Миф и реальность

Jan 11, 2024 16:39




С. Эрьзя с сёстрами Марией и Еленой Мроз. Батуми, 1922

Степан Дмитриевич Эрьзя (1876-1959) прославился по всему миру как гениальный скульптор. Масштаб его творческого наследия со временем только возрастает, а жизнь его сложилась как самый захватывающий роман. В начале прошлого века Степан Эрьзя получил широкую известность после участия в ряде выставок в Венеции, Милане и Париже. В европейской прессе в этот период за ним закрепилось прозвище "русский Микеланджело" - за уникальную передачу эмоций через возможности пластики. К 50-м годам XX века его начнут называть "русским Роденом".
И вот наконец, в 2024 году в прокат должен выйти художественный фильм "Эрьзя. Долгий путь домой" о его жизни и творчестве. Эрзя прожил очень необычную и яркую жизнь. Он жил и работал как в России, так и за рубежом: в Италии (1907-1914), Франции (1909-1913), Азербайджане (1921-1923), Аргентине (1927-1950), потом вернулся в Советскую Россию. Творческое наследие Степана Эрьзи обширно. Около трех сотен произведений дошли до наших дней, однако судьба многих работ остаётся неизвестной.



Как натура творческая, он всегда привлекал внимание прекрасных женщин, у него были романы с натурщицами, приключения с роковыми женщинами. Своё ощущение прекрасного скульптор воплотил в многочисленных женских образах.



Да, в жизни Степана Эрьзи было много интересных женщин, но именно Елена Мроз (1900-1984) стала верной и преданной подругой скульптора - его музой, ученицей и возлюбленной. В 1915 году в Москве произошла их встреча, которая осталась воплощённой во многих работах мастера. Среди них и прекрасная мраморная "Калипсо".



Миф о Калипсо известен из поэмы "Одиссея" греческого писателя Гомера. Имя "Калипсо" в переводе с греческого означает "та, что скрывает". Гомер рассказывает историю о прекрасной нимфе Калипсо, которая очаровывает легендарного героя Одиссея своим пением и ткачеством. Нимфа удерживает возлюбленного в тайне ото всех, скрывая его на острове Огигии в течение 7 лет. Это были годы, наполненные любовью и страданиями. Но вскоре богиня-воительница Афина просит Зевса освободить Одиссея, потому что богами ему предначертан другой путь. Калипсо вынуждена отпустить возлюбленного, на прощанье даже наполнив ветром паруса его корабля.



Елена Мроз родилась в интеллигентной семье греческого происхождения в Ростове-на-Дону. Закончила городскую женскую гимназию и детскую художественную школу. В 1914 году уехала в Москву, где стала учиться мастерству скульптора в студии А.С. Голубкиной. На следующий год познакомилась с Эрьзей и стала его ученицей, потом возлюбленной. В 1916 году они вместе приехали в Геленджик в родительское имение семьи Мроз на летний отдых. Впоследствии скульптор говорил, что никогда в жизни не жил так вольно и беззаботно, как у моря в Геленджике. Очарованный Еленой, он творит её и для неё, из-под его резца вышли прекрасные женские образы. В 1917 году Эрьзя создаёт из мрамора самое поэтическое изображение Елены и нарекает его греческим именем "Калипсо". За внешность и происхождение друзья часто называли Елену гречанкой ещё и потому, что она укладывала свои роскошные волосы в греческий пучок.



Калипсо. 1917. Мрамор. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи

В 1918 году Елена сопровождала скульптора на его родину в село Баево, а затем на Урал, где они вместе работали над осуществлением плана монументальной пропаганды. Елена стойко переносила бытовые трудности военных и первых послереволюционных лет.



Спокойствие. Мрамор, 1919. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи

Потом они побывали в Новороссийске, в Батуми и Баку, где Елена Мроз работала под руководством учителя над оформлением Дома Союзов горняков Азербайджана.



Ева. 1919. Мрамор. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи

Имя Калипсо, данное мраморной скульптуре, стало пророческим. Реальная судьба Елены Мроз и Степана Эрьзи оказалась схожей с судьбой героев греческого мифа, они разошлись через 10 лет. Мечты Елены, нежно любившей Эрьзю, разбились о его тяжёлый характер вечного скитальца, которому не нужен был покой, домашний очаг и уют. Его путь был путем гения-одиночки. А Елена смогла изменить себя и состоялась как художник и скульптор, но навсегда осталась верной своему герою.



Елена Мроз с 1925 по 1930 годы жила в Геленджике, где успешно работала над созданием парковых скульптур для здравниц города. В 1930 году приняла участие в оформлении Выставки достижений народного хозяйства в Москве. В 1937 году стала членом Союза художников СССР. Постоянно участвовала в выставках, создавала произведения. В её работах чувствуется влияние Эрьзи: они обладают той же пластикой, мягкостью и гибкостью линий, яркой образностью, умелым использованием фактуры материала.



С Еленой Эрьзя общался и после своего возвращения из Аргентины в СССР. Встречаясь, они часто вспоминали о днях давно минувших, но вместе жить уже не могли - сказывался разный менталитет.

Источники информации: gelmusey.ru , Странник Эрзя , erzia-fond.com

известные личности, Россия, скульптура

Previous post Next post
Up