Выставка "Журнал красивой жизни"

Jul 10, 2024 16:19

Искусственные параллели по средам



Выставка в Музее русского импрессионизма посвящена первому российскому глянцевому журналу «Столица и усадьба», выходившему с 1913 по 1917 год. Журнал издавался литератором и журналистом Владимиром Пименовичем Крымовым (1878-1968). Среди прочего в журнале публиковались статьи о самых знаменитых усадьбах России и их владельцах, обзоры культурных событий, в том числе художественных выставок. Как правило, обложка журнала оформлялась репродукцией картины известного художника. Издание было адресовано состоятельной публике: лучшая из возможных бумага, цветные иллюстрации, остроумные житейские наблюдения, статьи о балах, охотах, путешествиях, великокняжеских помолвках и свадьбах, драгоценностях, великолепных интерьерах и богатых частных коллекциях. Заметьте, что издавался журнал как раз в то время, когда шла Первая мировая война, приближалась революция в России.

В экспозиции собраны произведения, которые были либо представлены на страницах журнала, либо подробно описаны критиками в репортажах с выставок. Разделы выставки соответствуют постоянным рубрикам журнала: «Столица», «Усадьба в прошлом и настоящем», «О том и о сем», «В зрительной зале», «Туризм», «Художественные выставки», «Петроград во время войны». Выставку открывает раздел «Столица», в котором помещены портреты петербургских красавиц. Среди них - правнучка императора Николая I, баронесса Дарья Гревениц (урожденная графиня Богарнэ), жена промышленного магната Маргарита Гинзбург и княгиня Мария Кудашева.



Первым представлен портрет графини Богарнэ (1870-1937). Глядя на него, трудно представить, какая судьба ждёт эту светскую красавицу. Дочь князя Евгения Максимилиановича Романовского, герцога Лейхтенбергского, правнучка Николая I и праправнучка императрицы Жозефины Бонапарт и М. И. Кутузова, родилась в Мариинском дворце. В 1905 году уехала в Париж, где в 1906 году окончила Сорбонну. Во время Первой мировой войны окончила курсы сестёр милосердия и на свои средства в январе 1917 года организовала санитарный отряд, с которым отправилась на австрийский фронт. Февральскую революцию, по её словам, она встретила восторженно, приказав поднять над лазаретом красный флаг. В октябре 1917 года графиня Богарнэ уехала в Германию, где приняла баварское подданство. Но через год, в октябре 1918 года, в самый разгар гражданской войны, вернулась в Советскую Россию. Вместе с гражданским мужем Виктором Маркизетти, австрийским подданным, проживала в квартире на ул. Моховой, д. 36 и работала в библиотеке издательства «Всемирная литература», организованного М. Горьким. В 1927 году приняла гражданство СССР, сменив имя на Дору Евгеньевну Лейхтенберг и сделав себя на 11 лет моложе. В августе 1937 года Маркизетти и Лейхтенберг были уволены, а 10 сентября арестованы и расстреляны, впоследствии оба реабилитированы.



Виктор Штембер. Портрет баронессы Дарьи Евгеньевны Гревениц, 1912. Оба: Холст, масло. Эрмитаж

До появления «Столицы и усадьбы», как указывает в каталоге выставки театральный критик и журналист Сергей Николаевич, считалось, что имя светской дамы может появиться в прессе только в трех случаях: «при объявлении о ее рождении, свадьбе и похоронах». Крымов решил пойти против правил и публиковать не только имена, но и портреты девушек из высшего общества, дебютанток. Рядом с ними на страницах журнала появлялись и зажиточные мещанки, и наследницы буржуа, и аристократки кисти ведущих художников рубежа XIX-XX веков. Менее известный в наши дни художник Николай Беккер тоже писал портреты светских красавиц и опереточных примадонн, но что за особа изображена на следующем портрете? Да, конечно, это жена промышленного магната.



Николай Беккер. Портрет Маргариты Павловны Гинзбург, 1915

В журнале «Столица и усадьбы» (№ 62-63 за 1916) в статье, посвященной особняку князя К.А. Горчакова, следующий портрет воспроизведен как портрет его дочери Марии Константиновны (1871-1924), в замужестве сначала княгини Кудашевой, затем Брянчаниновой, фотографические портреты которой полностью подтверждают эту атрибуцию. Ей удалось покинуть Россию с семьёй, свои дни она закончила в Швейцарии, в Лозанне, в 1962 году.



