Выставка Владимира Любарова: "Коля видит третьим глазом"

Jun 16, 2023 21:10

Искусственные параллели по средам



В галерее современного искусства ArtStory (Москва, Старопименовский пер., 14) до 30 июля проходит выставка новых "картин маслом отечественного производства" Владимира Любарова. Его работы понятны всем: и поклонникам наивного искусства, и любителям юмористического взгляда на жизнь. Они всегда вызывают улыбку, с одной стороны, но и дают повод задуматься над определёнными проблемами, с другой.



Коля видит третьим глазом, 2023. Холст, масло

Владимир Любаров - профессиональный художник-график, один из знаковых представителей современного русского наивного искусства. Начав свой творческий путь с книжной графики, в 1990-е годы он оставил столичную жизнь ради уединенного пребывания в деревне Перемилово. Там он начал свой живописный цикл "Страна Перемилово", включающий сейчас более 300 удивительных и ярких, ироничных и философских работ. У этой страны, реальной и фантастической одновременно, есть свои обитатели, которые живут на полотнах художника полноценной, самодостаточной жизнью: смотрят на звезды, всем миром справляются со стихией, время от времени занимаются физкультурой и, разумеется, отмечают праздники - главными среди которых считают те, что случаются безо всякого повода - просто оттого, что душа поет.
А в наши дни, как и во всякие непростые времена, у любаровских героев обострились внутренние силы. У одних открылся третий глаз, способный всё видеть в оптимистическом свете. Другие начали притягивать предметы, что вызывает восторг у женщин, которые притягиваются тоже. У третьих обнаружилось умение летать при любой погоде. А некоторые установили, наконец, контакт с инопланетной цивилизацией, который, впрочем, на трезвую голову не устанавливается.
Сам же художник Любаров, под влиянием своих героев, также расширяет свое живописное сознание. Перемешивая все масштабы и перспективы, он выстраивает в своей Стране Перемилово универсальную космическую иерархию, в которой всё и вся - небесные светила, люди, предметы, растения, животные и птицы - равноправны и живут в согласии друг с другом.





День зимнего солнцестояния, 2015. Холст. масло



Мыльные пузыри, 2015. Холст, масло



Ной, 2005. Холст, масло. Частная коллекция



Лекция о паранормальных явлениях, 2012. Холст, масло



Контакт, 2022. Холст, масло



Володя-экстрасенс притягивает предметы, 2008. Холст, масло



Мы летим! 2019. Холст, масло

80 представленных картин сопровождаются остроумными текстами самого художника.
вокруг перемилова
30 лет назад я переехал из Москвы в деревню Перемилово, что на самой границе Владимирской и Ярославской областей. Нашел я эту деревню почти случайно. Или это она меня нашла?… Казалось бы, до Перемилова я тоже неплохо жил: иллюстрировал книги, даже работал главным художником издательства… Но если бы 30 лет назад мой «Москвич» не сломался на дороге прямо напротив деревни Перемилово, где в итоге я приглядел себе дом, то, скорее всего, я не стал бы тем Любаровым, которым стал. Конечно, главное мои занятие в деревне - рисовать. Ну, может быть, еще косить траву и иногда клюкать на завалинке с соседями… Но вместе с тем я в своем Перемилове сиднем не сижу, - езжу по деревням с любопытными названиями, такое у меня появилось хобби. За 30 лет путешествий по Владимирской, Ярославской, Ивановской, Костромской глубинке я незаметно собрал целую коллекцию забавных, звучных названий русских деревень. Эти названия восхищают меня как праздник народного творчества, фантазии и остроумия русской культуры, деревенской философии. Село Случайное, деревни Пенье, Закусихино… Любилки, Бухалово, Мокрое, Лучки… Деревня Рай… Во многие деревни я съездил, в другие съездить только собираюсь, про третьи узнал, что от них лишь одни названия и остались. И в какой-то момент я понял: даже если нет уже самих деревень, ушли в мир иной, или разъехались кто куда люди, некогда их населявшие, все равно остался дух, образ этих деревень, запечатленный в их названиях, - и я могу всё это нарисовать. И нарисовал. Моя деревня Перемилово имеет какую-то - мистическую или энергетическую - связь с другими русскими деревнями и нашептывает мне сюжеты моих картин. Когда меня спрашивают, как я придумываю те или иные сюжеты, я долго и путано что-то объясняю, хотя про себя четко знаю: Перемилово нашептало.
Любаров



Куда. Деревня в Иркутской области, 2019. Холст, масло



Перебор. Деревня во Владимирской области, 2020. Холст, масло



Крутой верх. Деревня в Тульской области, 2020. Холст, масло



Первомайское. Деревня в Московской области, 2019. Холст. масло



Стулово. Деревня в Тверской области, 2020.Холст, масло



Рассвет в деревне Верхние Петушки, 2022. Холст, масло



Верхняя Матросовка. Деревня в Ульяновской области, 2018. Холст, масло



Сестрёнки. Исчезнувшее село в Волгоградской области, 2018



Поцелуево. Деревня в Ярославской области, 2019. Холст, масло



Чулки. Деревня в Кировской области, 2020. Холст, масло



Париж. Село в Челябинской области, 2020. Холст, масло



Рай. Деревня в Костромской области, 2020. Холст, масло



Случайное. Исчезнувшее село в Алтайском крае, 2020.
Лоскуты. Деревня в Кировской области, 2020.

