Русская национальная традиция.

Jan 15, 2012 18:13

ДРУЗЬЯ!
Вчера на ВВЦ в 69 павильоне открылась выставка "КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ".
Дни работы выставки: 14 января 2012 - 20 января 2012.

Как всегда на православных выставках, можно будет увидеть ИКОНЫ, попытаться прочувствовать иконный образ, то есть отшлифовать (или приобрести самые начальные) навыки восприятия этого, такого сложного для современного человека, вида русского национального искусства.
Познакомиться с православной ЛИТЕРАТУРОЙ, например, приобрести (если найдутся) работы Павла Флоренского и Евгения Трубецкого об иконе и иконостасе.
Продолжить изучение русских НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ.
А заодно познакомиться с искусством Белоруссии, Дагестана, Узбекистана и др.

Выложу здесь несколько икон на тему Крещение Господне. Обратите внимание, как из века в век преображается стилистика, уводя образ из пространства вечного, небесного, божественного в пространство земное. На примере этих икон можно прояснить, что изменяется в структуре художественной формы образа.

Думаю, что будет небесполезно познакомиться с откликами на эту публикацию, интересными и нужными ссылками, выложенными в комментариях здесь и здесь.




Крещение Господне. Двухсторонняя выносная икона. Русский Север. XVII в. Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия.



В самом конце - образец ПРОРИСИ, которая позволяет наглядно уяснить, что такое КАНОН, свод обязательных правил, и есть ли в рамках канона пространство для ТВОРЧЕСТВА.

Все вопросы очень важные для формирования навыка восприятия искусства. Ведь это не абстракция, а конкретный навык, как прямохождение, например.




Крещение Господне. Двусторонняя икона-таблетка. Вторая четверть XV в. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Россия.

Напомню вам, что в русской иконе периода её расцвета (вплоть до к.16-го века) не надо искать женских лиц, мужских тел, линейной перспективы и пр., то есть того, что нас окружает в реальной, нашей с вами, жизни.
Их там нет и не может быть.
Надеюсь, что вы не удивляетесь, что тело Христа "так странно" изображено.




Крещение Господне. Деталь иконы «Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение Господне». Ок. 1341 г. Новгородский музей.

Ищите смысл иконы в оттенках цвета (в сияющем сине-бирюзовом и нежнейшем прозрачно-розовато-малиновом в верхней иконе), в ритмах, то есть повторах, наклонённых фигур и округлых или же резких очертаниях крыльев ангелов (это во многих иконах), в пропорциях (напряжённо-вытянутых или гармонично-успокоённых).
В этом - СМЫСЛ.
Здесь рассказа нет, а есть ДУХ, к которому можно лишь прикоснуться ПРОЧУВСТВОВАВ, уловив.




Крещение Господне. 1408 г. Происходит из праздничного чина Успенского собора во Владимире. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.




Крещение Господне.




Крещение, со сценами жития. Малыганов Иван Анисимович (ок. 1760 - после 1840). Невьянск. 1796 г. Частное собрание Ю. М. и Л. Д. Рязановых, Екатеринбург, Россия.




Крещение с предстоящими святыми. Конец XVIII - начало XIX вв. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Россия.

А в поздних иконах - уже РАССКАЗ.




Крещение Господне. Из праздничного чина иконостаса церкви села Селезениха Тверской губернии. Конец XVIII в. Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва, Россия.




Крещение Господне. Удалов И. 1907 г. Санкт-Петербург. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Россия.




Крещение Господне. Прорись с иконы XVII в.
Источник: Маркелов Г. В. Книга иконных образцов. В 2 т. = Russian icon designs. In 2 volumes / G. V. Markelov. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2001. - № 203, том I, стр. 542.

русская традиция, средние века, выставки, этническое

Previous post Next post
Up