Николай Богданов-Бельский. Портрет княгини Марии Константиновны Кудашевой, 1903. Холст, масло. Эрмитаж

Людмила Павловна Месаксуди-Бюрнс (1887-1953) окончила Императорское балетное училище. С 1905 танцевала в Мариинском театре. Вышла замуж за сына керченского магната офицера Александра Месаксуди. В 1916 участвовала в Петрограде в показе русской моды, демонстрировала костюм, сшитый из старинных русских набивных платков по эскизам князя Александра Шервашидзе. В эмиграции жила во Франции. Участвовала в Париже в концертах и благотворительных вечерах (1920-1930-е), в организации концертных программ «У артистов» (1931). В 1936 устроила вечер балета и оперетты для Группы безработных артистов московских и петроградских оперетт.



Николай Богданов-Бельский. Портрет Людмилы Павловны Бараш-Месаксуди, 1916. Холст, масло. Тверская областная картинная галерея

Портрет Зинаиды Семёновны Штильман, написанный Исааком Бродским, был представлен на выставке Союза русских художников в Петрограде в 1916 году. О ней известно из книги Бенгта Янгфельдта "Ставка - жизнь. Владимир Маяковский и его круг": она, вопреки невысокому росту, тучности и родимому пятну во всю щеку, пять раз выходила замуж, за ней ухаживал великий князь Дмитрий Павлович. Однажды Лиля Брик спросила у нее, правда ли, что она живет с мужчинами за деньги, и та ответила с искренним удивлением: "А что, Лиля Юрьевна, разве даром лучше?"



Исаак Бродский. Портрет Зинаиды Семёновны Штильман, 1916. Холст, масло. ГРМ

Одной из позирующих художнику девушек является его юная возлюбленная Татьяна Трофимова, Тата, дочь пензенского железнодорожника, которую Вахрамеев писал неоднократно: ее образу посвящены лучшие портреты художника. Работа участвовала под этим названием в выставке «Независимых» в 1916 году, более известна как «Подруги»



Александр Вахрамеев. Подруги. Тата и Валя, 1915. Картон, пастель, гуашь, соус. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Портрет в русском костюме был популярным жанром на рубеже XIX-XX веков. Писал на эту тему и художник Иван Куликов. Его цикл работ о боярской жизни завершает картина «В русском наряде», на которой изображена супруга мастера Елизавета Аркадьевна Соколова-Куликова. Героиня одета в парчовую душегрею, штофный сарафан, кокошник и фату. Из образа несколько выбивается дорогое ожерелье и перстни. Талант художника как портретиста проявился еще во времена учебы в Академии художеств. Его учитель Илья Репин пригласил Ивана Куликова вместе с Борисом Кустодиевым к коллективной работе над масштабным полотном «Торжественное заседание Государственного совета». Упоминание портретов в русском костюме Куликова встречается и в журнале «Столица и усадьба» в обзоре Весенней выставки в Академии художеств.



Иван Куликов. В русском наряде, 1916. Муромский историко-художественный музей
Иван Горюшкин-Сорокопудов. Девушка в вологодском костюме, 1910-е Ростовский областной музей изобразительных искусств
Александр Маковский. Купчихи. Чаепитие, 1916. Холст, масло. Частное собрание, Москва

Для дипломной картины художник Александр Рубцов выбрал известный сюжет «письма». Мастер изобразил девушек в платьях по моде эпохи наполеоновских войн, в руке у одной из них лист бумаги, другая в слезах. Богатые интерьеры комнаты Рубцов написал в имении Марьино князя Павла Голицына. Здесь же художник создал ряд картин в стилистике акварелей первой половины XIX века. Академический совет оценил работу, присудил Рубцову звание художника и отправил в заграничную поездку на четыре года. А картина «Ампир» («Empire, имение Марьино князей Голицыных») попала на обложку 9-го номера журнала «Столица и усадьба».



Александр Рубцов. В гостиной, начало ХХ века. Холст, масло. Галерея Ильи Глазунова





Николай Харитонов. Осень,1913. Холст, масло. Рязанский областной художественный музей им. И.П. Пожалостина



Александр Средин. В жёлтой гостиной (имение Петровское), 1900-1910-е. (?). Холст, масло. Башкирский художественный музей им. М.В. Нестерова



Александр Средин. Интерьер усадьбы князей Юсуповых Архангельское, 1900-е. Холст, масло. Музей Тропинина



Александр Средин. В зале, начало ХХ в. Холст, картон, масло. Музейное объединение «Художественная культура русского Севера», Архангельск

Каждый журнал открывался статьей с фотографиями экстерьера и интерьера имения, знаменитого своей историей или владельцем, архитектурой или угодьями. Главной героиней 79-го стала подмосковная усадьба княгини Александры Козловской - «оазис просвещения» и «высоко-культурный уголок», затерянный в «глухой провинции». Такие оды ныне заброшенному имению пели потому, что в его стенах в то время хранилось богатое собрание книг отца Козловской Михаила Лонгинова - писателя, успевшего за свою жизнь и порнографических поэм насочинять, и в кресле начальника высшей цензурной инстанции посидеть.



