Выставка "Прикоснувшиеся к Солнцу"

Feb 17, 2024 18:22




Выставка "Прикоснувшиеся к Солнцу. В поисках стиля: авангард и реализм в среднеазиатском искусстве. 1920-1960-е годы" в Музее русского зарубежья посвящена туркестанскому авангарду и по своей энергетике и живописности перекликается с выставкой "Сокровища Нукуса", проходившей в Пушкинском музее в 2017 году. Художники-авангардисты, работавшие в Средней Азии, - Александр Волков, Виктор Уфимцев и Александр Николаев (Усто-Мумин), были создателями целой художественной школы XX века в советском Туркестане. С ними в разное время взаимодействовали художники: Кузьма Петров-Водкин, Роберт Фальк, Павел Кузнецов и архитектор Владимир Шухов. На выставке вместе с работами из крупных музеев представлены и редкие картины из частных коллекций.

В начале экспозиции при входе с обеих сторон стоит головы Будды - это фрагменты статуй, которые были разрушены в 2001 году. Две гигантские статуи Будды, входившие в комплекс буддийских монастырей в Бамианской долине, создание которых датируется VI веком н.э., относятся к индийскому искусству Гандары - региона греко-буддийских царств, существовавших на территории нынешних Афганистана и Пакистана.



Александр Волков - непререкаемый гений, сумевший передать сакральное звучание молитвы изобразительными средствами. Но мистицизм на картинах Волкова был солнечным и радостным. Он не искал смысла бытия, а стремился к созерцательной радости. Именно он создал "вторую Троицу" и "Гранатовую Чайхану", а его "Караваны" - поэтично-цветовые декларации нового мира в идеальном прочтении. Мира, где не будет войн и катастроф, а лишь будущее сияющее счастье.



Александр Волков. Портрет Врубеля. 1955. Фанера, масло. Демон. 1916. Бумага, акварель. Коллекция А.А. Волкова

На выставке работы Волкова дополнены майоликой Врубеля.



Михаил Врубель. Ассириец. 1898. Майолика. Частная коллекция



Александр Волков. Соколиная охота. 1918. Холст на картоне, масло. Коллекция С.С. Язычьяна
Александр Волков. Чайхана. 1922-1923. Холст на фанере, масло. Музей Востока



Александр Волков: Пейзаж с деревом. 1930-е. Бумага, акварель. Фонд Марджани
Вечерний пейзаж. 1946. Картон, масло. Коллекция А.А. Волкова
Закат II. 1946-1947. Фанера, масло. Коллекция А.А. Волкова
Чайхана. 1946-1956. Фанера, масло. Коллекция А.А. Волкова



Александр Волков. Красный натюрморт. 1927. Холст, масло, лак, темпера. Музей Востока



Александр Волков. Караван. 1920. Бумага, акварель. Коллекция А.А. Волкова



Александр Волков. Танец. 1924. Холст, масло. Частная коллекция



Александр Волков. Беседа под веткой граната. Из серии "Восточный примитив". 1918-1919. Картон, темпера, масло.
Общество. Из серии "Восточный примитив". 1918-1919. Картон, темпера, масло. Обе - Музей Востока



Александр Волков. Женщины. 1921. Бумага, темпера, масло. Коллекция А.А. Волкова



Александр Волков. Колхозник, 1933. Холст, масло. Музей Востока



Александр Волков. Цветы. Натюрморт. 1944. Обе: Холст, масло. Коллекция А.А. Волкова



Александр Волков. Штурм бездорожья, 1934. Холст, масло

Виктор Уфимцев - бунтарь-футурист, ставший председателем Союза художников УзССР. Уфимцев развешивал свои кубические творения на ветвях деревьев и карнизах домов. Надевал экзотические одежды и путешествовал на крыше поезда, дрался и писал манифесты. В середине жизни  - чиновник, от которого зависела жизнь художников Средней Азии, а в конце жизни вновь уловивший возвращение "авангарда" автор контрастных гуашей с синим восточным набором Ташкента, Тандера, Индии и Афганистана.