окна
В деревне Перемилово местные экстрасенсы придают большое значение окнам. На ночь здесь их положено плотно занавешивать, потому что Лунный свет может повредить женщинам и девушкам. И вообще: если посмотреть на Луну через окно в полнолуние, можно заболеть лунатизмом и даже повредиться умом. А еще, приехав в деревню Перемилово, я обнаружил, что окна здесь служат прежде всего для того, чтобы в них стучать. И это гораздо важнее, чем стучать в дверь. Стук в окно в деревне - это целая сигнальная система. По нему можно распознать и характер стучащего, и суть информационного сообщения. Робкий, извиняющийся - «Художник, а у тебя выпить есть?» Настойчивый, громкий - «Убери с дороги свой драндулет!» Настырный - «Ну ты даёшь, бляха-муха, я знаю, что выпить есть, а ты, гад, не открываешь!» Ну и так далее… При этом, согласно деревенскому этикету, к тебе в дом никто не ломится, даже если душа горит. В дом деревенские заходят, только когда их позовут. Снимают обувь за порогом и садятся куда-нибудь на краешек, вежливые и притихшие - хотя минуту назад, во дворе, крыли тебя матюками. И в окна, даже стуча в них, деревенские не заглядывают. Мой дом - моя крепость. А чужой дом - чужая крепость, и соваться туда можно, если только хозяин тебя пригласит. Такая вот деревенская этика.
Любаров



Долгое ожидание, 2015. Холст, масло



Чехарда, 2006. Холст, масло



Пикник на матрасе, 2020. Холст, масло



Праздник капусты, 2015. Холст, масло



Ранняя весна, 2014. Холст, масло



Надя просит Колю полетать, 2015. Холст, масло



Дождь на Кудыкиной горе, 2015. Холст, масло

гуляние по крышам
Перемиловские экстрасенсы уверяют, что гулять по крышам иногда бывает полезно, но только в полнолуние, и не сильно набравшись. Мне тоже приходилось «гулять» по крыше нашего старого дома, но не для удовольствия, а по необходимости. Покрытая рубероидом крыша регулярно продырявливалась - и в дождливые дни вода заливала мою мастерскую. С молотком в зубах я полз по крыше и прибивал к ней заплатки. Диверсии устраивали сороки: это они своими стальными клювами долбили крышу - у них было такое чувство юмора. По моем приезде в деревню, эти сороки, как и все местные жители, смекнули, что я - этакий городской дурачок, у которого грех не украсть, все равно ничего не замечу. Поначалу стало пропадать мыло у рукомойника. Когда я построил летний душ, мыло стали красть и оттуда. А однажды я забыл в душе очки - и вот это уже было трагедией. Я сразу спохватился, побежал назад, но сороки, разумеется, очки уже сперли. А мыло на этот раз оставили, сволочи. А однажды я забыл в душе мобильник. Сороки долго ждали своего часа - и дождались. Через день исклеванный и неработающий телефон - с вопросом: «Это твой мудильник?» - мне принес сосед дядя Леша, нашедший его возле родника.
Ну, и последним актом драмы стала долбежка клювами крыши. На моих картинках есть немало персонажей, которые, обхватив колени руками, сидят на крыше - то ли в отчаяньи, то ли в прострации. Это, вероятно, те, которые проиграли битву с сороками… Короче говоря, когда латать крышу стало бессмысленно, я начал строить новый дом. Сейчас я думаю, что сороки действовали в сговоре с моей женой, которая уже давно намекала, что - с рождением внуков - старый дом нам стал тесноват.
Любаров



Лунатики, 2006. Холст, масло



Михалыч снимает с Нади венец безбрачия, 2023. Холст, масло



сахар
В отличие от представителей официальной медицины, перемиловские экстрасенсы сомневаются в том, что сахар - это белая смерть. В составе самогона сахар так уж точно полезен, говорят они. Я тоже думаю, что вред сахара - вопрос непростой, поскольку меня самого «белая смерть» морила-морила, но так и не заморила. Было время, когда я пил чай с 16 (шестнадцатью!) ложками сахара. Теперь об этом страшно подумать, но после войны все вокруг были убеждены в том, что сахар полезен для мозгов. В семье пили жутко сладкий чай, но все-таки с ложками пятью-шестью - экономили на себе, чтобы побольше сахару доставалось Вовочке. Пусть хоть я вырасту умным. 16 ложек сахара продержались в моей жизни очень долго, лет двадцать, а то и больше. Мое прозрение началось, когда я вышел на работу в журнал «Химия и жизнь». Придя туда, я стал сыпать сахар в чай, как обычно, чем привел в ужас заместителя главного редактора Черненко. «Сколько вы сыпете сахара! - кричал он. - Как вы до сих пор живы?!» - И не упускал случая прочитать мне лекцию о том, как от сахара распадаются кости и возникают другие несусветные болезни. Я впечатлялся - и потихоньку приноровился класть в чай уже не 16, а 15 ложек сахара. Потом 13… 10…
Как-то я пришел утверждать оформление очередного номера журнала домой к Бороде, главному редактору «Химии и жизни» - академику Петрянову-Соколову. Тот во всем подражал Курчатову, поэтому даже бороду отрастил точь-в-точь такую же. И вот эта борода страшно затряслась, когда я бухнул в чашку свои 10 ложек сахара. Что бы с ним было, если бы я положил 16, подумал я. Академик слыл очень экономным человеком, да. С тех пор пить чай при нём я остерегался. Но вот к переезду в деревню я пришел уже с чаем без сахара. Как раз к этому времени в продаже появилось множество сортов чая - и я научился различать их вкус. А сахар этот вкус может даже испортить.
Любаров



Яблоки, печёные на скорую руку, 2009. Холст, масло



Бутерброды с красной икрой, 2009. Холст, масло. Частная коллекция





Можно продолжить - Свободу Дональду Трампу!
Источники информации - кураторский текст на стендах и этикетаж.

наив, Россия, живопись, выставки

Previous post Next post
Up