Станислав Жуковский. Имение Брасово, 1916. Холст, масло. Оренбургский областной музей изобразительных искусств



Константин Вроблевский. Усадьба, 1913. Холст, масло. Собрание М. Суслова, Москва



Николай Сергеев-Коробов. Портрет незнакомки, 1910. Холст, масло. Собрание Яны и Рустема Вахитовых, Москва



Александр Моравов. Интерьер. Жена художника, 1913. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея

Картину "Дачницы" Киселёва написала в живописной Куоккале, где она снимала дом. Эта картина украшала обложку журнала в 1916 году. Моделями стали сестра художницы Мария и жена брата Берта.



Елена Киселёва. Дачницы, 1915. Холст, масло. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского



Константин Сомов. Эскиз занавеса свободного театра,1913 (?). Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
Мстислав Добужинский. Голубая комната. Эскиз декорации к комедии И. Тургенева «Месяц в деревне». 1909. ГТГ
Мстислав Добужинский. Зелёная гостиная. Эскиз декорации к комедии И. Тургенева «Месяц в деревне». 1909. Музей МХАТ



Лев Бакст. Эскиз костюмов двух беотиек для Брониславы Нижинской и Веры Фокиной, и в постановке М. Фокина, около 1911. Бумага, карандаш, акварель, серебряная краска. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства



Лев Бакст. Эскиз костюма беотийца к балету «Нарцисс» Н. Черепнина. Бумага, карандаш, акварель, серебряная краска. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства



Мстислав Добужинский. В Скворечниках. По мотивам спектакля «Николай Ставрогин» (по роману Ф. Достоевского «Бесы»), 1913. Холст, масло. Музей МХАТ

Окончив в 1905 году Театральное училище при Малом театре в классе Александра Павловича Ленского, утонченная красавица Ольга Гзовская сразу покорила театральную Москву. Вскоре она стала едва ли не самой высокооплачиваемой актрисой, могла позволить себе не только выбирать репертуар, но и менять театры. Она удачлива и в кино, где снимается с 1915 года, участие Гзовской обеспечивает успех даже проходным картинам. В 1920-м вместе со своим вторым мужем актером Владимиром Гайдаровым и частью труппы Художественного театра Ольга Гзовская уезжает в Берлин. Здесь играет в кабаре «Голубая птица» - специально на нее спектакли ставит Гайдаров, снимается в нескольких фильмах, пробует себя и в режиссуре. В 1932-м Гзовская и Гайдаров возвращаются в Москву. Ни одна столичная театральная труппа не принимает актеров, и в 1934 году они едут попытать счастья в Ленинград. Гайдарова берут в Пушкинский (Александринский) театр только в 1938-м, Гзовскую - в Театр Ленинского комсомола в 1939-м. Со своим театром она эвакуируется на Урал, но вскоре переезжает в Новосибирск, где в годы войны работает Александринка. В эту труппу Гзовскую примут в 1943 году, когда актрисе будет 60 лет, и прослужит она здесь до 1956 года. Больших ролей у Гзовской после возвращения в Россию почти не было. Она занималась режиссурой, параллельно с работой в театре вела кружок художественной самодеятельности в Доме ученых и в Клубе моряков.



Матвей Зайцев. Портрет артистки Ольги Гзовской. 1912-1945. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Балерина Большого театра.

Нина Сергеевна Чернобаева (1889-1959) - русская и советская балерина и актриса, участвовала в первом Русском сезоне С. Дягилева в Париже в 1909 году. Снималась в кино. В 1916 году художник И.Бродский написал салонный портрет московской красавицы-балерины и актрисы, который хранится в Доме-музее художника. Была замужем за Лачиновым Аполлоном Сергеевичем (1889-1941), последним отпрыском дворянского рода Лачиновых, ведущих свою историю с XVI века.