Виктор Уфимцев. Рождённый в дороге. Холст, масло. Коллекция Ю.В. Вербицкой



Виктор Уфимцев. Дыня с виноградом. 1936. Холст, масло. Коллекция Л.Л. Агафоновой



Виктор Уфимцев. Женщины. Тунис. 1963. Бумага, гуашь. Коллекция Л.Л. Агафоновой



Виктор Уфимцев. В мастерской художника. Холст, масло. Коллекция Л.Л. Агафоновой



Виктор Уфимцев. Дорога через посёлок. 1961. Бумага, гуашь.



Виктор Уфимцев. Хива. 1957. Холст, масло. Коллекция Л.Л. Агафоновой

Александр Николаев (Усто-Мумин) - утонченный посредник между восточной вывеской и русской иконой. Бывший белогвардейский офицер принял мусульманство и надел халат и тюбетейку. Немного опоздавший родиться, Александр Николаев в Туркестане 1920-х годов продолжил работу своих предшественников из "Мира искусства", "Весов", "Аполлона" и "Голубой Розы". Он создал нечто уникальное, подвесив между небом и землей восточных ангелов и мудрецов, голубые иконописные фоны и житийные клейма с персидскими юношами.



Александр Николаев (Усто Мумин). Купол Биби-Ханым. - Руины Биби-Ханым. Обе: 1920-е. Холст, масло. Музей Востока



Александр Николаев (Усто Мумин). Горный кишлак. 1945. Холст, масло. Фонд Марджани





Александр Николаев (Усто Мумин). Жених. 1920-е. Бумага на дереве, темпера. Музей Востока. Фрагмент



Александр Николаев (Усто Мумин). История юноши Гранатовые Уста. 1920-е. Доска, темпера. Музей Востока



Давид Бурлюк. Авангардный пейзаж с всадником. Середина 1920-х. Холст, масло. Частная коллекция



Павел Кузнецов. Весна в степи. Холст, масло. Коллекция А. Самойлова



Иван Казаков. Вечер во дворе медресе Улугбека. Картон, масло. Фонд Марджани.



Алексей Исупов. Базар в Самарканде. 1923. Холст, масло. Фонд Марджани



Алексей Исупов. Базар. Самарканд. Начало 1920-х. Картон, масло. Фонд Марджани



Алексей Исупов. Ташкент. Медное производство. 1921. Картон, масло. Фонд Марджани





Роберт Фальк. У хауза. 1943. Холст, масло. Музей Востока



Сергей Герасимов. Самарканд. Старый город. 1942. Картон, масло. Фонд Марджани



Александр Тышлер. Улочка в Самарканде. 1942. Бумага, карандаш, акварель. Коллекция Л.Л. Агафоновой



Павел Кузнецов. Самаркандские дворцы. Прощание с умершим. Бумага, карандаш. Коллекция М.В. Сеславинского





Анатолий Зверев. Портрет Зинаиды Костаки, 1968. Бумага, смешанная техника. Владимир Немухин. Абстракция, 1968. Бумага, тушь. Коллекция Л.Л. Агафоновой



Владимир Вайсберг. Архитектурная композиция, 1977. Холст, масло



Дмитрий Плавинский. Черепаха. Холст на фанере, смешанная техника



Натюрморт «Трубка, спички, бутыль, стакан» относится к циклу ранних живописных работ выдающегося отечественного мастера неофициального искусства Д.М. Краснопевцева. В конце 1950-х его сложная мифологическая, живописная и пластическая система формировались и приобретали классические черты.



Дмитрий Краснопевцев. Трубка, спички, бутыль, стакан, конец 1950-х. Картон, масло



Владимир Яковлев. Берёза, 1969. Бумага, гуашь

Проект "Изменившие мир: российские художники и меценаты и формирование нового искусства в XX веке: Восток и Запад" состоит из созданного ранее документального фильма "Ловцы солнца" (2023, авторы сценария Любовь Агафонова и Юлия Вербицкая; авторы и продюсеры Валдис Пельш и Елена Потанина); изданной специально к выставке книги (автор Любовь Агафонова) и, собственно, самой выставки, включающей более 60 экспонатов живописи и графики, фотоматериалы, подлинные книги, изданные в начале прошлого века, из музейных и выдающихся частных собраний.

новости, Россия, живопись, выставки, музеи

Previous post Next post
Up