, тушь. ГМИИ



Варвара Степанова. Рукописная книга «Зигра ар» (визуальная поэзия). 1918. Бумага на картоне, гуашь. ГМИИ.

С 1922 года Варвара Степанова начала активно заниматься полиграфией и сотрудничать с огромным количеством печатных изданий. Она создает обложки для журналов, оформляет книги. В творчестве Степановой сформировалась новая, необычная для тех лет графическая структура, удачно сочетавшая конструктивистские искания с общепонятной документальностью печатного текста и фотографии. Крупные буквы, контрастные геометрические элементы, броский фотомонтаж делали издания запоминающимися.



Варвара Степанова. Обложки журнала «Советское кино». 1926-1927. Частное собрание, Москва

Среди студентов ВХУТЕМАСа, где преподавали Варвара Степанова и Александр Родченко, выделялась так называемая великолепная пятерка: Анастасия Ахтырко, Ольга и Галина Чичаговы, Людмила Санина и Анатолий Борисов. Для работ Ахтырко характерна единая система шрифтовых и графических решений, она одной из первых начнет использовать типографские шрифты для конструктивистского набора.



Анастасия Ахтырко. Афиша кинофильма 33 несчастья, 1923. ГТГ

Конец 1920-х - начало 1930-х годов ознаменованы еще одним важным открытием русского конструктивизма - широкое распространение получает увлечение принципом монтажа. Фотография и кинохроника теперь рассматриваются не как отражение жизни, а как важный инструмент для создания новой реальности. В периодической печати, агитационной литературе, рекламе все большее значение приобретает фотомонтаж - разновидность коллажа с использованием фотоматериала. Одним из основоположников использования этого метода в полиграфии была Варвара Степанова.



Варвара Степанова. Фотомонтаж для разворота книги «Итоги первой пятилетки». 1933. Бумага на картоне, гуашь, коллаж. ГМИИ

Источники информации - материалы выставки и этикетаж, кураторский текст на стендах

история текстиля, история костюма, Россия, выставки, история моды

Previous post Next post
Up