Исаак Бродский. Портрет Нины Сергеевны Чернобаевой. 1916. Холст, масло. Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург

Евгения Васильевна Лопухова (1884-1943) была старшей в знаменитой балетной семье. Фамилию прославят младшие братья - танцовщик и балетмейстер Федор Лопухов и солист балета Мариинского театра Андрей Лопухов. Известность младшей сестре, Лидии Лопуховой, принесут «Русские сезоны» Дягилева. Евгения Лопухова тоже будет участвовать в спектаклях дягилевской антрепризы, в 1902-1924 она танцует, не на первых ролях, в Мариинском театре, участвует в спектаклях Федора Лопухова в Михайловском театре. Но заметные успехи артистка сделает на эстрадной сцене, танцевальный дуэт Евгении Лопуховой и Александра Орлова просуществует более 30-ти лет - с 1910-го до 1941 года. Вместе артисты выступят 6 и 13 января 1934 года в Ленинградской филармонии. С участием Евгении Лопуховой пройдут в Большом зале и сборные концерты в январе, феврале и октябре 1935 года.



Федот Сычков. Портрет балерины Евгении Лопуховой. 1915. Холст, масло. Русский центр искусств, Калининград



Витрина посвящена театральной коллекции Валериана Светлова - театральная графика и даже слепок с ножки Анны Павловой.







Николай Беккер. В Крыму. 1917. Холст, масло. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник



Исаак Бродский. Ледоход в Пскове. 1913. Картон, масло. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Заметки о дальних странах и их виды часто появлялись на страницах первого отечественного глянца. Репродукции картин с изображением заграничных и родных пейзажей можно было увидеть и в разделе с обзором выставок. Так, рецензия на Весеннюю академическую выставку 1915 года сопровождалась положительной критикой работ Константина Вещилова - ученика Ильи Репина, а затем главного художника Морского министерства. Иллюстрировала статью одна из работ мастера, созданная им на острове Капри.



Константин Вещилов. На Капри. 1912. Холст, масло. Самарский областной художественный музей
Константин Коровин. Севастопольский базар. 1915. Картон, масло. Томский областной художественный музей



Анна Остроумова-Лебедева. Нефтехранилища. 1916. Холст, масло. ГРМ



Борис Анисфельд. Мост Риальто. Венеция. 1914. Холст, масло. ГРМ



Николай Фешин. Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой (На фоне стены). 1916. Холст, масло. Музей изобразительных искусств Республики Татарстан



Сергей Судейкин. Морская идиллия. 1914. Холст, мало. Собрание KGallery, Санкт-Петербург
Константин Богаевский. Воспоминание о Мантенье. Эскиз. 1910. Холст, темпера. Вятский художественный музей им. Васнецовых



Борис Григорьев. В парижском кафе. 1913. Картон, карандаш, темпера. Частное собрание, Москва



Алексей Карев. Кувшин с цветами и футляр балалайки. 1915. Холст, темпера. ГРМ

Не смотря на скромность сюжета, картина "Солнечный луч" Гольдингера производит впечатление виртуозной живописи. Живописец и график Екатерина Гольдингер профессионального художественного образования не получила,  она брала частные уроки у Леонида Пастернака в России и Фернана Кормона во Франции. В картине «Солнечный луч» художница изобразила не обзор интерьера, а лишь фрагмент стены. У необычной композиции всего три составляющих: модные обои в полоску, репродукция «Спящей Венеры» Джорджоне и солнечный луч, дробящийся переплетом окна. До революции Екатерина Гольдингер была постоянным участником выставок. В последующие годы стала известна как искусствовед: работала в Пушкинском музее и музее-усадьбе «Кусково», преподавала в МГУ.



Екатерина Гольдингер. Солнечный луч. 1911. Холст, масло. Государственный художественный музей Алтайского края
Виктор Штембер. Сидящая обнажённая. 1910-е (?). Холст, масло. Собрание С. Степанова, Москва



Виталий Тихов. Купальщицы. 1910. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко



Александр Маковский. Портрет академика Якова Дмитриевича Андреева. 1915. Холст, масло. Частное собрание, Москва

На выставке можно увидеть карандашный портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, написанный модным в то время портретистом Валентином Серовым. Он-то и был воспроизведен когда-то в журнале «Столица и усадьба» (№ 23, 1914). Судя по отзывам современников, княгиня не отличалась высоким интеллектуальным уровнем, мало интересовалась искусством, но зато была самой элегантной женщиной Петербурга, первой модницей, тратившей целые состояния на шикарные парижские туалеты.



Валентин Серов. Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой. Эскиз. 1911. Бумага на картоне, пастель, уголь. ГРМ



Источники информации - материалы выставки и этикетаж,

русская традиция, красивое, Россия, живопись, выставки

Previous post Next post
Up